Архив статей журнала
В статье исследуется взаимосвязь таких категорий, как национальный менталитет и культура. Основной акцент делается на поиске культурных аспектов защиты национального менталитета российского государства.
Ключевым способом такой защиты является обеспечение преемственности поколений с помощью сохранения культурных традиций, обычаев, языка, религиозных ценностей, истории, произведений искусства и литературы.
При этом в статье подчеркивается, что защита национального менталитета не должна строиться на зацикленности или перегибах, приводящих к изоляционизму и агрессивному национализму. Для современной России становится актуальным ориентация на собственные культурно-ментальные особенности в условиях усиливающейся глобализации.
При этом их рациональное сочетание позволит нашей стране удерживать статус мировой державы, сохраняя собственную уникальность и уважая права других участников международных отношений.
Статья посвящена проблеме сохранения традиционной национальной одежды народности шэ, насчитывающей тысячелетний исторический опыт и глубокое культурное наследие. В Китае уделяется особое внимание инновационному дизайну при сохранении традиционных стилей одежды. Применение современных технологий и дизайна в национальной одежде способствует диверсифицированному развитию и накоплению «культурного капитала», которое играет определенную роль в продвижении национальной культуры, развитии национальной экономики, этнотуризма и формировании современной мультикультуры.
В статье рассматривается бытие как неразрывная целостность человека и его окружающего мира. Подлинное бытие выделяется через индивидуальные переживания, представляя собой основу для экзистенциального опыта существования в мире. Отдельное внимание уделяется понятию «хронотоп», введенному российскими мыслителями М. М. Бахтиным и А. А. Ухтомским.
Хронотоп рассматривается как единство пространства и времени с определенной пространственно-временной глубиной, выражающей культурные и художественные смыслы. В контексте современной философии авторы обращаются к идеям Бахтина через призму теории хронотопа, представленной Ю. Кристевой. Структура восприятия, описанная Ухтомским, анализируется с точки зрения физиологического восприятия, выступая основой для общей бытийной структуры предвосхищения будущего состояния или события.
В общефилософском контексте хронотоп рассматривается как пространственно-временная глубина, выраженная в индивидуальных и общих аспектах бытия.
Исследование подчеркивает важность хронотопа как неотъемлемой черты сущности бытия, анализируя его в свете физических теорий относительности Эйнштейна и пространственно-временного континуума Минковского. Время и пространство рассматриваются как взаимозависимые модусы, несмотря на их относительный характер.
Таким образом, предлагается понимание хронотопа в контексте социокультурных и философских изменений.
В статье рассматриваются тенденции современного театра, включая его музыкальные тенденции, которые становятся все более экспериментальными и новаторскими. Статья исследует ключевые особенности и инновации современного театра, прослеживая его развитие с конца XIX века по сегодняшний день.
В начале ХХ века символизм и экспрессионизм стали важными направлениями в театре, отражая социальные и культурные изменения. Символические пьесы использовали символы и метафоры для передачи идей и эмоций, в то время как экспрессионистские работы фокусировались на субъективных переживаниях персонажей. Эпический театр, возникший в XX веке, подчеркивал социальные и исторические контексты, в которых действовали персонажи.
Современный театр продолжает раздвигать границы и бросать вызов условностям, отражая постоянно меняющуюся социальную и культурную среду. Автор обсуждает использование электронной музыки, живых исполнений как способы создания уникальных звуковых миров и усиления драматического эффекта на сцене.
Такие эксперименты помогают привлечь новую аудиторию и делают постановки более запоминающимися. Статья подчеркивает важность инноваций в музыке для развития и современного театра и его популяризации.
Актуальность исследования состоит в том, что экстремизм в настоящее время является наиболее опасным социальным явлением, специфика которого заключается в устрашении мирного населения с применением радикальных и опасных практик, выраженных в физическом и ментально-психологическом насилии.
Авторами статьи реализовано исследование молодёжного экстремизма, прежде всего сетевого кибер-экстремизма и его наиболее радикальных, деструктивных и антисистемных форм. Все они нами характеризуются как антисистемные субкультуры или контркультурные сообщества.
Мы раскрываем основные характеристики этих экстремистских, антисистемных субкультур путём философско-культурологического анализа, выявляя их роль в формировании менталитета человека в этих молодёжных сообществах. Особое внимание уделено практикам молодёжи, втянутой в сети экстремистских сообществ в виртуальном пространстве интернета и масс-медиа.
Данная статья посвящена проблемам первичной категоризации концепта «антропологический опыт» по работам Д. Юма. Следуя простому описанию устройства мира, то есть событиям, которые человеческий разум способен объединить как целое, Д. Юм верит, что все формы знания приходят из опыта: вне жизненного опыта мы должны следовать воздержанию в суждениях. В статье обосновывается отречение Юма от рационалистической позиции о существовании сверхчувственного или трансцендентного источника знаний. Автором выделяется специфика взглядов Юма и Локка по отношению к представлениям о реальности как источнику антропологического опыта.
