Архив статей журнала
Исследуется важное событие в общественной и научной жизни Ленинграда накануне Великой Отечественной войны - 120-летие Ленинградского университета, которое широко отмечалось в 1939 году. В торжествах приняли участие видные государственные и партийные чиновники, представители научной общественности и творческой интеллигенции. Рассматривается общественно-политический контекст, в котором проходила подготовка праздничных мероприятий, реконструируется их ход и освещение в периодической печати. Делается вывод о том, что в условиях тоталитарного режима юбилей учреждения рассматривался его администрацией и сотрудниками в качестве повода обратить внимание чиновников на свои нужды. Советская власть, в свою очередь, использовала годовщину для демонстрации не только успехов науки в послереволюционную эпоху и организации просветительских мероприятий для жителей города, но и изменений в положении интеллигенции в обществе. Юбилей 1939 года оказал существенное влияние на формировавшийся в то время канонический взгляд на историю Санкт-Петербургского / Ленинградского университета и место его профессоров, преподавателей и студентов в освободительном движении.
На материалах Департамента народного просвещения, Еврейского комитета и личного архива С. С. Уварова рассматриваются проблемы министерской политики по «еврейскому вопросу» в Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Исследуются планы преобразований еврейских школ и их практическая реализация - от начала разработки С. С. Уваровым реформы еврейских училищ в 1835 году до утверждения Николаем I положения «О еврейских казенных училищах» в 1844 году. Показано, как проект С. С. Уварова трансформировался в ходе деятельности Еврейского комитета, возглавляемого П. Д. Киселевым, и какое влияние на концепцию министра народного просвещения оказали еврейские просветители. Рассматривая политику С. С. Уварова по «еврейскому вопросу» как отражение доктрины «мягкой силы», автор оценивает школьные проекты министра как полноценную реформу, имевшую серьезные предпосылки, но претерпевшую значительные изменения в ходе обсуждения в Еврейском комитете.
Служба С. С. Уварова в должности попечителя Санкт-Петербургского учебного округа в 1811-1821 годах до сих пор не привлекала серьезного внимания исследователей. Однако именно этот период государственной деятельности Уварова был определяющим для формирования его общественно-политических взглядов и набора методов администрирования, соответствовавшего образу «просвещенного бюрократа». В статье на материалах ведомственного и университетского делопроизводства, в частности журналов Конференции Санкт-Петербургского университета и его предшественников - Педагогического и Главного педагогического институтов, исследовано одно из направлений деятельности Уварова - взаимодействие с профессорско-преподавательской корпорацией столичного университета. Установлено, что Уваров в соответствии со своими прямыми обязанностями попечителя осуществлял постоянную коммуникацию с «ученым сословием». Его взаимоотношения с профессурой выстраивались в рамках формального поля и охватывали разнообразные вопросы: постановку учебного процесса в институте / университете, прием и распределение студентов, замещение кафедр, доведение указов императора или Сената. Уваров твердо стоял на стороне академических привилегий, дарованных уставами 1804 года, его стиль общения с профессурой отличался взаимоуважением и конструктивностью, в то время как «ученое сословие» пользовалось академической автономией: инициировало собственные проекты преобразований и даже подвергало критике предложения попечителя. Взаимодействуя с академическим сообществом в целом, Уваров также оказывал персональную поддержку отдельным профессорам. Усилия Уварова по налаживанию атмосферы сотрудничества на благо развития науки стали залогом устойчивого развития университета, несмотря на кризис в управлении просвещением, проявившийся в конце 1810-х - начале 1820-х годов.
Объектом исследования является деятельность Главного правления училищ, центрального коллегиального органа Министерства народного просвещения, при министре графе Алексее Кирилловиче Разумовском в 1810-1816 годах. Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью этого вопроса в отечественной историографии. Анализируется роль министра в обсуждении и принятии решений в Главном правлении училищ. В качестве основных источников используются журналы Правления, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве, ранее в полном объеме не введенные в научный оборот. В обязанности членов Правления входило рассмотрение учебных и хозяйственных вопросов, связанных с образовательными учреждениями Российской империи. Разумовский, довольно активно включившийся в службу по министерству в первые годы после своего назначения, довольно быстро охладел к текущей работе в Правлении. Количество дел, рассматривавшихся на заседаниях, постепенно уменьшалось, а попечители учебных округов, будучи основными членами этого совещательного органа, перестали появляться в столице и участвовали в работе Правления только по переписке. Таким образом, министр народного просвещения на определенное время замедлил ход образовательных реформ в Российской империи.
В центре внимания авторов статьи - язык конфликта, который использовали представители различных политических сил в ходе кризисов 1917 года. Данная проблема впервые рассматривается на материалах находившейся на периферии революционных событий Олонецкой губернии. На основе анализа прессы, выходившей в столице губернии - Петрозаводске, исследованы особенности употребления слов, оформляющих и структурирующих конфликты, проанализированы политические контексты этих высказываний. Авторы приходят к следующим выводам: несмотря на то, что политическая борьба в крае развивалась не так остро, как в некоторых других регионах, язык конфликта оказал существенное воздействие на политическую ситуацию, а используемая разными политическими авторами риторика способствовала углублению многомерного раскола местного сообщества. Анализ языка противостояния в 1917 году позволяет приблизиться к пониманию культурных истоков гражданской войны.
