Архив статей журнала

Мотивационно-ценностные корреляты направленности на вид инженерной деятельности у обучающихся технического профиля (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Шумакова Ольга Алексеевна, Уварина Наталья Викторовна, Тюрина Наталья Анатольевна, Пригарина Татьяна Викторовна, Шумаков Вадим Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы психологических факторов готовности к выполнению видов инженерных задач у студентов технических направлений подготовки. Особое внимание уделяется личностным характеристикам будущих специалистов технического профиля, которые обеспечивают развитие способностей в определенном направлении инженерной деятельности. Фокус внимания авторов сосредоточен на мотивационно-ценностных характеристиках будущего специалиста технического профиля: внутренняя и внешняя мотивация, личностные ценности саморазвития, креативности, достижений, материального благополучия, сохранения индивидуальности, интерес в области электро- и радиотехники, а также типы направленности на инженерную деятельность - научно-исследовательский, проектно-конструкторский, производственный и организаторский. Исследование посвящено выявлению устойчивой взаимосвязи мотивационного-ценностных показателей и направленности на виды инженерной деятельности у обучающихся технического профиля. Проведено эмпирическое исследование с применением методик «Направленность на вид инженерной деятельности» (О. П. Годлиник),«Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир), аксиологическая направленность личности (А. В. Капцов, Л. В. Карпушина),«Карта интересов Голомштока» (А. Е. Голомшток, модификация О. П. Мешковская и др.) и метода ранговой корреляции Спирмена (rs). Новизна исследования заключается в том, что установлены мотивационно-ценностные корреляты для каждого вида направленности на инженерную деятельность. Выявлено, что для обучающихся технического профиля прагматические личностные ценности более значимы, чем гуманистические. По результатам проведенного исследования получены основные выводы: мотивационные показатели преобладают в направленностях на научно-исследовательский и организаторский виды инженерной деятельности; для направленности на научно-исследовательский и организаторский виды наибольшую значимость имеет выраженность мотивации достижения успеха и внутренней положительной мотивации; для направленности на проектно-конструкторский вид наибольшую значимость имеет ценность материального благополучия; для направленности на производственный вид наибольшую значимость имеет снижение прагматической ценности достижений; гуманистическая ценность саморазвития характерна только для направленности на организаторский вид инженерной деятельности; прагматическая ценность достижений в обратной взаимосвязи характерна только для направленности на производственный вид инженерной деятельности

Сохранить в закладках