Архив статей журнала

СЕМАНТИКА ТОНАЛЬНОСТИ B-MOLL В СОЧИНЕНИЯХ Ф. ЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСКРИПЦИИ ПЕСНИ Ф. ШУБЕРТА "ЕЕ ПОРТРЕТ" И ВЕНГЕРСКОЙ РАПСОДИИ № 3) (2024)
Выпуск: Т. 16 № 1 (2024)
Авторы: Стейт Наталия Гариевна

В статье рассматривается семантика тональности b-moll в произведениях авторов разных эпох - барокко (И. С. Бах), начала XIX в. (Л. Бетховен), романтизма (Ф. Шуберт и Ф. Лист). Комплексный семантический анализ позволил выявить ряд отличительных особенностей, объединяющих трактовку данной тональности в творчестве указанных композиторов, например, использование ими схожих музыкально-риторических фигур (katabasis, epizeuxis). Прослеживаемая преемственность символической трактовки b-moll, а также и других тональностей (например, E-dur), дает возможность приблизиться к интерпретации смысла основополагающих внутритекстовых знаков рассматриваемых музыкальных произведений, что в свою очередь является «отправной точкой» формирования музыкально-художественного образа. Основное внимание в статье уделено анализу трактовки семантики b-moll в творчестве Ф. Листа. Делается вывод о том, что композитор, во многом поддерживая уже сложившуюся ранее традицию в интерпретации тональности, в то же время вкладывал в нее конкретные, подчас поддающиеся вербализации значения.

Сохранить в закладках