Архив статей журнала
Энергетическая отрасль экономики — одна из динамично развивающихся и инвестиционно выгодных сферы, куда активно внедряются новые технологии. На повестке дня стоит цифровизация и один из ее важнейших продуктов — искусственный интеллект (далее — ИИ), как популярный и перспективный комплекс технологических решений, применяемых в различных сферах, в том числе и ТЭК. В качестве основного риска полноценного внедрения технологий ИИ в энергетический комплекс, а также создания инвестиционно выгодных условий для их дальнейшего развития отмечают несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей общие и отраслевые аспекты. В представленной статье анализируется современное состояние правового регулирования технологий ИИ и робототехники в энергетической сфере Российской Федерации, а также приведены некоторые примеры зарубежного правового опыта по рассматриваемой теме. В качестве перспективных примеров были выбраны юрисдикции Европейского союза (с последующим внедрением правовых норм в национальное законодательство государств-членов) и Великобритании. Следует отметить, что в каждом из выбранных государств был принят целый комплекс программных документов, закрепляющих цели и задачи развития ИИ, а также определяющих основные угрозы дальнейшего внедрения данных технологий в различные сферы экономики, а том числе энергетическую. В то же время имеют место и существенные различия в законодательных подходах. Совокупность изученного опыта позволяет совершенствовать национальное законодательство в сфере внедрения технологий ИИ и робототехники в ТЭК РФ. Представляется необходимым проведение унификации на уровне федерального закона, регулирующего общие положения ИИ. Кроме того, требуется актуализация специального законодательства в области энергетики, в том числе путем принятия новых нормативно-правовых актов на уровне подзаконного регулирования, обеспечивающих энергетическую безопасность.
БРИКС продолжает активно развиваться, формируя совместные подходы к сотрудничеству в различных направлениях, среди которых энергетическое сотрудничество имеет существенное значение. В рамках диалога, конструктивных дискуссий представители государств-членов БРИКС обсуждают текущее состояние, проблемные аспекты международного взаимодействия по различным направлениям, определяют перспективы дальнейшего развития сотрудничества. Каждый год работы БРИКС, проводимые мероприятия вызывают справедливый интерес. В течение 2024 года – в год председательства Российской Федерации в БРИКС – прошло много мероприятий по различным направлениям сотрудничества в сфере энергетики. По результатам встреч, дискуссий сформулированы заслуживающие внимания предложения, которые могут существенно повлиять на дальнейшее укрепление энергетического правопорядка и развитие международных энергетических связей.
Текущее международно-правовое регулирование в сфере энергетики в рамках БРИКС на сегодняшний день осуществляется на двусторонней основе между государствами-членами БРИКС, которые предусматривают различные формы сотрудничества в отраслях энергетики. Анализ заключенных межправительственных соглашений между государствами-членами БРИКС показывает, что данные соглашения на сегодняшний день можно подразделить на несколько условных групп: соглашения о сотрудничестве в нескольких отраслях энергетики; соглашения о сотрудничестве в двух отраслях энергетики; соглашения о реализации энергетического проекта в одной отрасли энергетики. Следует отметить схожесть принципов международного сотрудничества в сфере энергетики, закрепленных в действующих заключенных международных договорах государств-членов БРИКС, что является хорошей предпосылкой для того, чтобы в последующем такие принципы стали основными принципами и во взаимоотношениях с другими государствами-членами БРИКС.