Архив статей журнала
В данной статье анализируется роль массовых протестов, произошедших в Украине в конце 2013 — начале 2014 годов, и трансформация политической системы и элит страны. Начавшись как движение, направленное на поддержку евроинтеграции, Евромайдан стал мощным социальным явлением, которое привело к значительным изменениям в политическом ландшафте Украины. Массовые протесты, вызванные отказом правительства от подписания соглашения об ассоциации с ЕС, привели к глубоким изменениям в государственном управлении и общественно-политической системе страны. В статье рассматриваются ключевые события, предшествовавшие протестам, их развитие и последствия для украинского общества и государства. В статье также поднимаются вопросы о том, какие изменения произошли в структуре политических элит, и как новые лидеры справляются с наследием коррупции и социального неравенства. Несмотря на первоначальные идеалы, многие эксперты отмечают, что последующие годы не принесли ожидаемых изменений в структуру власти и отношениях между обществом и элитами. Кроме того, анализируются долгосрочные последствия Евромайдана для внешней политики Украины, включая углубление отношений с Западом и противостояние с Россией. Евромайдан не только изменил политическую элиту Украины, но и отобразил сложные процессы адаптации и трансформации политической системы, которые продолжают оказывать влияние на страну. Статья определяет важность гражданского общества в процессе изменений и рассматривает вызовы, стоящие перед Украиной на пути к демократизации и устойчивому развитию.
Статья посвящена анализу особенностей политической культуры южнокорейских политических элит и их роли в формировании и развитии «мягкой силы» Южной Кореи. Цель статьи заключается в анализе демократических преобразований в стране как ключевого элемента «мягкой силы». Также одной из ключевых задач является изучение структуры и динамики внутренних политических группировок в Республике Корея и их влияние на демократические процессы.
В статье рассматриваются и анализируются особенности политической культуры южнокорейских элит и ее влияние на формирование «мягкой сил» страны. Исследование углубляется в изучение исторического контекста политических процессов Южной Кореи, включая переход к демократии и роль традиционных ценностей в формировании политической системы. Особое внимание уделяется внутриполитической структуре страны, которая представляет сложную сеть политических группировок и интересов, оказывающих значительное влияние на формирование государственной политики.
Статья основана на комплексном анализе элитных группировок и их стратегий в контексте политической культуры, что позволяет глубже понять механизмы формирования и реализации концепции «мягкой силы». Таким образом, выводы статьи основаны на многоуровневом анализе особенностей политической культуры южнокорейских элит и их роли в формировании и развитии «мягкой силы» Южной Кореи.
Последние полтора десятилетия политический процесс на Ближнем Востоке связан с чередой кризисов и потрясений. Во многом это связано с трансформациями национальных политических элит, которые не смогли вовремя отреагировать на меняющуюся внутреннюю и внешнюю среду. Для рада стран региона характерно присутствие военных элит или выходцев из армии в высшем руководстве. Вместе с тем, отдельные ближневосточные государства прошли путь демилитаризации политической власти и самоэлитизации (изменение собственного позиционирования в иерархии политических элит / отрыв от армейского прошлого), что привело к смене руководства. Примечателен в данном аспект кейс современной Сирии, которая столкнулась с очередной сменой политичсекого режима, который в своем становлении во многом опирался на вооруженные силы. В этой связи основной целью заявленной работы автора определяется как исследование эволюции политической власти ближневосточных государств в контексте военных элит на примере Сирийской Арабской Республики. Анализ предложенной в статье проблематики расширяет научные знания в области региональной специфики политико-элитологических процессов на Ближнем Востоке и несет значительную практическую ценность.
Политическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки характеризуется совокупностью особенных черт. Представляется, что специфических черт у стран региона намного больше, чем общих, несмотря на их региональную близость, колониальное прошлое, «поздний старт» независимой государственности, влияние ислама и традиций на все сферы общества. Политическое развитие каждой страны региона может быть рассмотрено в качестве «отдельного случая», с присущими ему особенностями. В этом отношении представляет научный интерес проблематика политического развития Алжира с его устойчивой политической системой, которая выстояла в условиях гражданской войны и событий Арабской весны. Устойчивость политической системы определяется ее способностью поддерживать собственную структуру, избегая дисбалансов, и преодолевать дисфункции в условиях вызовов, идущих из внешнего окружения. Ведущую роль в преодолении дисбалансов и дисфункций, как правило, играют политические институты и политические элиты. В случае Алжира устойчивость политической системы обеспечивалась не столько институциональным путем, сколько посредством политических практик элит. Существующие политические институты, в силу их слабой укорененности, не могут рассматриваться в качестве самостоятельного механизма воспроизводства политических отношений; данную задачу решают политические элиты путем реализации определенных политических практик. Анализ политического развития Алжира позволил подтвердить гипотезу о ведущей роли политических практик правящих элит в обеспечении устойчивости политической системы. Правящая элита Алжира периодически осуществляет дозированное расширение (рост демократических тенденций) / сжатие (рост авторитарных тенденций) политического пространства, определяя количество и качество возможных политических акторов; опирается на армию как ключевой канал вертикальной мобильности при рекрутировании элиты; не допускает исламистов к власти, но опирается на традиционализм; действует в рамках элитного консенсуса в отношении распределения ресурсов в рамках сырьевой модели экономики.