Статья посвящена памяти Г. Н. Богдановой - историка Карелии, которой 28 февраля 2025 года отмечается 100 лет со дня рождения. На основе контекстуального подхода к биографическим источникам представлены важнейшие вехи ее жизненного пути и деятельности в сфере науки и образования. Г. Н. Богданова относится к первому поколению женщин-ученых из национальных окраин России, которые в советский период получили высшее образование, стали кандидатами наук и занимались исследованиями и преподаванием. Основными направлениями ее научной деятельности были история Карелии во второй половине XVIII века, в первые годы советской власти и история Европейского Севера России в годы военной интервенции и Гражданской войны. В контекстуальной биографии Г. Н. Богдановой отразились судьбоносные моменты в истории вепсского народа, связанные с резкими переменами в национальной политике, тяжелые годы Великой Отечественной войны, исследования советских историков Карелии, история Петрозаводского университета.
Внимание автора сосредоточено на оценках политических и правовых ограничений экономической войны в западной историографии. На примере развития торгово-экономических связей скандинавских стран, прежде всего с Великобританией и Германией, до 1914 года и в период Первой мировой войны исследуется специфика «нейтральной торговли» и попытки ограничить ее странами Антанты с целью экономического удушения противника. Особое внимание уделяется правовым аспектам «нейтральной торговли», борьбе с контрабандной торговлей с Центральными державами через нейтральные страны, деятельности Министерства блокады. Автор резюмирует, что предпосылки для «нейтральной торговли» в военное время были созданы усилиями самой Антанты на конференциях в Гааге и Лондоне в 1907-1909 годах, однако в период союзнической блокады достигнутые договоренности не раз нарушались противоборствующими сторонами. Стремление контролировать торговлю и вовлечь экономику нейтральных стран в военно-экономические усилия Антанты в целом обусловило значение североевропейского региона в стратегии втягивания скандинавских стран на сторону Антанты.
Анализируются взгляды профессора истории Восточной Азии Ма Юйсинь на зарождение женского движения в Китае. Цель исследования заключается в изучении истории женской прессы и деятельности женщин-журналистов в Цинском Китае конца XIX века в работе Ма Юйсинь «Женщины-журналисты и феминизм в Китае, 1898-1937» с применением историко-сравнительного и ретроспективного методов. Основной задачей является анализ тематики статей на страницах газеты «Женское образование» 1898 года. Женщины-журналисты выступали за гендерное равенство, привлекали внимание читателей к национальным проблемам и подчеркивали значение роли женщины в укреплении государственности. Результаты исследования позволяют прийти к выводу, что женщины-журналисты с 1898 года активно дискутировали на темы, касающиеся дальнейшей судьбы китайской женщины: бинтование ног, образование, независимость, равенство, брак, материнство, политические права.
Освещается просветительская и издательская деятельность Павла Петровича Глезденёва - выдающегося педагога и общественного деятеля, внесшего значительный вклад в развитие образования, культуры и печати народов Поволжья. Цель статьи - проследить основные этапы биографии П. П. Глезденёва, выявить его вклад в становление первых газет на удмуртском и марийском языках. Использованы материалы периодической печати, а также научные труды исследователей по данной проблематике. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения вклада П. П. Глезденёва в развитие национальной прессы и просвещения марийского, удмуртского и других народов, что долгое время оставалось недооцененным. Новизна работы заключается в комплексном анализе его роли как организатора и редактора первых газет на марийском и удмуртском языках. Исследование показывает, что П. П. Глезденёв успешно реализовал свои проекты в сложных исторических условиях, заложив основы для формирования первых журналистских кадров среди марийцев и удмуртов. Наследие П. П. Глезденёва остается значимым для изучения истории культурного и образовательного развития народов Поволжья, подчеркивая его роль как одной из ключевых фигур в становлении их национальной идентичности.
Проанализирована мировая грамота, датируемая 13 июля 6883 (1375) года, которая сохранилась в составе архива Палеостровского монастыря. Грамота устанавливала межу и разрешала территориальный спор между челмужским боярином Григорием Семеновичем и жителями трех заонежских погостов и поселений, расположенных на западном берегу Повенецкого залива. Локализация топонимов свидетельствует о том, что по мировой грамоте боярину Григорию Семеновичу отходил весь Челмужский погост - округ общей площадью около 170 тыс. десятин, что приблизительно сопоставимо с территорией трех заонежских погостов. Показано, что вмешательство старосты Имоченицкого погоста Артемия Ори с «племенем» в территориальный конфликт позволяет считать, что были затронуты не только экономические, но и этнические интересы при-оятских вепсов. Земли Шунгского, Толвуйского и Челмужского погостов рассматривались вепсским «племенем» как принадлежащие сообществу, несмотря на то, что участки находились в собственности боярина.