Архив статей журнала
Введение. Актуальность вопросов организации оперативно-розыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений, определяется тем, что появление новых форм и методов осуществления преступной деятельности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, ставит перед необходимостью пересмотра прежних и выработки новых подходов к вопросам использования потенциала оперативно-розыскной деятельности для сдерживания и контроля преступности.
Целью работы является формирование теоретических положений, расширяющих научные представления о формах осуществления органами внутренних дел оперативно-розыскного контроля за лицами, склонными к совершению преступлений, а также предложений по совершенствованию правовых основ данной деятельности. Методы. Методологическую основу работы составил диалектический метод познания явлений и процессов реальной действительности, предполагающий их изучение в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
При подготовке статьи также использовались общенаучные методы познания: теоретические (обобщение, системно-структурный, научная абстракция); формально-логические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия); эмпирические (сравнение, описание). Из частнонаучных методов познания применялись сравнительно-правовой, статистический, контент-анализ, формально-юридический.
Результаты. Автором определяются ключевые понятия в рассматриваемой сфере правоотношений (оперативно-розыскной контроль органов внутренних дел, специальное наблюдение, оперативно-профилактическое наблюдение), содержание и особенности которых раскрываются в тексте работы. Рассмотрены теоретико-правовые аспекты организационно-тактических форм оперативно-розыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений. Акцентируется внимание на важности дифференциации объектов контроля в зависимости от их социально-правового статуса и степени потенциальной общественной опасности, поскольку это определяет применяемый инструментарий - объем привлекаемых сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
Заключение. Автор приходит к выводу о необходимости формирования научно обоснованной теоретической модели в виде проекта Концепции развития системы оперативно-розыскного контроля за лицами, склонными к совершению преступлений, которая с учетом возникновения качественно новых видов криминальных угроз имеет существенное значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Целью работы является формулирование предложений по совершенствованию нормативной правовой основы деятельности оперативных подразделений уполномоченных государственных органов по обеспечению особого правового режима военного положения.
Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, отмечается наличие существенной теоретико-правовой проблемы, влияющей на эффективность практической деятельности уполномоченных государственных органов на территории новых субъектов Российской Федерации, которая заключается в несбалансированности действующего российского законодательства, регулирующего вопросы оперативно-розыскного обеспечения военного положения.
В основной части анализируются соответствующие положения Федерального конституционного закона «О военном положении» и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» на предмет их соответствия и достаточности правового регулирования рассматриваемой сферы. Акцентируется внимание на том, что цели военного положения не конкурируют с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности (защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, безопасности общества и государства от преступных посягательств) и не подменяют их, поэтому необходимо формирование комплексного законодательного регулирования оперативно-розыскного обеспечения военного положения, в том числе устанавливающего основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на максимальную реализацию разведывательно-поисковых возможностей оперативных подразделений в данных условиях.
В заключительной части изложены предложения по внесению изменений и дополнений в действующее российское законодательство, направленных на повышение эффективности деятельности оперативно-розыскных органов по решению задач режима военного положения.
Введение. Анализируется проявление принципа презумпции невиновности в оперативно-розыскной деятельности с учетом ее вспомогательного характера применительно к задачам уголовного судопроизводства. При этом данный конституционный принцип рассматривается применительно к оперативно-розыскной деятельности, учитывая общность публично-правовых отношений по поводу проверки информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, которые подпадают под действие как Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, так и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в силу чего выдвигается гипотеза об общности и рассматриваемого фундаментального принципа уголовного судопроизводства.
Методология. Проведен анализ положений указанного Федерального закона и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в соотношении с нормативными требованиями Конституции Российской Федерации, задействованы правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие вопросы оперативно-розыскной деятельности и презумпции невиновности.
Цель исследования заключается в развитии идей профессора В. А. Лукашова относительно действия конституционного принципа презумпции невиновности в оперативно-розыскной деятельности.
Автор приходит к выводу, что по смыслу взаимосвязанных положений указанных Кодекса и Федерального закона оперативно-розыскная деятельность не вступает в противоречие с презумпцией невиновности, а дополняет, усиливает гарантии данного конституционного принципа в уголовном судопроизводстве средствами этой деятельности.
Определены цели, содержательные признаки и само понятие оперативно-розыскного обеспечения правового режима военного положения, приведен примерный перечень частных задач, решаемых оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в рамках данной деятельности. Автор указывает на проблему неизученности оперативно-розыскного обеспечения правового режима военного положения. Данное обстоятельство осложняется еще и тем, что территории субъектов Российской Федерации, на которых введено военное положение, относятся к так называемым новым территориям, недавно вошедшим в состав Российской Федерации и не в полном объеме (часть данных территорий продолжает находиться под оккупацией). Оперативно-розыскное обеспечение военного положения определяется как комплекс проводимых при усилении режима секретности в особом порядке оперативно-розыскных мероприятий и действий оперативными подразделениями компетентных органов из числа сил, обеспечивающих военное положение на территории, на которой оно введено, в течение срока его действия в отношении определенных объектов в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации и защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.