Архив статей журнала
Введение. Несмотря на высокие экономические результаты, которые демонстрирует миру современное китайское общество, его правительство сталкивается с проблемами неравномерного социально-экономического положения Восточного, Западного, Центрального и Северо-Восточного регионов. Требуют также постоянного внимания негативные демографические тенденции, связанные с сокращением численности населения и старением китайского общества. Демографическая ситуация в разных уголках страны имеет свою специфику. Наиболее сложная обстановка и по региональным экономическим показателям, и по численности населения наблюдается в провинциях Северо-Восточного региона КНР.
Материалы и методы. Автором проанализированы материалы Статистического управления Хэйлунцзяна, документы Народного Правительства рассматриваемой провинции, касающиеся негативных демографических тенденций, что позволило определить специфику региональной политики в области народонаселения на данной территории. Основными методами исследования при написании статьи являлись системный, позволивший выявить закономерности реализации региональной демографической политики в северо-восточной провинции Хэйлунцзян; статистический метод способствовал рассмотрению количественных признаков демографического развития Хэйлунцзяна.
Результаты. Негативные демографические тенденции в северо-восточной провинции Хэйлунцзян вызваны резким сокращением количества населения, ежегодным оттоком высококвалифицированных кадров в восточные и юго-восточные китайские провинции. Начиная с 2021 г. в провинции Хэйлунцзян была разработана система мер демографической политики под лозунгом «поддержание всестороннего возрождения с помощью качественного демографического развития», которая включает в себя четыре основных направления: 1) совершенствование мер по поддержке рождаемости; 2) привлечение и удержание высококвалифицированных кадров; 3) эффективное использование труда работников старшего поколения; 4) соблюдение правил миграции населения.
Обсуждение. Администрация провинции Хэйлунцзян при осуществлении регионального управления ориентируется на улучшение качества жизни населения. Формирующаяся система нормативно-правового регулирования региональной демографической политики в провинции Хэйлунцзян ориентирована на вовлечение всех организаций, учреждений, фондов, общественных объединений в процесс решения сложной демографической ситуации, связанной с сокращением населения в городах, поселках, сельских и приграничных северо-восточных районах Китая.
Введение. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки в России политики интеграции мигрантов с целью их инкорпорирования в основные институты общества. Отсутствии четких акворов, занимающихся политикой интеграции мигрантов, ведут к возникновению этнических анклавов, обособлению мигрантов, формирование отрицательного отношения к мигрантам со стороны местного населения. В исследовании поставлена цель - выделить временны́е этапы миграционной политики, которые соответствовали бы определенным моделям интеграции внешних мигрантов в российское общество, провести анализ моделей интеграции мигрантов в рамках государственной миграционной политики в период с 1992 г. по настоящее время и выработать рекомендации по формированию политики интеграции мигрантов.
Материалы и методы. В качестве методов использованы теоретический анализ текста нормативно-правовых актов, научной литературы, методы сравнения и аналогии, сравнительно-правовой и статистический подходы, а также специальный социологический метод - качественный анализ документов.
Результаты. Представлена авторская типология интеграции мигрантов, которая стала фундаментом выделения этапов и характеристики типов реальных интеграционных моделей: гуманитарная; выборочная, гостевая; жесткая-контрольная; адаптивная; интеграционная; адаптивно-гостевая. Обоснована потребность в совершенствовании управления миграционными процессами в сфере интеграционной политики на федеральном и региональном уровнях, определены организационные мероприятия для органов государственной власти и местного самоуправления по формированию адекватной модели интеграции мигрантов.
Выводы. В настоящее время в Российской Федерации проделана значительная работа по созданию системы социокультурной интеграции иммигрантов. Однако интеграционная политика до сих пор не реализована в достаточной мере, не принят федеральный закон, который бы явно регулировал соответствующие общественные отношения.
Введение. В статье рассматриваются возможности для развития демографического потенциала как критического фактора, влияющего на социально-экономическое развитие сельских территорий.
