Архив статей журнала
Настоящая научная статья посвящена исследованию механизмов привлечения субъектов топливно-энергетического комплекса к административной ответственности в целях их совершенствования. Изучение специфичных аспектов в процессе привлечения к административной ответственности субъектов топливно-энергетического комплекса имеет высокую значимость и актуальность, поскольку правонарушения в данной отрасли могут привести к серьезным экологическим последствиям, угрозе безопасности и здоровью населения, к нарушению энергетической безопасности государства. Именно поэтому разработка эффективных мер по привлечению субъектов к административной ответственности является неотъемлемой частью обеспечения устойчивого и безопасного развития топливно-энергетического комплекса. Автором выявлены причины, приводящие к риску совершения субъектами топливно-энергетического комплекса административных правонарушений, а также предложены для предотвращения их совершения конкретные меры, носящие многосторонний характер. Затронутые в статье вопросы позволяют более глубоко понять механизмы и особенности привлечения субъектов топливно-энергетического комплекса к административной ответственности, что способствует разработке эффективных стратегий и мер по предотвращению правонарушений в данной сфере.
Энергетическая отрасль экономики — одна из динамично развивающихся и инвестиционно выгодных сферы, куда активно внедряются новые технологии. На повестке дня стоит цифровизация и один из ее важнейших продуктов — искусственный интеллект (далее — ИИ), как популярный и перспективный комплекс технологических решений, применяемых в различных сферах, в том числе и ТЭК. В качестве основного риска полноценного внедрения технологий ИИ в энергетический комплекс, а также создания инвестиционно выгодных условий для их дальнейшего развития отмечают несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей общие и отраслевые аспекты. В представленной статье анализируется современное состояние правового регулирования технологий ИИ и робототехники в энергетической сфере Российской Федерации, а также приведены некоторые примеры зарубежного правового опыта по рассматриваемой теме. В качестве перспективных примеров были выбраны юрисдикции Европейского союза (с последующим внедрением правовых норм в национальное законодательство государств-членов) и Великобритании. Следует отметить, что в каждом из выбранных государств был принят целый комплекс программных документов, закрепляющих цели и задачи развития ИИ, а также определяющих основные угрозы дальнейшего внедрения данных технологий в различные сферы экономики, а том числе энергетическую. В то же время имеют место и существенные различия в законодательных подходах. Совокупность изученного опыта позволяет совершенствовать национальное законодательство в сфере внедрения технологий ИИ и робототехники в ТЭК РФ. Представляется необходимым проведение унификации на уровне федерального закона, регулирующего общие положения ИИ. Кроме того, требуется актуализация специального законодательства в области энергетики, в том числе путем принятия новых нормативно-правовых актов на уровне подзаконного регулирования, обеспечивающих энергетическую безопасность.