Архив статей журнала
Применение методов статистики и эконометрического моделирования имеет свою специфику при анализе данных, полученных по результатам агробиологических исследований. Исследуя такой показатель как урожайность культур, осуществляя отбор факторов, влияющих на нее, аналитик сталкивается с проблемой необходимости включения в регрессионную модель объясняющих переменных, имеющих неколичественную форму выражения, связанных с применением для обработки семян различных микробиологических препаратов. Подобная проблема решаема путем использования в моделях фиктивных переменных. Цель исследования - разработка методологических подходов к построению регрессионной многофакторной модели, включающей как количественные, так и качественные объясняющие переменные, описывающей количественно зависимость урожайности кормосмеси для коров от этих факторов. Материалы и методы. В основе методологии решения данной исследовательской задачи были положены фундаментальные подходы, опубликованные в научных работах ученых, освещающих проблемы использования эконометрических моделей с фиктивными переменными. Основой исследования является комплексный подход к применению математико-статистических методов анализа зависимостей между переменными, моделирования и прогнозирования, а также экспериментальные результаты изучения уровня урожайности сухой массы кормосмеси в зависимости от содержания в почве азота и использования микробиологических препаратов «Бисолби-Т» и «Экстрасол», полученные за четыре осуществленных укоса летнего периода 2023 года. Результаты. Исследование и количественное описание влияния микробиологических препаратов «Бисолби-Т» и «Экстрасол» при различных концентрациях в почве азота на урожайность сухой массы кормовой смеси, позволили получить эконометрические двухфакторные модели, в которых фактор - применение препарата для предварительной обработки семенного материала, был включен как фиктивная переменная. На основе полученных в ходе исследования статистически значимых регрессионных моделей, учитывающих периоды и циклы скашивания кормосмеси, были вычислены ожидаемые значения ее урожайности при нормативной концентрации азота в почве, выполнена сравнительная оценка эффективности исследуемых препаратов. Заключение. Применение методов статистического анализа данных с построением регрессионных моделей при проведении агробиологических исследований имеет определенную специфику. Возможность включения в регрессионную модель фиктивных объясняющих переменных позволяет исследовать и количественно оценить влияние неколичественных факторов на урожайность сельскохозяйственных культур. Получение статистически значимых моделей является основой прогнозирования уровня урожайности и принятия решений при выборе оптимальных вариантов внесения концентраций удобрений, определение предпочтений в отношении используемых для повышения продуктивности культур микробиологических добавок, расчет перспективных значений урожайности кормосмеси в зависимости от периода ее скашивания. Все это имеет стратегическое значение при планировании объемов производства кормов для сельскохозяйственных животных и величины затрат предприятий на осуществление своей деятельности, в частности для составления бюджета затрат на корма.
В статье отражены результаты комплексной сравнительной рейтинговой оценки предприятий мясоперерабатывающей отрасли Вологодской области, выполненной на основе системы показателей, позволяющей оценить, с одной стороны, финансовые результаты деятельности предприятия, а с другой стороны - мнение тех, кто непосредственно потребляет его продукцию. Объектом исследования стали 13 мясоперерабатывающих предприятий - участников бренда «Настоящий Вологодский продукт» по состоянию на 2024 год, - для которых также осуществлена оценка их финансового состояния и потенциала. Цель исследования. Осуществление сравнительной оценки и построение рейтинга вологодских предприятий-переработчиков мясной продукции, участвующих в Системе добровольной сертификации продукции «Настоящий Вологодский продукт» на основе оригинальной методики сравнительной комплексной оценки производителей-участников бренда.
Материалы и методы. В ходе исследования использовался метод многомерной комплексной сравнительной рейтинговой оценки предприятий, основанной на системе двух категорий индикаторов: индикаторы оценки потребительских предпочтений и индикаторы оценки финансового состояния предприятий. Выполнены сравнительные сопоставления с результатами применения данного метода к этой же выборке предприятий, полученные в ходе исследования, проведенного в 2020 году. Сбор информации осуществлялся методами анкетного опроса, нормирования и обобщения результатов, статистическими методами, методом рейтинговой оценки. Для представления результатов оценки использован графический метод.
Результаты. Построен рейтинг предприятий по показателям интегрированных уровней их сравнительных оценок, что позволило сформулировать функциональные особенности производителей мясной продукции для населения по степени их участия в обеспечении потенциала развития регионального товарного бренда «Настоящий Вологодский продукт». Выявленные проблемы в работе исследованных предприятий отрасли позволили определить движущие факторы роста их потенциала.
Заключение. Проведенный на основе комплексного подхода анализ мясоперерабатывающих производителей-участников бренда «Настоящий Вологодский продукт» позволил выявить сильные и слабые стороны данных предприятий, что в целом позволяет судить о достаточно высоком экономическом потенциале развития мясоперерабатывающей отрасли в Вологодской области, о наличии возможностей расширения рынка продаж как внутри региона, так и за его пределами, включая более интенсивное расширение географии экспорта. Продукция сельскохозяйственного происхождения, произведенная из сертифицированного экологически чистого сырья, имеет неоспоримые конкурентные преимущества, по сравнению с ввозимой из соседних регионов и импортируемой продукцией.