В статье рассмотрены социологические и культурологические компоненты моды и стиля с целью определения механизмов ее функционирования в современном обществе для расширения творческих возможностей дизайнеров одежды. С помощью аналитического, сравнительно-литературного методов в проектировании исследованы принципы использования знаково-символических элементов в костюме и определение основных средств интерпретации знаковой символики в современном проектировании модных форм костюма. Полученные результаты в определении комплексного характера элементов моды, целесообразно использовать в подходах к формированию знаковой символики дизайн-проектирования костюма.
Актуальность статьи, представленной широкому кругу читателей, связана с растущим запросом общества на формирование и развитие творческой личности в России.
В статье идет речь о музыкальном воспитании, которое оказывает значительное влияние на процесс формирования творческой личности. Музыкальное воспитание, которое обеспечивает формирование музыкального вкуса и приобщает к ценностям мировой музыкальной культуры, во все времена являлось бесценным источником творчества.
Возможность через «собственноручный опыт» прикоснуться к музыке предоставляет уникальные перспективы для развития личностного потенциала ребенка, наполняет жизненной силой подростка, ищущего свое место в жизни, и является духовными скрепами для взрослого человека, «отдушиной», позволяющей не погрязнуть в рутине повседневной жизни.
В статье идет речь о роли музыкального воспитания, получение которого сопровождает человека на протяжении всей его жизни и делает ее насыщенной яркими красками, энергией творчества, созидания и позитива.
Авторы статьи, акцентируя внимание на многокомпонентности социальной компетентности, в частности, на мотивационно-ценностном, мотивационно-личностном, эмоциональном и коммуникативном аспектах, рассматривают волонтерство или добровольческую деятельность как существенный фактор успешного формирования социальной позиции ориентированной на развитие гражданской активности как составляющей части социальной компетентности. Подчеркнута значимость социального сознания личности, лежащая в основе организации волонтерской деятельности с ориентацией на социальную перспективу, самосовершенствование, личностный и гражданский рост в целом.
Данная статья посвящена изучению проблемы влияния искусственного интеллекта на формирование религиозной идентичности личности начала XXI века.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что искусственный интеллект стал обладать огромным влиянием на множество сфер жизнедеятельности человека: от производства и медицины, до финансовой сферы, культуры и образования. В том числе, искусственный интеллект постепенно начинает оказывать воздействие на религиозную сферу и на формирование идентичности.
Основную методологическую базу данного исследования составляют общенаучные методы исследования: анализа, сравнения, синтеза. Также в исследовании использовались методы обобщения и теоретического анализа информации по установленной теме исследования.
В данной работе, для понимания актуальности указанной темой проблемы, были проанализированы термины «идентичность» и «религиозная идентичность».
В основной части работы автор указывает, что формирование идентичности и религиозной идентичности, в частности, является сложным процессом, который может быть результатом взаимодействия многих факторов, которые перечислены в данном исследовании.
В качестве заключения было установлено, что существенных отличий в понимании искусственным интеллектом идентичности и религиозной идентичности от трудов отечественных и зарубежных исследователей в настоящий момент не выявлено, так как в 2023 году современные нейросети, такие как «ChatGPT», формулирует ответы, используя уже имеющие материалы, на основе баз данных, справочных источников и загруженных в интернет-ресурсы научно-исследовательских работ.
Сегодня влияние ИИ на формирование религиозной идентичности личности является не только разносторонней, но и неоднозначной и зависит от множества факторов.
Поэтому его влияние - все ещё предмет исследования, и необходима упорная работа, чтобы полностью понять все последствия и его воздействие на религиозную идентичность личности.
В статье даётся оценка роли модельного подхода в интеллектуальной культуре человечества, приводится краткое описание принципа многомодельности, перечисляются причины его проявления.
Отмечается, что главной причиной служит объективная многоликость рассматриваемых феноменов, приводящая к многообразию их представлений, требующая их многостороннего анализа, что и приводит к их многомодельности.
Разбираются проявления многомодельности в основных формах предвидения (прогнозировании, целеполагании, планировании, включая проектирование и программирование, при выдвижении гипотез.
В заключение делается вывод о целесообразности использования ранее обоснованного автором конфигурационного подхода, позволяющего поставить многосторонний анализ объектов на конструктивную основу, что позволит организовать комплексное многомодельное отражение явлений реальности в будущем.
Статья посвящена знакомству российского читателя с творчеством польского философа Марека Яна Щемека. Дан краткий обзор основных тем его творчества и существующих переводов на русский язык.
Показана необходимость существующей потребности обращения к наследию представителя польской теоретической мысли, которая представлена в статье через анализ проблемы времени.
Рассмотрена рецепция взглядов Щемека в российском теоретическом сообществе в контексте близости разрабатываемой им проблематики с творчеством Эвальда Васильевича Ильенкова.
Важным представляется сравнить гносеологические подходы обоих мыслителей к решению стоявших перед ними задач и показать актуальность этих задач и способов мышления относительно нашего времени, а также выявить в качестве закономерных следствий моменты тождества и различия в социально-политических позициях Ильенкова и Щемека.