Архив статей журнала
В статье проанализирована государственная политика во второй половине XIX - первой четверти XX в. в отношении сельской поселенческой сети Томского округа-уезда Томской губернии. Авторы приходят к выводу, что предпосылки складывания поселенческого каркаса сельских поселений рассматриваемой территории начались с момента основания первых острогов и активно продолжались до начала XX в. На этом этапе формируется устойчивый рисунок сельской сети поселений Томского округа-уезда. С 1900-х гг. до середины 1920-х гг. шел активный процесс переселения, в результате которого в оборот были введены ранее не землеустроенные участки, на которых впоследствии основывались новые сельские поселения. Землеустроительный процесс не был свернут советской властью, а, напротив, до середины 1920х гг. фактически продолжался через освоение территорий, отведенных в дореволюционное время. Авторы статьи используют материалы, найденные в архивах и библиотеках Москвы, Барнаула, Иркутска, Томска. Особое внимание уделено картографическим материалам, которые являлись приложением к землеустроительным отчетам. На них отражена динамика процесса землеустройства отдельных групп волостей Томского уезда Томской губернии. На основе исторических карт, которые были подкреплены статистическими данными за соответствующий период, были составлены схематичные картографические модели, отражающие изменения, произошедшие с сетью сельских населенных пунктов с середины XIX века по 1925 г. С помощью сравнения разновременных основ удалось выявить векторы заселения территории, а также определить этапы землеустройства в крестьянских волостях Томского уезда в начале XX в. и установить границы переселенческих подрайонов Томского переселенческого района.
В статье раскрыты основные этапы модернизации высшего железнодорожного образования на Урале в период коренной технической реконструкции железнодорожного транспорта на базе электрификации. Особенностью развития высшего железнодорожного образования на Урале стало совмещение процесса его становления с модернизационными процессами, происходившими на транспорте в 19501960-е гг. Вместе с тем в этот период произошло смещение центров подготовки инженерных кадров для транспорта из вузов Москвы и Ленинграда в регионы. Стали создаваться региональные учебные кластеры для подготовки инженерных кадров из местного населения, что явилось важным условием модернизации железнодорожного транспорта страны. На первом этапе на Урале был создан узкоспециализированный институт по подготовке инженеров в области электрификации железных дорог, автоматики, телемеханики и обслуживания электроподвижного состава. Основной преподавательский состав формировался из опытных инженеров-производственников и управленцев Свердловской железной дороги. На втором этапе, с появлением строительных специальностей, институт приобрел политехнический характер. Преподавательский состав стал формироваться в большей степени за счет собственных выпускников и преподавателей других вузов города Свердловска. Количество молодых специалистов, направляемых в институт из Москвы и Ленинграда, оставалось незначительным. На третьем этапе, с появлением экономических специальностей, вуз приобрел статус университета. В Уральском электромеханическом институте создана собственная аспирантура для подготовки научных, преподавательских кадров. В 1956-1970 гг. усилиями уральских инженеров железнодорожного транспорта и лучших преподавательских кадров вузов Свердловска был создан мощный образовательный, научный комплекс железнодорожного транспорта Урала и Сибири.