В настоящее время ключевым элементом европейской политики становится организация экономической войны против России. Балтийский регион балансирует на грани открытого конфликта, а действия Запада направлены на подрыв российского суверенитета в регионе без прямого военного столкновения.
Цель исследования в данной статье — анализ природы рисков конфронтации в невоенных, т. е. неклассических форматах экономической безопасности. Объект исследования в географическом плане частично относится к восточной части Балтийского моря, частично к тяготеющей к Балтике части СЗФО — Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области, Республика Карелия.
Методология исследования базируется на научных подходах комплексного регионоведения в сочетании с подходами исследователей в сфере региональной экономики. Авторы рассматривают Балтийский регион как зону повышенной конфронтации между Россией и коллективным Западом (НАТО — ЕС) в контексте концепций «серой зоны» — пространства, где традиционные военные угрозы сочетаются с гибридными методами ведения войны.
Проанализированы ключевые факторы эскалации напряженности в регионе, уделено ключевое внимание не милитаризации в узком смысле, а экономическим аспектам региональной безопасности. Рассмотрены как некоторые теоретические вопросы, так и характер угроз в регионе Балтийского моря.
Авторы на основании сделанного анализа указывают на то, что для восточной части Балтики сохраняются существенные риски, роль которых тем не менее будет сокращаться в пользу как изученных, так и новых рисков экономической безопасности.
Географические условия создают жесткие ограничители для управленческих практик. География физическая - трудно преодолимая рамка для любых управленческих решений. Однако экономическая и особенно политическая география существенно более динамична, географические условия, постоянные и переменные, требуют своего учета в управлении. Пограничное положение может быть большим благом, и три десятилетия было именно так. Сегодня пограничное или приграничное положение - серьезное обременение, военные риски и дополнительные расходы. Все это относится к категории внешних вызовов для системы национального управления.
Политические и экономические итоги 2023 года - это дальнейшее нарастание неопределенности и многовариантности мирового развития. Вместе с тем в 2023 г. стала очевидной невозможность возврата в «дивный старый мир». Препятствием для этого стали не Россия и не Китай, а вся объективно сложившаяся совокупность международных отношений, в том числе в экономической сфере. Авторы сознательно не затрагивают проблематику СВО, так как исходят из того, что это не причина, а следствие накопленных противоречий глобального масштаба.
Второй срок Д. Трампа уже привел к фундаментальным результатам. Сменилась модель управления мировой экономики. В качестве проигравшего экс-лидера авторы статьи позиционируют Европу. Признавая возрастающие возможности США и Китая, следует признать потенциальные выгоды для России от перестройки модели мировой экономики. Сочетание негативных факторов для Европы абсолютно уникально, таким образом роль арбитра для России становится географически логичной, исторически обусловленной и возможной с точки зрения управления.
В статье рассматриваются ключевые аспекты организации оптимального управления железнодорожным транспортом. Показана роль транспорта в организации национального экономического развития и международной торговли. Проанализированы основные особенности истории железнодорожной системы Республики Беларусь, ее стратегический и геополитический потенциал, а также трудности и вызовы, с которыми она столкнулась, начиная с середины XIX века. Рассмотрены экономические и географические факторы формирования железнодорожной сети в белорусских губерниях.
Исследование вопросов пространственного развития — тема не новая, но весьма актуальная. Возможно, если бы ситуация внутри и вне страны была всегда стабильной, то и академический анализ представлял бы менее сложную задачу. Однако эта ситуация относится к категории не реальных, параметры регионального развития постоянно меняются, отбрасывая нас к проблемам, казалось бы, решенным на предшествующих этапах академических исследований