Материалы и методы. Для изучения фактически сложившейся демографической ситуации в Новосибирской области и регионах Сибирского федерального округа использовались методы статистического анализа - индексный, табличный методы и др. Эмпирической базой выступили данные Федеральной службы государственной статистики, в том числе Территориального органа по Новосибирской области, о демографических процессах в Новосибирской области за период в 2010-2023 гг. (численность населения, структура, естественный прирост, миграционный прирост, миграционное сальдо, коэффициент общего прироста численности населения, коэффициент рождаемости и смертности, средняя продолжительность жизни).
Для анализа реализации стратегии устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации применялся метод ретроспекции, с помощью которого было показано сохранение негативных демографических трендов сельских территорий.
Для разработки рекомендаций по развитию направлений корпоративной социальной политики крупных организаций агропромышленного комплекса авторы опирались на методы стратегического и системного анализа для выявления потенциала и разработки мер корпоративной социальной политики сельхозпроизводителей Новосибирской области.
Результаты. По итогам анализ демографических показателей сделаны выводы о негативных тенденциях развития демографического потенциала сельских территорий как в РФ в целом, так и в Новосибирской области. Для поиска решений данной ситуации проведен анализ региональной демографической политики, направленной на поддержку сельского населения и предложены направления ее модернизации, связанные с привлечением в сельские поселения молодежи и ее адаптация к сельской жизни. Осуществлен анализ социальной деятельности предприятий АПК с целью определения потенциала воздействия на решение демографических проблем сельских территорий.
Обсуждение. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий невозможно без решения демографических проблем на основе разработки региональной демографической политики, учитывающей интересы молодой сельской семьи, и реализации корпоративной демографической политики на уровне предприятий агропромышленного комплекса.
Введение. В условиях увеличения доли пожилых людей в населении смещение фокуса внимания в сторону решения проблем здорового долгожительства является одним из условий обеспечения социальной, экономической и геополитической устойчивости современного общества. Однако, несмотря на актуальность проблематики, можно говорить о существовании ряда проблем, снижающих эффективность реализации политики активного долголетия и диктующих необходимость проведения дальнейших теоретических и эмпирических исследований.
Целью статьи является определение дефиниции активного долголетия, анализ и систематизация основных детерминант, воздействующих на повышение продолжительности и качества жизни, а также выявление основных противоречий, демонстрирующих уязвимость концепции активного долголетия как политического, экономического и социального конструкта.
Методы. В основу методологии проведенного исследования положены концепции активного долголетия, демографического, эпидемиологического и обратного эпидемиологического переходов, подходы, рассматривающие специфику активного долголетия в мужских и женских популяциях, теории демографической безопасности и демографического благополучия. Для подтверждения теоретических выводов применялся вторичный анализ результатов социологических исследований по данной проблематике. Информационную базу статьи составили официальные статистические данные Организации Объединенных Наций и Федеральной службы государственной статистики.
Результаты. Для изучения феномена активного долголетия в научной литературе используются понятия, затрагивающие различные аспекты благополучия пожилых людей и наиболее отвечающие потребностям и/или вызовам современного «стареющего» общества.
Всю совокупность факторов активного долголетия можно условно объединить в три группы: факторы макро-, мезо- и микроуровня. Применительно к социуму, находящемуся в состоянии перманентной трансформации, определяющими выступают социально-экономические, политические и культурно-исторические факторы, состояние экологии, специфика социальной структуры и стратификации, условия труда и быта, развитость социальных сетей.
Анализ стратегических нормативных документов международного и российского уровней, принятых в рамках реализации стратегии активного долголетия, продемонстрировал смещение акцента на рассмотрение проблем старения населения не как демографической угрозы, а как общемирового процесса, предоставляющего новые возможности реализации потенциала для населения старших возрастных групп и общества в целом.
