Превращение российских городов в самостоятельные центры экономического развития требует от исследователей более пристального изучения способов формирования успешных территориальных образований, аккумулирующих лучший человеческий капитал и инвестиции, а также систематизации применяемых их руководством инструментов управления. В статье содержится обобщение мирового опыта реализации предпринимательского подхода к управлению городом. Теоретическую основу исследования составляет концепция города-предпринимателя, активно разрабатываемая в течение последних десятилетий за рубежом. Авторы видят цель своей работы в том, чтобы, используя кейсы из современной истории городов стран Европы, США и Китая, выявить наиболее успешные инструменты управления, а также определить общие условия их эффективного применения, независимо от страновых особенностей. В статье уточнено понятие «город-предприниматель», в соответствии с ним предложена авторская классификация управленческих инструментов и сложившихся на их основе управленческих практик, сформулированы условия успешной реализации концепции города-предпринимателя. Установлено, что городпредприниматель может «выращиваться» и успешно функционировать при различных правилах игры, независимо от степени защищенности прав собственности, развития гражданского общества, политической культуры. Полученные результаты позволяют утверждать, что предпринимательский подход к управлению городом может стать способом развития российских городов, однако на данный существует ряд институциональных барьеров, препятствующих его успешному применению. В дальнейшем необходимо выработать алгоритм применения концепции города-предпринимателя в российском экономическом пространстве.
Идентификаторы и классификаторы
Экономика России сегодня характеризуется высоким уровнем централизации бюджетных средств. Регионы отличаются между собой объемом зависимости от федеральных трансфертов, но в том или ином виде федеральные вливания получают все3. Еще более зависимой выглядит ситуация в муниципалитетах, где деятельность администрации городов фактически сводится к «хождению в регион» за средствами. В этих условиях легко сделать вывод о том, что предпринимательский подход к управлению городом на локальном уровне в России не работает. Однако можно найти обратные примеры, когда администрации российских городов отчетливо понимают, что действовать надо не под девизом «где взять деньги», а «что делать, когда денег нет и не будет».
Список литературы
1. Баскакова И.В., Сульдина О.В. Город-предприниматель в российской экономической реальности: проблема идентификации // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2017. Том 16, № 4. С. 597-622. EDN: ZIONJZ
2. Бурдьё П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 c. EDN: QOGTMH
3. Визгалов Д. Маркетинг городов. М.: Фонд экономики города, 2008. 110 с.
4. Выступление главы Минстроя Михаила Меня на конференции Smart City, апрель 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. radidomapro.ru/ryedktzij/green/green/ minstroj-nazval-finalignyj-spisokpilotnych-gorodo-63863.php (дата обращения: 22.04.2019).
5. Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. М.: Эксмо, 2007. 832 с. EDN: QRQQRR
6. Костомарова Е. Государство в государстве // ГЕО. 10 июля 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geo.ru/puteshestviya/ gosudarstvo-v-gosudarstve (дата обращения: 27.08.2018).
7. Перцев А. Культ марш левой: Как у регионов не получилось стать культурными центрами // Коммерсант. 30.03.2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. kommersant.ru/doc/3925790 (дата обращения: 22.04.2019).
8. Полищук Л.И. Ждать начальства или скинуться самим: социальный капитал в жизни города // Стимулы, парадоксы, провалы: город глазами экономистов / под ред. В. Аузана. М.: Стрелка Пресс, 2015.
9. Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/57425 (дата обращения: 20.02.2019).
10. Приоритетные направления внедрения технологий умного города в российских городах. Экспертно-аналитический доклад. Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.csr.ru/ wp-content/uploads/2018/06/Report-Smart-Cities-WEB.pdf (дата обращения: 9.09.2018).
11. Селигмен Б. Йозеф А. Шумпетер и его новатор // Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968. 600 с.
12. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 597 с.
13. Chein S.-S., Wu F. The Transformation of China’s Urban Entrepreneurialism: The Case Study of the City of Kunshan // Cross Current. East Asian History Culture Review. 2011. Vol. 1. Р. 1-28.
14. Competitive Cities: A New Entrepreneurial Paradigm in Spatial Development // OECD Territorial Reviews. 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. oecd.org/cfe/regional-policy/competit ivecitiesanewentrepreneurialparadigm inspatialdevelopment.htm (дата обращения: 6.03.2018).
15. Dannestam T. The Entrepreneurial City in a Scandinavian Context: A Conceptual and Political Challenge? Department of Political Science, Lund University [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gla.ac.uk/media/media_47906_en.pdf (дата обращения: 12.05.2018).
16. Friedmann J. The World City Hypothesis // View Issue TOC. 1986. Vol. 17, Issue 1. Р. 69-83.
17. Genomeken. Hong Kong: Revelations In SHK Bribery Case; Collusion Between Politicians And Property Tycoons - OpEd // Eurasia Review. 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. eurasiareview.com/16072012-hongkong-revelations-in-shk-bribery-casecollusion-between-politicians-andproperty-tycoons-oped/ (дата обращения: 27.08.2018).
18. Harvey D. From Managerialism to Entrepreneurialism: The Transformation in Urban Governance in Late Capitalism // Geografiska Annaler. Series B, Human Geography. 1989. Vol. 71. P. 3-17.
19. Jessop B. The entrepreneurial city: Re-imaging localities, redesigning economic governance, or restructuring capital // Transforming Cities: Contested Governance and New Spatial Divisions / Edited by N. Jewson, S. MacGregor. London, New York: Routledge, 1997. Р. 28-41.
20. Jessop B., Sum N.-L. An Entrepreneurial City in Action: Hong Kong’s Emerging Strategies in and for (Inter-) Urban Competition // Urban Studies. 2000. Vol. 37, No. 12. P. 2287-2313. EDN: DNKPKX
21. John P. Local Governance in Western Europe. London: Sage, 2001. 202 р.
22. Halpern D. Social Capital. Cambridge: Polity, 2005. 22 р.
23. Kunshan Statistic Yearbook. 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://58.211.200.187:9146/ book/document/loadDoucment. action?documentType. documentTypeId=27/ (дата обращения: 18.07.2018).
24. MacLeod G. From urban entrepreneurialism to a ‘revanchist city’? On the spatial injustices of Glasgow’s renaissance // Antipode. 2002. Vol. 34, No. 3. P. 602-624.
25. Roberts S., Schein R. The Entrepreneurial City: Fabricating Urban Development in Syracuse, New York // Professional Geographer. 1993. Vol. 45, Issue 1. P. 21-33.
26. Taylor P.J. Measuring the World City Network: New Results and Developments // GaWC Research Bulletin 300 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lboro. ac.uk/gawc/rb/rb300.html (дата обращения: 24.04.2019).
27. The Entrepreneurial City: A How-To Handbook for Urban Innovators. Manhattan Institute for Policy Research, Center for Civic Innovation [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.manhattan-institute.org (дата обращения: 15.07.2018).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В современных социально-экономических условиях выпускники вузов оказываются дезориентированными на рынке труда. С одной стороны, у выпускников недостаточно знаний о реальных требованиях рынка труда к уровню и качеству подготовки молодых специалистов, а с другой - собственная оценка своих умений, навыков и профессиональных представлений не адекватной. Это обстоятельство обусловлено некоторой обособленностью высшего образования от реальных запросов рынка труда, том числе отсутствием механизмов распределения выпускников вузов по организациям, а также институтов трудоустройства и карьеры молодежи. Таким образом, актуальность исследования обусловлена существованием проблемы адаптации молодежи на рынке труда, требующей совершенствования, и усиливается тем, что она имеет практическую направленность. Материалы работы могут быть использованы в последующих научных исследованиях молодежного сегмента рынка труда, а также при подготовке учебных пособий и чтении учебных курсов в вузах по основам технологий трудоустройства и эффективному поведению молодежи на рынке труда. Актуальность проблемы эффективной занятости молодежи и регулирования молодежного сегмента рынка труда в условиях реформирования экономики определили выбор цели исследования, которая состояла в изучении мнения выпускников относительно собственных перспектив трудоустройства и необходимости оказания им более эффективной помощи со стороны вуза в вопросах повышения адаптационных возможностей и занятости. Анализ эмпирического материала, полученного с помощью метода анкетного опроса в ходе изучения мнения студенческой молодежи в возрасте от 20 до 21 года на базе УрФУ в г. Екатеринбурге, показал: выпускники вуза демонстрируют повышенный уровень тревожности, сталкиваясь с трудностями в период поиска будущего места работы и трудоустройства, не обладая соответствующими навыками поведения на рынке труда и технологиями поиска и трудоустройства; вузу необходимо уделять особое внимание вопросам содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников.
Исследование посвящено эмпирическому анализу влияния человеческого капитала на производительность российских предприятий. Цель исследования состоит в выявлении характера и степени воздействия внешних эффектов от человеческого капитала в регионе на производительность предприятий. На основе базы данных «Руслана» по 76 769 российским фирмам за период с 2006 по 2015 г. оценено влияние внешних эффектов для фирм от развития человеческого капитала в регионе. В качестве основной эмпирической модели была разработана эконометрическая модель анализа панельных данных с фиксированными эффектами. В статье также представлены особенности каналов, посредством которых человеческий капитал влияет на деятельность фирм. Уделяется внимание моделям, посвященным взаимосвязи между человеческим капиталом и инновациями. Рассматривается индекс развития человеческого потенциала, разработанный ООН, а также предлагается его модификация для оценки человеческого капитала в российских регионах. Индекс интерпретируется как с позиции оценки достигнутого в регионах уровня жизни, так и с позиции возможного вклада человеческого капитала в повышение производительности фирм. Оценено место России в мире в контексте данного индекса, а также проанализирована ситуация в регионах России. Полученные в ходе эконометрического моделирования результаты подтверждают, что уровень развития человеческого капитала, наряду с внутренними характеристиками фирм, способствует росту производительности предприятий. Результаты исследования будут полезны для разработки стратегий развития фирм и их успешной реализации. Также результаты могут служить основой для разработки экономической политики, нацеленной на рост производительности и экономическое развитие. Совершенствование систем образования и здравоохранения, а также рост равенства возможностей и доходов, будут способствовать росту производительности российских предприятий.
Статья посвящена рассмотрению концептуальных основ формализованного моделирования показателей дивидендной политики и производных от них показателей рыночной активности (положения на рынке ценных бумаг) компании в условиях нейтрального подхода к осуществлению ее дивидендной политики как инструмента анализа и прогнозирования данных показателей. Методологическую основу исследования составили теория иррелевантности дивидендов, теория существенности дивидендной политики и концепция устойчивого развития компании. Показано, что формализация представления о нейтральном подходе к осуществлению дивидендной политики предполагает построения соответствующих ему моделей таких важнейших показателей, характеризующих дивидендную политику и рыночную активность компании, как коэффициент дивидендного выхода, коэффициент дивидендного покрытия, ожидаемая цена обыкновенной акции, дивидендная доходность обыкновенной акции и коэффициент котируемости обыкновенной акции (соотношение цены и прибыли на обыкновенную акцию). Построенные формализованные модели перечисленных выше показателей могут быть использованы в прогнозно-аналитических оценках значений этих показателей, а также позволяют выявлять причины их отклонения посредством расчета влияния на него содержащихся в этих моделях определяющих факторов, выполняемого соответствующими методами факторного анализа, в условиях нейтрального подхода к осуществлению дивидендной политики компании. Автор приходит к выводу, что разработанные им формализованные модели важнейших показателей дивидендной политики и производных от них показателей рыночной активности компании являются достаточно действенным инструментом их анализа и прогнозирования, обеспечивая принятие эффективных решений по управлению дивидендной политикой компании в условиях нейтрального подхода к ее осуществлению.
Расширение портфеля инструментов для управления финансами предприятия с целью повышения доходности вложений является актуальной задачей. В статье мы обсудили модель системы поддержки принятия торговых решений на финансовых рынках на основе вероятностного анализа и машинного обучения, которая может быть использована для ее решения. Целью работы является разработка и апробация модели системы поддержки принятия решений при совершении торговых операций с биржевыми финансовыми инструментами в рамках процесса управления финансами предприятия. Модель основана на технологиях машинного обучения, обеспечивающих получение больших объемов исходных данных, их первичную обработку, формирование многомерного пространства векторов признаков и его трансформацию. Метод прогнозирования рассмотрен на основе правила Байеса. Полученные байесовские вероятности собраны в гиперкуб, который используется для определения правил принятия торговых решений. Разработанная модель протестирована на исторических данных срочного рынка Московской биржи на примере фьючерса на индекс РТС в качестве основного инструмента для выполнения операций и фьючерса на курс доллара США к рублю в качестве вспомогательного инструмента, используемого для анализа. Для оценки результатов тестирования разработаны количественные метрики, включающие в себя количество и объем прибыльных и убыточных сделок, среднюю/средний прибыль/убыток в расчете на одну сделку. С их помощью проанализирована эффективность и границы применимости разработанной модели. Модель может быть реализована в виде программного HFT-робота, способного обеспечить вероятность получения прибыли, превышающую вероятность потерь. В качестве дальнейших шагов по развитию данной темы могут быть предприняты исследования механизмов формирования векторов признаков с помощью методов интеллектуального анализа данных.
Целью данной статьи является решение одной из нетривиальных задач производственной деятельности, возникшее на предприятии лесной направленности. Предприятие ставит целью расширение отдельных пунктов производства с последующим определением: объемов производства и транспортировки с каждой из точек (мест производства, складов и т. д.). Гипотеза заключается в том, что решение такой производственной проблемы лежит в комплексном решении пяти задач линейного программирования: производственная задача (классическая постановка), задача размещения центров, задача максимального потока, задачи минимизации времени, транспортная задача. В работе представлены основные алгоритмы поиска оптимального решения, сформулирована комплексная задача, построена модель и реализован алгоритм поиска оптимального решения. Было показано, что такую задачу возможно сформулировать в рамках комплексной задачи линейного программирования. Тест модели произведен на 38 вершинах с 16 пунктами входа, 3 пунктами выхода. Показано, что такую задачу возможно решать и визуализировать средствами пакета Matlab. Рассмотрены модификации модели и возможные алгоритмы решения в зависимости от объема выборки данных. Разработанная модель может быть применена на предприятии любой производственной направленности, где стоит главной задачей поиск оптимального комбинаторного варианта вектора товаров при условии, во-первых, минимизации производственных издержек и затрат на транспортировку готовой продукции, во-вторых, получения максимальной прибыли, в-третьих, минимальных издержек при открытии новых пунктов производства. Такая задача в точности подходит к экономической ситуации, когда предприятию еще предстоит расшириться (открыть новые пункты производства), и оно осуществляет попытки по определению мест производства из рассматриваемого списка, объема производства из имеющегося в наличии сырья, способа отправки (как можно больше товара). Такая проблема носит характер нетривиально комбинаторный.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru