Архив статей журнала

О ПРОЯВЛЕНИИ ТЕАТРАЛЬНОСТИ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ ФАРАДЖА КАРАЕВА (2024)
Выпуск: Т. 16 № 1 (2024)
Авторы: Петров Владислав Олегович

Театрализация инструментального исполнительского процесса - одна из ведущих черт современного музыкального искусства. Инструментальный театр как жанр является основополагающим в творчестве ряда авторов ХХ-ХХI вв., способствуя объединению в одной композиции музыки, литературы, пластики, мимики, акробатики и других элементов театрализации исполнительского процесса. Данная статья посвящена анализу ряда сочинений Фараджа Караева, связанных с принципами инструментального театра. В процессе их анализа акцентируется внимание на генезисе и становлении идей театральности в творчестве композитора, на которые оказали влияние концепции синтеза искусств Самуэля Беккета. Уточняется, что в произведениях, представляющих жанр инструментального театра, композитор превращается в своего рода режиссера, в обязанности которого входит не только создание музыкального материала, но и точное его соотношение с визуальным, а иногда и вербальным компонентами. В качестве примеров рассмотрены опусы «В ожидании…», «Эстафета», «Немного музыки для Джорджа Крама», «Положение вещей», (К) ein kleines Schauspiel… При восприятии сочинений, написанных Ф. Караевым в жанре инструментального театра, слушатель / зритель должен обладать определенными сенсорными особенностями. Констатируется, что триединство «вслушивание - вглядывание - вчувствование» должно составлять необходимое условие восприятия акционистских произведений композитора, представляющих инструментальный театр.

Сохранить в закладках