Выводы. Концептуальное осмысление феномена старения населения в научном и политическом дискурсе, связанное в том числе со смещением фокуса в сторону активного долголетия, открывает большие перспективы как для самих пожилых людей, так и для государства, заинтересованного в реализации потенциала пожилых людей, в том числе для обеспечения социально-экономической, политической и демографической безопасности и устойчивости. Предложенная в рамках данной статьи классификация детерминант активного долголетия охватывает всю совокупность факторов макро-, мезо- и микроуровня и может быть использована при корректировке стратегий активного долголетия на федеральном и региональном уровнях. Важным представляется также учет и разрешение противоречий, демонстрирующих уязвимость концепции активного долголетия и требующих пристального внимания со стороны органов власти, общественных структур и научного сообщества.
Введение. Данная работа посвящена выявлению роли семьи и детей в системе ценностей калининградских студентов. Данный аспект представляется важным в связи со сложившейся демографической ситуацией, а также с решением объявить в России 2024 год Годом семьи.
Материалы и методы. В 2023 г. был проведен опрос среди студентов калининградских вузов, в котором принял участие 241 человек в возрасте 18-24 лет. Анкета состояла из шести «открытых» вопросов. Студентам было предложено дать собственное определение понятия «ценности»; назвать наиболее значимые ценности; описать идеальную модель семьи; определить роль детей в целом и в собственных жизненных стратегиях; объяснить причины желания или нежелания иметь детей. Данный вид опроса был обозначен как экспресс-интервью. Методологической основой исследования явилась концепция демографического благополучия, согласно которой демографические процессы необходимо параллельно рассматривать на макроуровне и микроуровне. В данном исследовании основное внимание было уделено микроуровню.
Результаты. В ходе исследования выяснилось, что большинство респондентов воспринимают ценности как базовые установки, которые определяют жизнь человека, выражаются в духовных и материальных вещах и передаются следующим поколениям. Наиболее значимыми ценностями признаются семья, дружба, деньги, любовь, свобода и здоровье. Рассуждая об идеальной семье, участники опроса описывали те отношения, которые они хотели бы видеть в семье. Лишь несколько человек считают идеальными семьи, в которых они выросли и живут. Большинство респондентов намерены в будущем иметь детей, хотя некоторые делают оговорку, что для этого должны быть соответствующие условия. В то же время была выявлена значительная доля молодых людей, которые заявили о принципиальном нежелании иметь детей.
Обсуждение. На основе проведенного исследования было выявлено, что семья является наиболее значимой категорией в системе ценностей студентов. Идеальной представляется полная семья без финансовых проблем, члены которой живут в обстановке взаимопонимания, поддержки и любви. Для большинства респондентов дети представляются необходимой составляющей семьи. Некоторые участники опроса заявили о нежелании выполнять родительские функции. Проведенное исследование продемонстрировало важность анализа демографических процессов на микроуровне, то есть с позиции человека, с учетом его ценностей и жизненных установок.
Введение. В рамках научных дискуссий о реализации второго демографического перехода исследуются специфические черты изменения структуры семей в разных странах, в разных социальных группах. В современной России необходимо осуществлять постоянный мониторинг демографической ситуации. Представляют научный интерес ответы на вопросы: как изменилась структура семей в России; какая мотивация является основой воспроизводства структуры многодетности в разные периоды демографических переходов? В статье представлен анализ эмпирических данных, позволяющий выявить тенденции трансформации структуры российской семьи; охарактеризовать мотивы репродуктивного поведения в многодетных семьях, определить, какие условия и ресурсы необходимы в многодетных семьях для формирования или поддержания благополучия.
Материалы и методы. Информационной базой выступили данные всероссийских переписей населения за 2002, 2010 и 2020 годы; результаты авторского исследования - глубинное интервью с родителями из многодетной семьи в ходе Всероссийского социологического исследования «Демографическое самочувствие регионов России», 2021 год.
Результаты. Выявлены изменения в структуре российских семей в сторону увеличения доли многодетных семей под влиянием мер демографической политики, закрепление данной тенденции требует реализации целевых мер поддержки института многодетной семьи, которая, по мнению авторов, должна соотноситься с идеальной моделью «благополучная семья».
Обсуждение. Важным представляется развитие стратегии демографической политики с учетом тенденций изменения структуры российских семей. Анализ интервью с многодетными семьями позволил сформулировать основные направления помощи многодетным семьям, а также систематизировать социальные практики членов многодетных семей, направленные на сохранение и развитие благополучия семьи.
Введение. В современном мире образовательные организации сталкиваются с возрастающей конкуренцией в сфере образования, исследований и инноваций, что приводит к необходимости улучшения своего положения и достижения устойчивого развития и развитию реализации «третьей миссии», подразумевающей взаимодействие с микросредой. Ограниченность ресурсов в широком смысле слова приводит к необходимости ранжирования различных групп заинтересованных сторон в целях удовлетворения запросов так, чтобы они поддерживали стратегию развития образовательной организации.
Материалы и методы. Выбран ряд зарубежных и отечественных источников, представляющих развитие теории стейкхолдер-менеджмента в отношении образовательных организаций, показаны отдельные тезисы, идеи и предложения. С опорой на имеющиеся научные разработки теории и практики стейкхолдер-менеджмента и управления «третьей миссией» образовательной организации в статье представлена авторская методика ранжирования стейкхолдеров образовательной организации, нацеленная на включение аксиологических основ взаимодействия в поле параметров при анализе стейкхолдеров образовательной организации с адаптацией «теории градов» Тевено и Болтански.
Результаты. Представлена апробация авторской методики ранжирования на примере конкретной образовательной организации, в результате которой изучены баланс и интенсивность связей заинтересованных сторон в системе взаимоотношений и выявлено преобладание проектных и репутационных ценностных начал взаимодействия в группах стейкхолдеров образовательной организации, сформировано распределение по квадрантам - стратегическим портфелям для дальнейшего формирования предложений и построения программ развития взаимоотношений с учетом лидирующих ценностей.
Обсуждение. Взаимодействие с учетом ценностных ориентиров и «единиц обмена» заинтересованных сторон может определить стратегию для удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных лиц. В контексте образовательных учреждений развитие стейкхолдерского взаимодействия несет потенциал конкурентного преимущества и может выступать в роли инструмента формирования и поддержки стратегических решений организации в условиях локальных и глобальных ограничений, в особенности при ориентации на поиск нефинансовых вариантов взаимодействия и удовлетворения потребностей.
Введение. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития инновационного потенциала научно-педагогических работников (НПР), выступающих в качестве главного драйвера развития современного высшего образования в условиях реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». С учетом этого обстоятельства в статье раскрываются: понятие инновационного потенциала НПР; необходимость его создания и реализации; методологические подходы к его исследованию. Цель исследования - рассмотреть методологические подходы для исследования инновационного потенциала НПР.
Материалы и методы. В исследовании применен метод анализа научной литературы по вопросу изучения инновационного потенциала НПР вузов. Результаты. Основные результаты, полученные в ходе исследования: 1. На фоне рассмотренных трактовок понятия инновационного потенциала НПР предложено его авторское понимание. 2. Сформулированы и раскрыты четыре основных методологических подхода к изучению инновационного потенциала НПР - системный, институциональный, ресурсный, общностный. Показано, что системный подход позволяет выделить структурные элементы и функции инновационного потенциала НПР как открытой и динамичной социальной системы, взаимодействующей с системой высшего образования. Выявлено, что институциональный подход дает возможность проанализировать нормативные рамки существования и реализации инновационного потенциала НПР. Определено, что с позиций ресурсного подхода возникает возможность проанализировать имеющиеся у НПР виды ресурсов, являющихся структурным компонентом инновационного потенциала. Установлено, что общностный подход позволяет рассмотреть НПР как социальную общность, реализующую свой инновационный потенциал на разных уровнях.
Обсуждение. В статье обсуждаются возможности применения методологических подходов к исследованию инновационного потенциала социальной общности НПР; на основе представленных подходов обсуждается необходимость разработки стратегии управления процессом становления и развития инновационного потенциала НПР.
