Архив статей журнала

Ленинский и сталинский взгляды на демонстрацию религии на экране как две различные фабулы одного явления (2025)
Выпуск: Том 17, № 2 (64) (2025)
Авторы: Кочеткова Алиция Евгеньевна

Автор анализирует подходы В. И. Ленина и И. В. Сталина на предмет их политики по отношению к фильмам религиозного содержания. Большое внимание в статье уделено механизмам использования инструментов кино в борьбе правительства по изживанию религиозности народа. Подробно изучаются практические способы ведения антирелигиозной агитпропаганды средствами кинематографического искусства. Информация излагается в контекстном сравнении цензуры фильмов, осуществляемой сначала Лениным, а затем и Сталиным. Предпринимаются попытки выявления субъективных причин различия тактических подходов двух первых лидеров советского государства к демонстрации религии на экранах.

Сохранить в закладках
Борис Васильев и кинематограф. Штрихи к творческой концепции (2025)
Выпуск: Том 17, № 2 (64) (2025)
Авторы: КАРНЮШИН ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ

В статье впервые предпринята попытка общей классификации и анализа фильмографии Бориса Васильева, состоящей из 28 фильмов, которые были сняты либо по его сценариям, либо по его литературным произведениям. Анализу подвергнуты наиболее значимые (заметные) киноработы. Особое внимание заострено на их идейно-тематическом содержании, а также на соответствии экранизации творческой концепции автора, его видению темы и проблемы произведения. Статья — дань уважения читательского круга классику отечественной литературы, его кинодраматургическому таланту. Посвящена 100-летию со дня рождения писателя.

Сохранить в закладках
Экранный образ Великой Отечественной войны как основная мифологема современной социокультурной парадигмы (2025)
Выпуск: Том 17, № 2 (64) (2025)
Авторы: Марусенков Вячеслав Валентинович

Статья посвящена исследованию роли кинематографа в формировании и закреплении ключевых мифологем, связанных с подвигом народа во время Великой Отечественной войны, которые лежат в основе коллективной памяти и национальной идентичности. В статье анализируется, как визуальные, так и нарративные приемы отечественного кинематографа, конструирующие героико-патриотический образ войны. Автор акцентируется на таких мифологемах, как единство народа, жертвенность и моральное превосходство. Особое внимание уделяется трансформации этих мифологем в разные исторические периоды, их связи с идеологическими установками и их влиянии на общественное сознание.

Сохранить в закладках
Коммерческий прокат российского кинематографа: опыт Республики Саха (Якутия) (2024)
Выпуск: Том 17, № 1 (63) (2024)
Авторы: Охлопкова Ульяна Васильевна

В статье анализируется опыт одного из регионов России в сфере кино — Республики Саха (Якутия) — является редким примером стабильно функционирующего регионального кинематографа, где больше всех снимают кино на национальном языке. В кинопроизводстве республики с численностью менее 1 млн человек работает 23 кинокомпании и продакшн-студии, а местные картины обгоняют во внутреннем прокате на территории региона голливудские блокбастеры.

Целью данной работы является выявление ключевых особенностей процесса кинопроката с 2018 по 2022 год с учетом изменений, происходивших в условиях пандемии COVID-19, а также санкционных ограничений. Таким образом, можно выделить следующие задачи исследования: анализ особенностей внутреннего кинотеатрального проката, выявление сдерживающих факторов развития проката якутского кино вне региона, описание опыта онлайн-показа якутских фильмов.

Сохранить в закладках
Семантический потенциал образа Кощея в современном российском кино (2024)
Выпуск: Том 17, № 1 (63) (2024)
Авторы: Зернова Полина Юрьевна

В статье рассматривается эволюция образа Кощея в отечественном кино — от советских киносказок до современности. Доказывается зависимость процесса усложнения отличительных черт героя и характера ролевой модели от особенностей культуры и требований времени. Анализируется значение смерти Кощея и изменение отношения к ней как важный шаг в процессе адаптации фольклорного образа для современной зрительской аудитории. В финале статьи автор приходит к выводу, что, несмотря на усложнение образа Кощея, добавления новых, ранее не свойственных персонажу ролевых моделей, возможностей иного исхода истории, одновременно заметен и процесс упрощения сюжетных схем в самих кинопроизведениях. Происходит смена одних сюжетных шаблонов (волшебная сказка) на другие (шаблоны жанров кино).

Сохранить в закладках
Оптика как инструмент творческой интерпретации снимаемой реальности (2024)
Выпуск: Том 17, № 1 (63) (2024)
Авторы: Марусенков Вячеслав Валентинович

В статье исследуется комплекс вопросов, связанных с особенностями оптического изображения в кино. Изображение, получаемое объективом, и наше зрительное восприятие во многом схожи, но во многом и различны. Зрительное восприятие — результат взаимодействия наших глаз и мозга, который управляет основными параметрами нашего видения и формирует зрительный образ наблюдаемой реальности. Объектив (система линз) лишь проецирует на светочувствительный материал или на электронную матрицу оптическое изображение определенной части реального пространства, расположенного перед ним. Особенности изображения, обусловленные самими принципами прохождения и преломления света в оптических средах и конструктивно-оптическими характеристиками объектива, делают возможным записывать изображение, отличающееся от непосредственного зрительного восприятия.

Сохранить в закладках
Особенности восприятия и место зрителя в «сферическом» кинопространстве (2024)
Выпуск: Том 17, № 1 (63) (2024)
Авторы: Добрынин Олег Витальевич

В данной статье исследуются особенности восприятия и роль зрителя в «сферическом» кинематографе и виртуальной реальности. В этом контексте сравниваются традиционный кинематограф, «сферическое» кино и интерактивные проекты, снятые в технологии VR 360, подчеркиваются уникальные особенности каждого формата. Анализируется взаимодействие зрителя со «сферическим» пространством в кинематографе, влияние воздействия «сферического» кинематографа на внимание и память зрителя. Рассматриваются технические и продукционные аспекты съемки и их влияние на качество аудиовизуального контента. Исследование воздействия «сферических» фильмов на зрителя позволяют понять потенциал данного инновационного медиаформата.

Сохранить в закладках
Литературные образы на экране как знаковая система мифостроения (2024)
Выпуск: Том 17, № 1 (63) (2024)
Авторы: Марусенков Вячеслав Валентинович

Статья посвящена вопросам, связанным с интерпретацией на экране литературных образов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Отечественный кинематограф в последнее время активно задействует устоявшиеся в массовом сознании образы, опирающиеся на сформированную веками социокультурную парадигму. Как правило, создание этих экранных образов происходит благодаря обращению к литературным первоисточникам. В настоящее время происходит активная экранизация наследия русской литературы, что в контексте определенных политических событий и активной трансформации общественного сознания становится значимым шагом в формировании современной отечественной культуры. Этот процесс, безусловно, требует осмысления.

Сохранить в закладках
Образ музыканта в кинофильме: типологический анализ (2024)
Выпуск: Том 17, № 1 (63) (2024)
Авторы: Михеева Юлия Всеволодовна

Статья посвящена одной из главных проблем фильмов о музыкантах — драматургическому и режиссерскому подходам к воплощению на экране художественно достоверного, живого образа героя-музыканта. Обобщающий взгляд на игровые и неигровые фильмы о музыкантах дает представление о разных способах не просто отражения на экране характера и внутреннего мира персонажа, но выявления определенного типа личности. Анализ образов музыкантов в достаточно репрезентативном ряде кинокартин дал автору возможность предложить вариант типологии, основанием которой послужил характер взаимоотношения героя с музыкой и, посредством музыки, с социумом: творческо-новаторский («креаторы»); исполнительский («чтецы-трансляторы», «читатели-диалогисты», «психосоматики», «диктаторы», «примадонны»); интуитивно-духовный («медиумы»). Предложенные определения типа (подтипа) киногероя-музыканта носят «рамочный» характер, и эти рамки довольно подвижны и проницаемы, поскольку речь идет о живом характере героя, изменяемого в контексте кинодраматургии вследствие обстоятельств киноистории и изменяющегося в силу внутреннего личностного развития.

Сохранить в закладках
Трансформация жанра киномюзикла в современном кинематографе на примере фильма «Танцующая в темноте» (2000) Ларса фон Триера (2024)
Выпуск: Том 17, № 1 (63) (2024)
Авторы: Винар Юлия Олеговна

В статье на примере фильма «Танцующая в темноте» (реж. Ларс фон Триер, 2000) рассматриваются возможности трансформации жанра киномюзикла. В результате анализа формы взаимодействия художественных средств в этой картине автор приходит к выводу о том, что, обращаясь к киномюзиклу, режиссер раздвигает его границы согласно актуальным запросам времени и задачам режиссера и выводит жанр не просто в разряд серьезных, но и шокирующих.

Сохранить в закладках
Эволюция женского образа в фильмах Джафара Панахи (2024)
Выпуск: Том 17, № 1 (63) (2024)
Авторы: Григорьева Наталья Геннадьевна

Фильмы о жизни женщины при фундаментализме занимают ведущее место в творчестве иранского режиссера Джафара Панахи. Данная статья посвящена тому, как менялся женский образ в его картинах с начала карьеры и до последних работ. Автор отмечает, что в фильмах этого режиссера на женскую тему нашли отражение основные тенденции современного кинематографа Ирана, а также изменения в социокультурной обстановке в стране.

Сохранить в закладках
Oбраз дороги в кино (2024)
Выпуск: Том 17, № 1 (63) (2024)
Авторы: Рейзен Ольга Кирилловна

В статье предпринята попытка рассмотреть образ дороги в контексте развития истории кинематографа, определить его место как в метафорическом аспекте, так и с точки зрения формирования жанровых особенностей в первую очередь таких жанров, как road movie и buddy cinema. В финале статьи автор приходит к выводу, что фильмы о дорогах, отринув коммерческий приключенческий потенциал, адаптировали приемы медленного кино, использовали его для создания ложного движения и обнаружили способность к размышлению о человеке в вечности.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →