Архив статей журнала
Обеспечение экономической безопасности объектов автотранспортной инфраструктуры является основой гарантии безопасности регионов, государства, фундаментом государственной независимости, условием прогрессивного социально-экономического развития. Целевой ориентир исследования направлен на разработку и апробацию методики оценки экономической безопасности автотранспортной инфраструктуры, позволяющую определить интегральный индикатор инфраструктурного обеспечения. Гипотеза исследования: высокий уровень инфраструктурного обеспечения автотранспорта федеральных округов позволит укрепить национальную и региональную конкурентоспособность. Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения обеспечения экономической безопасности и развития автотранспорта региона. Используя системный подход, определено, что под экономической безопасностью автотранспортной инфраструктуры региона следует понимать способность субъектов хозяйствования автотранспортной сети обеспечивать защиту своих экономических интересов. Дана оценка состоянию инфраструктурных объектов автотранспорта отдельных регионов Центрального и Южного федеральных округов. Проведен анализ уровня экономической безопасности автотранспортной сети регионов Российской Федерации, а также рассчитан интегральный индикатор, отражающий ее состояние. Согласно принятой градации уровней экономической безопасности автотранспортной инфраструктуры, из рассматриваемой группы регионов Белгородская область обладает надежной экономической защитой, а Ростовская область характеризуется относительным уровнем экономической безопасности. Краснодарский край и Московская область обладают достаточным уровнем экономической безопасности. Полученные результаты дадут возможность разработать организационно-экономический механизм безопасности, учитывающий особенности и специфику автотранспортной деятельности каждого региона.
Целью настоящего исследования является систематизация экономических эффектов использования социальных медиа в условиях формирования цифрового общества. В качестве объекта исследования были определены социальные медиа, предметом исследования выступили экономические отношения, формирующиеся в цифровой экономике при использовании социальных медиа. Для анализа теоретико-методологических подходов к анализу социальных медиа в системе экономических отношений мы использовали контент-анализ научных исследований в отечественной и зарубежной литературе, логический и сравнительный анализы. Дано определение социальных медиа как платформ для информационных коммуникаций, направленных на создание социальных сетей различного содержания. Проанализированы отдельные направления использования социальных медиа в экономических отношениях. Представлена авторская типология социальных медиа, в которой выделены глобальные и национальные социальные сети (Facebook, LinkedIn, «Однокласники, ВКонтакте», Qzone, Mixi, Copains d’avant), сайты обмена творчеством (YouTube, Instagram, Douban, Flickr), сайты совместного пользования (Wikipedia), мессенджеры (Skype, WhatsApp, WeChat, Telegram), блог-платформы и микроблоги (Twitter, LiveJournal, Sina Weibo, Ameba, Plurk). Выделены экономические эффекты использования социальных медиа. Определены как положительные, так и отрицательные воздействия на субъекты экономических отношений. Так, на миниэкономическом уровне использование социальных медиа снижает операционные издержки фирмы, а, с другой стороны, требует дополнительных финансовых и кадровых ресурсов для создания внутрифирменной корпоративной сети. На микроэкономическом уровне использование социальных медиа расширяет рынки сбыта продукции, с другой стороны - усиливается конкуренция между фирмами. Формирование сетей на мезоэкономическом уровне является положительным эффектом, но при этом происходит изменение отраслевых пропорций в экономике в сторону преобладания сферы услуг. И, наконец, на макроэкономическом уровне использование социальных медиа стимулирует развитие внутреннего рынка, но также возрастают издержки контроля и поддержания экономических институтов. Определено, что адекватным инструментарием анализа социальных медиа с позиций институциональной экономической теории выступает авторская концепция эконотроники.
Превращение российских городов в самостоятельные центры экономического развития требует от исследователей более пристального изучения способов формирования успешных территориальных образований, аккумулирующих лучший человеческий капитал и инвестиции, а также систематизации применяемых их руководством инструментов управления. В статье содержится обобщение мирового опыта реализации предпринимательского подхода к управлению городом. Теоретическую основу исследования составляет концепция города-предпринимателя, активно разрабатываемая в течение последних десятилетий за рубежом. Авторы видят цель своей работы в том, чтобы, используя кейсы из современной истории городов стран Европы, США и Китая, выявить наиболее успешные инструменты управления, а также определить общие условия их эффективного применения, независимо от страновых особенностей. В статье уточнено понятие «город-предприниматель», в соответствии с ним предложена авторская классификация управленческих инструментов и сложившихся на их основе управленческих практик, сформулированы условия успешной реализации концепции города-предпринимателя. Установлено, что городпредприниматель может «выращиваться» и успешно функционировать при различных правилах игры, независимо от степени защищенности прав собственности, развития гражданского общества, политической культуры. Полученные результаты позволяют утверждать, что предпринимательский подход к управлению городом может стать способом развития российских городов, однако на данный существует ряд институциональных барьеров, препятствующих его успешному применению. В дальнейшем необходимо выработать алгоритм применения концепции города-предпринимателя в российском экономическом пространстве.
В современных условиях основной задачей социально-экономического развития российских регионов является повышения уровня благосостояния, уровня и качества жизни населения. Именно инвестиции являются основным инструментом, позволяющим решать задачи по повышению эффективности экономики, осуществления структурных сдвигов, внедрения современных достижений технического прогресса, улучшению показателей экономической безопасности. Инвестиционная безопасность региона является одним из самых важных элементов экономической безопасности. Она определяет решение проблемы модернизации и развития экономики отдельного региона. Актуальность темы заключается в том, что инвестиционная безопасность региона является объективной причиной усиления диспропорций в региональном развитии страны. Гипотеза данного исследования заключается в том, что повышение уровня инвестиционной безопасности регионов России способствует социально-экономическому росту и развитию регионов. Цель исследования - разработка практических рекомендаций для повышения уровня инвестиционной безопасности регионов РФ. В ходе исследования, во-первых, рассмотрены теоретические и методологические основы понятия «региональная инвестиционная безопасность», во-вторых, проведен расчет уровня инвестиционной безопасности регионов, в-третьих, проведен корреляционный анализ влияния инвестиционной безопасности на социально-экономическое положение регионов. Выявление взаимосвязи между показателями инвестиционной безопасности и показателями социально-экономического развития - основной аспект работы. В результате гипотеза о влиянии инвестиционной безопасности региона на его социально-экономическое положение получила свое подтверждение. Сделан следующий вывод: для решения проблемы межрегиональной дифференциации следует в первую очередь обеспечить повышение инвестиционной безопасности региона, используя целый комплекс мероприятий. В период модернизации экономики обеспечение инвестиционной безопасности должно стать приоритетным направлением деятельности государства и региона.
В современных условиях теневая экономика является одной из ключевых проблем в жизни подавляющей части стран мирового сообщества. Исследованиям проблем теневой экономики посвящены труды многих ученых и практиков, в которых развито много подходов к ее выявлению и оценке. Целью настоящей статьи является проведение современной оценки масштабов распространения теневой экономики в отдельных регионах Российской Федерации и определение ее прогнозных оценок в зависимости от сценариев социально-экономического развития регионов. Центральным объектом исследования в работе выступает Свердловская область - крупнейший промышленный центр современной России. В качестве методического аппарата для оценки масштабов распространения теневой экономики в регионе была выбрана методика, предложенная сотрудниками Байкальского государственного университета, в основе которой лежит сопоставлении данных статистической и налоговой отчетности. Оценка масштабов распространения теневой экономики проводилась в период 2006-2017 гг. для Свердловской, Кемеровской, Вологодской, Челябинской, Липецкой и Новосибирской областей, которые были объединены в одну группу по ряду сходных признаков. Полученные результаты показали, что практически на протяжении всего расчетного периода наблюдалась достаточно устойчивая тенденция роста теневой экономики на большей части исследуемых территорий. В основу прогнозирования масштабов распространения теневой экономики было положено экономико-статистическое моделирование. Для построения модели было отобрано 13 влияющих факторов (переменных), характеризующих различные аспекты влияния теневой экономики на социально-экономическое положение территории и воздействия на теневой сектор со стороны государственных контролирующих органов. Прогнозные оценки масштабов распространения теневой экономики в Свердловской области, полученные при непосредственном использовании построенной модели, показали, что при существующих тенденциях в социально-экономическом развитии региона в перспективный период ожидается дальнейший рост объемов теневой экономики, что следует рассматривать как негативную тенденцию.