Архив статей журнала
Сегодня понятие «драйвер» широко используется в отечественных экономических и социологических исследованиях, работах по управлению. В то же время его общепризнанного определения нет, что заметно снижает познавательные возможности данного термина. Цель статьи раскрыть эвристический потенциал понятия «драйвер» для социологического анализа проблем развития социогуманитарных исследований в российских университетах. Сначала понятие «драйвер» концептуализируется с позиций социологической теории, затем, исходя из этого, три элемента социальной системы университета - соблюдение академической этики, институт аспирантуры, академические онлайн-сообщества - рассматриваются в качестве внутренних драйверов социогуманитарных исследований в российских университетах. Дизайн исследования. Работа имеет пилотный характер и основана на анализе вторичных данных. Теоретической рамкой выступает теория информации К. Шеннона, позволяющая выделить черты драйвера, отличающие его от других медиативных элементов системы. Социологическая концептуализация ведется с позиций институционального анализа и теории социального действия. Это позволяет выделять в драйвере социальной системы субъективную составляющую. Результаты. Дано общее определение понятия драйвера, выделены его отличительные характеристики - облигативность и перекодировка информации. Показано, что социологическая интерпретация драйвера связана с оценкой уровня функциональности последствий его работы для социальной системы. Характер этих последствий определяется личностными характеристиками людей, участвующих в его работе. В связи с этим драйвер может способствовать как развитию, так и стагнации социальной системы. К внутренним драйверам проведения научных исследований в университетах могут быть отнесены - поддержание стандартов академической этики, эффективная реализация программ аспирантуры, создание и модерирование академических онлайнсообществ. Новизна полученных результатов связана с имплементацией технических терминов в социогуманитарное знание, что позволило дать более строгое определение понятия «драйвер» в отношении анализа социальных изменений и процессов. Статья будет интересна администраторам науки в университетах.
В ноябре 2024 года впервые состоялась конференция сети СНО РАНХиГС «Молодые ученые РАНХиГС - 2024». Работа велась в рамках трех секций: социогуманитарной, экономико-управленческой, международных отношений. Участками стали обучающиеся всех уровней подготовки - студенты бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Конференция решала две основные задачи: 1) дать возможность студентам филиалов РАНХиГС представить результаты своих научных исследований и получить их профессиональную оценку со стороны модераторов секций - ученых СЗИУ РАНХиГС; 2) определить поле общих научных интересов студентов разных филиалов, чтобы в будущем создавать межрегиональные молодежные научные коллективы. Обе задачи были успешно решены. Участники конференции получили конструктивный импульс для продолжения своих исследований, результаты которых будут представлены уже на следующей, Второй конференции сети СНО РАНХиГС в 2025 году.