Введение. При высоких показателях бедности населения Республики Тыва актуальным является анализ социального оптимизма населения региона. Цель представленной статьи - социологическое изучение данного вопроса путем анализа ожиданий респондентами улучшения материального положения, готовности к изменениям и фактической их реализации, опоры на собственный потенциал в решении жизненных задач.
Материалы и методы. Статья основана на результатах социологического исследования социально-экономического положения населения Республики Тыва, проведенного Тувинским институтом гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва в 2023 г. В исследовании был использован метод социологического анализа количественного характера - опрос путем личного интервью.
Результаты. Исследование показало достаточно низкий уровень депрессивных настроений среди населения Республики Тыва. В ожиданиях улучшения своего материального положения более оптимистичны женщины, молодые люди, лица с высшим образованием и обучающаяся в вузах молодежь, а также сельское население. Низкий уровень пессимизма наблюдался среди экономически благополучных респондентов, и, соответственно, уровень негативной оценки своих материальных перспектив был выше среди наименее обеспеченных респондентов. Такая ситуация также была выявлена в ходе анализа готовности респондентов к изменениям и их фактических действий, направленных на улучшение своего материального положения. В решении жизненных задач большая часть опрошенных полагаются на себя.
Обсуждение и выводы. Ожидание позитивных изменений в материальном положении имеет зависимость от достигнутого уровня образования, материальной обеспеченности, имеющегося ресурсного потенциала опрошенных, а также от пола. Большая часть респондентов демонстрирует наличие необходимых экономических и культурных ресурсов, волевых качеств и мотивации для самостоятельного решения текущих социально-экономических проблем своей семьи и не ожидает помощи от институтов власти или других лиц. Эти факты указывают на то, что для населения Республики Тыва характерен достаточно высокий уровень социального оптимизма, готовности к самостоятельным действиям для изменения своего положения. С другой стороны, это может быть проявлением дефицита социального капитала в обществе и пессимизма относительно того, что внешние субъекты в лице органов власти будут решать вопросы улучшения жизни обычного человека.
Введение. Проблема инновационного развития Армении последние годы стала одной из актуальных с точки зрения как теории, так и практики ее применения. Статья посвящена анализу и оценке инновационного потенциала страны с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. В условиях частичной блокады транспортных коммуникаций, заметного дефицита внутренних источников роста в виде природных ресурсов или накопленного капитала выводят акцент на развитии человеческого капитала в политике по достижению устойчивого экономического роста в Армении. Вместе с тем, в условиях высокой степени турбулентности глобальной экономики и с учетом геополитической нестабильности важным представляется акцент развития экономики Армении именно с точки зрения инновационного потенциала, что позволит стране, на наш взгляд, стать более устойчивой к внешним шокам и кризисам. Ключевая цель исследования заключается в анализе и оценке инновационного потенциала Армении, в том числе с точки зрения перспектив для экономического роста в долгосрочной перспективе.
Материалы и методы. Методологической базой исследования послужила совокупность положений современной экономической теории касательно инновационного потенциала экономики и критериев ее оценки. В работе использованы методы качественного и статистического анализа показателей, с последующим выявлением причинно-следственных связей, методы наблюдения и синтеза.
Результаты и выводы. Проведенное исследование позволило выделить ключевые теоретические подходы к проблеме инновационного развития экономики, в том числе и с точки зрения положительных и негативных последствий для экономического роста. В исследовании были детально рассмотрены теоретические предпосылки формирования инновационного потенциала страны, а также был проведен анализ инновационного развития экономики Армении согласно выделенным в работе критериям. Анализ и оценка критериев инновационного развития экономики были проведены с точки зрения перспектив для обеспечения устойчивого экономического роста в Армении в долгосрочной перспективе.
Результатом исследования стал вывод о том, что экономика Армении нуждается в существенных вливаниях в сферу научно-технического развития, с целью усилить позиции инновационного потенциала страны в долгосрочной перспективе. Вместе с тем, среди ключевых выводов статьи можно выделить рекомендации по развитию человеческого капитала, с учетом существующего в Армении потенциала.
Введение. В статье рассматриваются вопросы этноконфессионального взаимодействия мигрантов и местного населения, когда столкновение традиций и конфессиональных установок становится источником конфликтов, создает угрозу сохранения этноконфессионального мира в России.
Материалы и методы. Использовались эмпирические методы сбора и анализа фактологического материала и социально-типологический подход. Многочисленные примеры рассмотрены методом кейс-анализа. Для анализа различных типов конфликтного взаимодействия мигрантов с местным населением был использован метод кейса.
Результаты. Разнообразие межэтнических и межконфессиональных отношений позволило выделить следующие типы конфликтного взаимодействия мигрантов и местного населения на территории России: межэтнические, межконфессиональные и внутриконфессиональные конфликты. Особенно остро межэтнические конфликты мигрантов и местного населения развиваются в детско-юношеской среде. Приводятся примеры каждого типа конфликтов в разных регионах России.
Обсуждение. За многие века сосуществования народы России научились мирному сосуществованию, основанному на уважительном отношении к национальным и конфессиональным обычаям соседей. Вместе с тем, необходимо отметить явные противоречия между православным автохтонным населением и мигрантами различных вероисповеданий. В этом случае конфликт начинает приобретать черты межрелигиозного столкновения. Этому способствуют и члены этнических диаспор, превращающихся в отдельную влиятельную структуру. Особенно остро этноконфессиональный конфликт развивается не только среди представителей разных конфессий, но и в рамках одного вероисповедания, когда на одной территории сталкиваются мигранты и местное население с разными трактовками вероучения и разными национальными традициями.
Заключение. От органов государственного и муниципального управления требуется принятие серьезных превентивных мер, обеспечивающих бесконфликтное сосуществование народов на территории России. Для решения сложившегося социального конфликта между мигрантами и местным населением необходимо создание специального органа власти, который бы занимался решением проблемы в комплексе.
Введение. Статья посвящена проблеме выстраивания диалога ядерных и неядерных государств Ближнего Востока с целью достижения соглашения о функционировании безъядерной зоны в регионе в качестве меры по сохранению режима нераспространения ядерного оружия. Цель работы - определить пути создания безъядерной зоны на Ближнем Востоке в контексте геополитических реалий региона. Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с принятием текста Договора о запрещении ядерного оружия в 2017 г., предполагающего кардинальное изменение положения акторов в ядерной сфере, возникла необходимость определить перспективы режима нераспространения ядерного оружия. Установлено, что для сохранения указанного режима необходима его адаптация к современным реалиям международных отношений, что предполагает более активную роль, чем в биполярную эпоху, неядерных государств и решение не утрачивающей свое значение проблемы государств, фактически обладающих ядерным оружием, к числу которых на Ближнем Востоке относится Израиль.
Материалы и методы. Исследование осуществляется с применением таких методов, как структурно-функциональный (в рамках определения роли проблемы ближневосточного ядерного урегулирования в политических процессах, происходящих в рамках трансформации режима нераспространения ядерного оружия) и метод case-study (необходимый для изучения особенностей процесса создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия в контексте геополитических противоречий ядерных держав в регионе).
Результаты исследования заключаются в определении путей укрепления режима нераспространения ядерного оружия посредством создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, что предполагает решение вопроса о предоставлении гарантий государствам, фактически обладающим ядерным оружием. Установлено, что Россия как ведущая ядерная держава сможет добиться инициирования и реализации данных мер.
Обсуждение. Режим нераспространения ядерного оружия может быть укреплен благодаря налаживанию политического процесса достижения соглашения ядерных и неядерных держав на региональном уровне - при принятии плана действий по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, что послужит основой для выстраивания подобного диалога для принятия и других мер по укреплению режима нераспространения ядерного оружия на универсальном уровне.