Архив статей журнала
В статье рассмотрена проблема измерения рисков и угроз, создаваемых природой и особенностями человеческого фактора и влияющих на эффективность и безопасность деятельности на микроуровне экономики, в частности, в среде научно-проектных организаций при разработках проектов реставрации на объектах недвижимого культурного наследия, что расположены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Проведен литературный обзор источников, освещающих изучаемую проблему. Сформулирована цель исследования, состоящая в попытках измерения влияния рисков ЧФ на эффективность научно-проектных работ, и намечены задачи, решение которых позволит достичь поставленной цели. Объектом предметного исследования назначена оценка комплексного ущерба и косвенных потерь, а предметом определены процедуры измерения эффектов указанных рисков. Определены методы и инструментарий намечаемого исследования. Получен ряд промежуточных авторских результатов, уточняющих природу человеческого фактора, понятийный аппарат тематики, классификацию рисков, угроз и опасностей, которые могут нанести заметный ущерб экономическому субъекту, вред его рыночной активности, урон его деловой репутации и стоимости брэнда. Проведено обсуждение частичных результатов, сделано несколько этапных выводов. Намечены направления дальнейших совместных исследований авторов статьи, которую можно счесть стартовой и началом пути в системном изучении проблемы угрозометрии со стороны человеческого фактора.
Процессы глобализации оказали значительное влияние на сельскохозяйственные и продовольственные системы во всем мире, результатом чего стала сильнейшая взаимосвязь международно-политических и экономических событий и продовольственной безопасности. Зависимость акторов друг от друга, трансцендентная природа продовольственных проблем делает их еще более сложными для устранения. Сама по себе категория продовольственной безопасности отражает не только обеспеченность продуктами питания отдельные домохозяйства или регионы, но и демонстрирует уровень научно-технического прогресса, социально-экономического развития, успешность мониторинга природно-климатической ситуации в государстве в целом. В настоящей статье рассматриваются основные международные организации, участвующие в решении проблемы продовольственной безопасности, а также механизмы, направленные на ее устранение. Цель работы состоит в оценке эффективности деятельности международных организаций в области обеспечения продовольственной безопасности. Научная новизна статьи состоит в попытке не только описания деятельности основных международных институтов в сфере продовольственной безопасности, но и оценки эффективности этой деятельности. В научной литературе подобные исследования, датированные периодом 2022-2023 гг., пока не представлены. Ключевым методом исследования выступил анализ документов. Эмпирической базой послужили выступления и высказывания российских и зарубежных политиков и экспертов в области продовольствия. Автор определяет ключевые направления деятельности организаций в области продовольствия независимо друг от друга, а также во взаимодействии, и предлагает свою оценку их эффективности. В статье делается вывод о роли продовольственной проблемы для мирового сообщества в настоящее время и об уровне включенности международных организаций в устранение этой проблемы. Также предлагаются некоторые новые пути международной кооперации в рассматриваемой сфере.
Исследование охватывает анализ методологии и данных Росстата о «теневой экономике» России. Мы исследуем возможные недостатки в трактовке трех групп показателей: корректировок на экономические операции, не наблюдаемые прямыми методами; скрытой оплаты труда; занятости в неформальном секторе и занятости без регистрации и оформления. Ненаблюдаемая прямыми статистическими методами и нерегулируемая экономика охватывает значительную часть хозяйственной жизни страны. Официальные статистические данные американской системы национальных счетов времен Великой депрессии подчеркивают необходимость адекватных, полных и гармонизированных оценок теневой деятельности. Используя архивные данные и микроданные обследований Росстата, мы показываем, что расхождения в ревизиях (винтажах) официальных оценок могут превышать десять процентов ВВП. Корректировки валовой добавленной стоимости, используемые Росстатом, вне синхронного анализа национальных счетов, не соответствуют целям сопоставимости и гармонизации. Оценки скрытой оплаты труда крайне ограничены в части объяснительной и прогностической ценности. Оценки неформальной занятости, предложенные статистическим ведомством, фактически полностью совпадают с оценками занятости в неформальном секторе. Последние, в свою очередь, не отражают характер теневой экономики, так как опираются на производственный критерий. Мы полагаем, что менее популярные в литературе оценки занятости без оформления документов и (или) занятости без оформления самозанятости более пригодны для анализа динамики и структуры теневых практик. Однако использование подобных оценок осложняется закрытостью материалов обследований рабочей силы. Так, Росстат располагает непубличными оценками заявленной численности наемных работников, чьи работодатели уклоняются от уплаты налогов и сборов, а также данными о численности самозанятых, занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации, но не публикует их. Мы подчеркиваем необходимость разработки унифицированного подхода для повышения гармонизации и сопоставимости как национальной, так и международной статистики.
Проблематика пространственного развития российской экономики приобретает новые смыслы в условиях значительных внешних угроз и начавшейся внутренней трансформации национальной экономики. Разработанная в 2019 г. стратегия пространственного развития до 2025 г. требует развития с горизонтом планирования до 2030 г., что установлено в Указе Президента РФ. В новом стратегическом курсе на достижение технологического суверенитета нашей страны важнейшее значение приобретает реализация особенных технологических траекторий развития регионов, дополняющих и усиливающих друг друга в едином экономическом и политическом пространстве. Целью исследования является формирование методологических принципов пространственного развития российской экономики для обеспечения целей технологического суверенитета страны. В статье дается критический анализ существующих методологических подходов и определяются основные методологические задачи по разработке принципов формирования пространственной экономики.
Методы исследования: системный подход, метод логического анализа, диалектики познания от простого к сложному, индукция и дедукция. Результатом исследования является определение принципов пространственного развития экономики: максимальной реализации особенностей каждого конкретного российского региона, его особенных «региональных преимуществ»; конвергенции - выравнивания уровней социально-экономического развития российских регионов на условиях реализации региональной технологической политики; «единства в разнообразии» - формирования новой модели межрегионального разделения труда, создающего центростремительные, интегрирующие взаимосвязи между российскими регионами; разделения полномочий между федеральным центром и регионами (разделения труда между центром и регионами) в сфере технологического и экономического развития. Обосновывается вывод о том, что разнообразие технологических траекторий и, на этой основе, диверсификация российской экономики является основным условием для усиления межрегионального экономического взаимодействия и, следовательно, укрепления экономического пространства нашей страны. В заключении делается вывод о необходимости сочетания стратегии пространственного развития российской экономики со стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, что является основой для понимания необходимости технологической составляющей в экономическом развитии регионов и межрегиональном взаимодействии, с одной стороны, и территориально-пространственной составляющей в технологическом развитии нашей страны, с другой.
В новых политических и экономических реалиях ключевыми задачами для России являются сохранение тенденций устойчивого развития всех регионов, обеспечение бесперебойного функционирования экономических механизмов, повышение технологического суверенитета страны. Решение этих задач требует обеспечения ресурсами, в том числе, инвестиционными. Сокращение инвестиционных возможностей на европейских рынках приводит к необходимости компенсации и поиска новых инвестиционных источников на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Это обуславливает расширение и обновление инструментов привлечения инвестиций. В статье авторами проведен анализ опыта регионов Дальнего Востока России по использованию территорий опережающего развития для привлечения иностранных инвестиций. Выделены конкурентные преимущества пяти площадок в дальневосточных регионах, определенных правительством под создание международных территорий опережающего развития. Также дана характеристика институциональных основ, названы особенности модели международных территорий опережающего развития, обоснована необходимость, определены условия реализации законодательной инициативы Правительства Российской Федерации по созданию нового формата преференциального режима. Авторы полагают, что его институализация будет способствовать наращиванию объемов инвестиций в отрасли с высокой добавленной стоимостью, расширению производства высокотехнологичной продукции, что позволит усилить технологическое лидерство страны. Авторами сделан вывод о закономерности и объективности тенденций по расширению инструментов привлечения инвестиций в экономику регионов и страны в целом.
Интенсивность обсуждения вопросов обеспечения экономической безопасности на уровне страны возрастает при усилении воздействия негативных факторов как со стороны внешней, так и внутренней среды. Формулирование вызовов экономической безопасности Российской Федерации становится исходным положением для определения мер противодействия выявленным угрозам и рискам экономической безопасности. При этом необходимо учитывать, что реализуемые мероприятия не могут рассматриваться изолированно от текущих процессов социально-экономического развития и следования определенному курсу национальной экономики. В этой связи целью исследования является выявление специфических черт процесса обеспечения экономической безопасности России в условиях санкционного давления. Для достижения этой цели использованы методы сравнительного, ретроспективного, институционального и нормативно-правового анализа, а также инструменты системного подхода и специальные методы исследования экономической безопасности (индикативный, пороговый и др.). В результате проведения исследования установлено, что предпринимаемые усилия по противодействию угрозам и вызовам экономической безопасности страны должны быть встроены в модель экономического развития, что требует разработки механизма преодоления складывающихся негативных тенденций, а также более тесной межстрановой интеграции. То есть, к решению проблем экономической безопасности России рекомендовано привлекать потенциал дружественных стран, входящих в состав различных интеграционных группировок, участником которых является Россия. В качестве основного вывода следует отметить, что важность комплексного решения проблем достижения устойчивости экономической динамики обостряется в условиях современного периода развития Российской Федерации, когда на нее оказывается активное санкционное давление со стороны недружественных стран «коллективного Запада». Соответственно, необходимо усиление государственного регулирования в рассмотренной сфере.
В работе рассматриваются стратегии адаптации стартапов ранних стадий в условиях неопределенности рынка. Цель исследования - понять преобладающие и недостающие элементы адаптивных стратегий, которые используют стартапы. На уровне гипотезы предполагается, что в условиях большой рыночной неопределенности стартапы ранних стадий уделяют больше внимания работе с командой, ресурсами и клиентами, чем выстраиванию стратегии развития, что может ограничить их рост. С помощью опроса, оцениваемого по шкале Лайкерта, были собраны количественные данные от российских основателей и руководителей стартапов ранних стадий, созданных с 2019 по февраль 2022 г. Результаты свидетельствуют о низкой и умеренной адаптивности в области стратегического планирования и инноваций. Высокая значимость элементов, связанных с привлечением клиентов и инновациями, свидетельствует о том, что стартапы все больше признают ценность знаний клиентов и технологических достижений в формировании своих продуктов, услуг и бизнес-моделей в целом. Полученные выводы подтверждают как определенные сильные стороны в стратегиях стартапов ранних стадий, так и области, требующие внимания. Результаты данного исследования дают стартапам основу для анализа и корректировки своих стратегий, что поможет им противостоять сложностям и использовать возможности динамично развивающихся рынков. Стартапам предлагаются практические рекомендации по совершенствованию слабых элементов в своих стратегиях для обеспечения устойчивого роста в условиях конкуренции и меняющихся рынков.
Таланты являются долгосрочными конкурентными преимуществами для предприятий креативной экономики. Одновременно таланты - это один из самых дорогих ресурсов, которые необходимы для реализации стратегии компании, поэтому эффективность их использования зависит от правильной стратегии развития талантов. В данном исследовании представлены результаты анализа эффективных практик, направленных на развитие талантов внутри предприятий креативной экономики. Задачи публикации - выявить стратегическое значение талантов для предприятий креативной экономики; провести стратегический анализ лучших практик по развитию талантов в индустрии моды. Статья основана на теории стратегии и методологии стратегирования, разработанной под научным руководством академика В. Л. Квинта.
Результаты: выявлена стратегическая роль талантов. Выводы: без стратегирования талантов предприятия креативной экономики обречены на отсутствие долгосрочного развития.
Целью работы является оценка роли цифровых технологий как стратегического фактора регионального развития с точки зрения теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта. Описаны проблемы формирования, развития и измерения процессов, связанных с цифровой экономикой. В основе анализа лежит концепция трех уровней развития цифровой экономики и цифрового неравенства регионов. Анализ статических данных по регионам РФ по показателям, характеризующим уровень доступности интернета и использования цифровых технологий, результаты расчетов по различным многофакторным методикам позволили авторам обосновать необходимость создания комплексной методики оценки уровня проникновения цифровых технологий в экономику региона для целей стратегирования. Понимание механизмов перехода доступности цифровых технологий в экономические показатели регионального роста позволит использовать возможности цифровизации для обеспечения конкурентоспособности на региональном, национальном и мировом уровнях. Необходимо формирование целостного представления о регионе как субъекте стратегирования экономического развития, которое будет соответствовать базовым принципам создания и развития цифровой экономики.
Беспрецедентная санкционная политика в отношении России заставляет задумываться о путях развития отечественной экономики, одним из приоритетных направлений которой является развитие отечественной электронной отрасли промышленности - самой наукоемкой отрасли машиностроения, структурного ядра постиндустриальной волны в соответствии с волновой концепцией Э. Тоффлера. Именно электронная продукция, включая компоненты и изделия из них, чрезвычайно дифференцирована и, в том числе, служит комплектующим к иным промышленным и потребительским товарам. Значит без развития электронной отрасли промышленности затруднительным становится развитие других сфер и отраслей экономики. Цель публикации - определить базовую стратегию развития электронной отрасли промышленности России. Задачи статьи - обозначить стратегическую роль инноваций в электронике и микроэлектронике в достижении Россией технологического суверенитета. В основе статьи лежит общая теория стратегии и методология стратегирования академика, иностранного члена Российской академии наук В. Л. Квинта, разработанная в Центре стратегических исследований института математических исследований сложных систем и кафедрой экономической и финансовой стратегии МГУ им. М. В. Ломоносова. В статье содержится обзор глобальных инновационных тенденций и стартапов, которые сегодня трансформируют электронную отрасль промышленности. В дополнение к обзору автор приводит статистическую информацию об уровне освоения этих технологий в России. Стратегия развития электронной отрасли промышленности России должна быть основана на переориентации на инновационные изделия и компоненты, а также на инновационные способы производства.
Новые задачи, поставленные перед сферой здравоохранения РФ Президентом России В. В. Путиным, включают переход к образу жизни, соответствующему мировому уровню, включающему поддержку и развитие активного долголетия. Для многоуровневой методологии стратегирования академика РАН В. Л. Квинта сфера здравоохранения представляет собой наиболее перспективную область применения. Система мер по достижению целей развития страны, связанных со здоровьем населения, не может включать только медицинские или медико-профилактические мероприятия, целесообразно включать пропаганду здорового образа жизни, социальную поддержку людей старшего поколения и ряд иных мер, способствующих повышению качества жизни населения страны. По существу при формировании стратегии отрасли целесообразно выделять не только «сферу здравоохранения», но и «сферу сбережения здоровья», и «систему здравоохранения» как отрасли экономики и социальной сферы, охватывающие сеть конкретных учреждений и органов. Таким образом, сфера, отрасль, регион, отдельное медицинское учреждение, его специализированное подразделение и отдельный специалист (медик), а также отдельный гражданин (пациент) должны составлять единую, объединенную с помощью цифрового контура и иных платформ экосистему. Очевидно при этом, что сущность эффективности системы здравоохранения как в целом, так и на уровне отдельных медицинских учреждений несколько различается. Налаживание комплексной оценки медико-экономической эффективности здравоохранения является, по мнению автора, ключевой задачей формирования и реализации новой стратегии развития здравоохранения и соответствующих государственных программ и проектов.
Целью статьи является исследование исторического места и роли России в современном мировом устройстве. Мир вступил в XXI в. с устоявшимся мнением о том, что после крушения СССР наступила гегемония коллективного Запада. Опьяненные победой в холодной войне, западные идеологи начали агрессивно навязывать всей планете свое видение мироустройства. Особую ярость у Вашингтона и его сателлитов вызывает позиция России. Страна, являющаяся правопреемницей проигравшего холодную войну Советского Союза, позволяет себе вести независимую политику, идущую вразрез с интересами «победителей». Коллективный Запад развязал против Российской Федерации полномасштабную гибридную войну. Все это делается, с одной стороны, для сдерживания России, ее ослабления и вытеснения с мировой политической арены, вплоть до расчленения или полного уничтожения. А с другой стороны, в назидание тем государствам, которые не хотят присоединяться к глобалистским планам США. Таким образом, сегодняшнее противостояние Российской Федерации и коллективного Запада следует рассматривать не только и не столько как борьбу за экономические интересы, а как глобальное противостояние неолиберализма, навязываемых им противоестественных идей и «ценностей», и проверенного тысячелетней историей традиционного жизненного уклада, на котором базируется большинство суверенных национальных государств.