Архив статей журнала
Преимущества и возможности, которые открывает цифровой мир, не избавляют высшие учебные заведения от проблем, требующих научного поиска. В современном мире быстро развивающиеся цифровые технологии уже охватили все области нашей жизнедеятельности, не исключение и область высшего образования. В связи с требованиями Четвертой промышленной революции вузам необходимо обеспечить готовность будущих специалистов к полноценному владению и готовности к постоянному совершенствованию навыков в области цифровых технологий. Современные профессии и требования к ним динамично трансформируются под влиянием развития цифровой экономики, генерируя будущие совершенно новые профессии. Важно с учетом драйверов цифровой трансформации и сквозных (универсальных) технологий определить надпрофессиональные и инновационные компетенции в разрезе трансформации и развития цифровой экономики. Образовательные программы должны адаптироваться для предоставления студентам цифровых компетенций, необходимых для построения более справедливого и продуктивного мира для общества. По нашему мнению, преподаватели вузов должны, опираясь на технологические драйверы, использовать цифровые технологии в обучении и понимать ускоренное развитие областей разноплановых знаний, способствовать продвижению и реализации цифровых компетенций у студентов в условиях цифровой трансформации. Авторами работы был проведен анализ данных проблем и представлены пути их решения. В работе описана новая образовательная парадигма, основанная на применении соответствующих цифровых компетенций и на необходимости совершенствования и повышения квалификации, переобучения и повторного обучения заинтересованных сторон.
Рассматриваются социальные факторы, оказывающие влияние на формирование образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан. Задача исследования - дать оценку современного состояния специального образования через характеристику ее факторов. Актуальность исследования обусловлена постоянным ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью за счет расширения категорий нозологии и совершенствования системы диагностирования. В 2023 г. Республика Башкортостан оказалась в числе лидеров по количеству детей-инвалидов среди регионов Приволжского федерального округа. Выводы базируются на результатах социологического исследования, проведенного методом экспертного опроса. В ходе социологического исследования были выявлены социальные факторы и противоречия, наличие или отсутствие которых непосредственным образом оказывает влияние на формирование образовательной среды. Наиболее значимые из них - оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, их семьям в социализации/абилитации и получении образования, организация социальной инклюзии и формирование толерантного отношения к детям, взаимодействие семьи и школы в вопросах обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, совершенствование системы государственного и общественного контроля качества образовательного процесса. Новизна исследования заключается в том, что оценка социальных факторов специального образования проведена экспертами - педагогами и специалистами интегрированного и инклюзивного образования. В ходе исследования экспертами дана оценка противоречий, существующих в организации педагогического процесса.
Семейное образование сравнительно новый феномен в российском обществе, вызывающий интерес со стороны общественности, чиновников, исследователей и родительского сообщества. В последние годы эта практика стала видимой: увеличилось количество семей, обучающих детей самостоятельно, эта тема стала предметом дискуссий на политической арене, в СМИ и социальных сетях. Многие практики, к которым прибегают родители, обучающие детей без помощи школы, подвергаются критике из-за того, что они реализуются за счет сторонних ресурсов. Родители нанимают репетиторов, объединяются в группы совместного обучения, обращаются к онлайн-школам. Законодатели и контролирующие органы заявляют о необходимости более точно описать роль семьи в обучающей деятельности, например, для определения ответственности за соблюдение прав несовершеннолетних и качество образования детей, обучающихся в семье. Сами «семейники» в поисках своей уникальной идентичности и определении юридического статуса требуют от исследователей более строго описать их сущностные характеристики. В статье рассмотрены практики семейного образования, дана характеристика проявления субъектности семьи в процессе их реализации. Определяющими критериями «семейности» образования выделены принадлежность семье, как управление и реализация за счет своих ресурсов, и проявление особенностей семьи в процессе и конечном продукте. Объединяющей характеристикой практик семейного образования является формирование и поддержка учебной мотивации, определение целей, построение и реализация индивидуального образовательного маршрута. Эти действия позволяют семье присвоить образование и отразить в нем свои ценности и интересы.
Статья посвящена изучению участия студентов вузов в научно-исследовательской работе как внеучебной деятельности (сверх учебного плана). В научной литературе говорится о важности научно-исследовательской деятельности для формирования профессиональных знаний, умений и навыков студентов, а также развития их творческих способностей, критического мышления и других универсальных компетенций, необходимых современному специалисту с высшим образованием. Успешность вовлечения и участия студентов в научно-исследовательской работе в вузе зависит как от условий организации НИРС, так и от отношения самих студентов к этому виду деятельности. В ряде источников говорится о недостаточной заинтересованности студентов в участии в НИР. В связи с этим требуется более подробное изучение факторов, влияющих на участие студентов в научно-исследовательской работе в вузе. В статье представлены результаты опроса, проведенного в 2023 г. среди студентов бакалавриата дневного отделения Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). По результатам опроса, немногим более четверти (27 %) студентов участвуют в тех или иных формах НИР в вузе, для остальных студентов основными мотивами отказа от участия в НИР являются отсутствие интереса и отсутствие свободного времени, что соответствует данным ранее проведенных исследований. Основными мотивами участия в НИР являются получение компетенций, необходимых для дальнейшей учебы, и реализация своих способностей. Выявлены различия в отношении к НИР студентов разных профилей обучения - гуманитарного (социально-экономического) и технического. Для студентов гуманитарного факультета большее значение имеют формирование портфолио и мотивы личностного роста, а для студентов технических факультетов - получение компетенций, необходимых для дальнейшей учебы, и материальное вознаграждение за участие в НИР. На основе результатов исследования предложены рекомендации по дальнейшему развитию системы научно-исследовательской работы студентов в ПНИПУ.
Необходимость обеспечения устойчивости и конкурентоспособности отечественного производства в условиях санкционного давления подчеркивает значимость привлечения инвестиций как средств стимулирования роста и развития экономики. Обрабатывающая промышленность играет ключевую роль в экономическом развитии многих стран. В условиях глобальных перемен и изменений в экономической политике изучение обрабатывающей промышленности представляет интерес для принятия эффективных стратегий развития и привлечения инвестиций. Выделение факторов инвестиционной привлекательности этой отрасли и их измерения позволит разработать меры по повышению конкурентоспособности и устойчивости отрасли в современном мире. В связи с этим изучение факторов инвестиционной привлекательности отраслей на примере обрабатывающей промышленности становится крайне важным вопросом для изучения. При этом в исследовании предлагается рассматривать отрасль в регионе, ввиду того, что, анализируя именно инвестиционную привлекательность отрасли в контексте конкретного региона, можно выявить синергию между ресурсами региона и потребностями отрасли. Исследование посвящено систематизации факторов инвестиционной привлекательности обрабатывающей промышленности в регионах. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на привлекательность отрасли для инвесторов, такие как инфраструктурный, экономический, производственный, инновационный, трудовой и экологический. Цель исследования - выявление ключевых факторов, показателей, их измеряющих, и определение влияния факторов на инвестиционную привлекательность обрабатывающей промышленности в субъектах РФ. Также в исследовании предложена теоретическая модель оценки инвестиционной привлекательности отрасли в регионе, на основании которой будут выбраны значимые факторы ИП обрабатывающей промышленности в регионах с целью разработки авторского индекса. Полученные результаты могут послужить основой для разработки методики оценки инвестиционной привлекательности обрабатывающей промышленности и видов экономической деятельности, относящихся к данной отрасли, а также разработке эффективных стратегий привлечения инвесторов и стимулирования развития отрасли.
Охарактеризована система управленческой практики организации и обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан школьным питанием. Актуальность заявленной темы обоснована с акцентом на социально-гуманистическую роль школьного питания для развития человеческого капитала. В связи с этим предлагается выделить социальные практики питания, куда относится и школьное, в особый вид экономической деятельности, в основе которого, с одной стороны, лежит невысокий коммерческий интерес основных игроков, а с другой - серьезные возможности для развития региональных экономик при поддержке государства. Выявлено, что основу системы управления школьным питанием составляют три важных процесса: планирование, реализация и контроль. Заключительным этапом управленческого процесса является корректировка. На этапе планирования, в соответствии с требованиями законодательства, органы исполнительной власти в лице министерств и ведомств осуществляют разработку и утверждение вариантов республиканских школьных меню, в том числе специализированных. К реализации плана приступают непосредственно образовательные организации. Этот этап условно делится на производство, за которое отвечают общеобразовательные организации и комбинаты питания, и потребление, участниками которого являются школьники и их родители. Реализация школьного питания тесно связана с системой контроля данного процесса. В Республике Башкортостан оценка организации и качества питания представлена в форме государственного и общественного контроля. Государственный контроль заключается в проверке санитарных условий и соответствия качества пищи установленным нормам. Общественный осуществляют Общественный совет при Министерстве образования и науки РБ, куда входят представители педагогического сообщества, специалисты в области развития образования, а также бракеражные комиссии, состоящие из родителей школьников. Анализ системы школьного питания на этапах планирования, реализации и контроля позволяет выявить необходимость корректировки на всех этих этапах для совершенствования механизма управления данным процессом.
Исследуются социальные и культурные условия интеграции проектного подхода в университетский образовательный и научно-исследовательский процесс. Выводы авторов опираются на результаты проведенного социологического исследования методом сплошного анкетного online опроса студентов 1-4 курсов Уфимского университета науки и технологий, принимающих участие в инновационных проектах. Задачами исследования выступают: выявление отношения студентов к выделенным ключевым факторам успешности инновационных проектов и их готовности учитывать эти факторы в своей будущей проектной деятельности; определение влияния профессионально-трудовой ориентации студентов на отношение к ключевым факторам успешного осуществления инновационных проектов; обоснование и разработка средств и форм развития культуры взаимодействия участников студенческой проектной деятельности в университете. В ходе исследования использовался комплекс индикаторов, описывающих ключевые факторы успешного осуществления инновационных студенческих проектов и измеряющих с помощью шкалы Р. Лайкерта восприятие респондентами этих факторов. Авторы предлагают организовать проектное взаимодействие в следующих направлениях: обеспечение обучения студентов инженерных специальностей основам проектно-управленческой деятельности; получение студентами обязательных навыков командной работы над реальными проектами; ориентация подготовки студентов, в том числе и инженерных специальностей, на развитие личной предпринимательской инициативы; корреляция мер поддержки студенческих инновационных проектов, предоставляемых университетами, с профессионально-трудовой ориентацией студентов. Сделан вывод, что взаимодействие в проектировании имеет духовно-коммуникационную природу, поэтому необходима разработка технологий, средств понимания и взаимопонимания участников, что предполагает подключение культурно-интеллектуального потенциала социума. Указанный подход к проектированию предполагает учет технологии творчества, а также не только рационального, но и морального фактора выбора решений. Проектирование должно включать конструирование оптимального удовлетворения потребностей субъектов преобразовательной деятельности, прогнозирование и оценку последствий управленческих, технических решений при определенном комплексе социальных и культурных условий. Применение коммуникационных средств и форм взаимодействия в студенческой проектной деятельности позволяет формировать компетентного, мотивированного и инициативного конструктора, технолога и проектного менеджера в соответствующих профессиональных отраслях.
Проведен анализ современного состояния занятости выпускников системы среднего профессионального образования в Республике Бурятия. Исследованы направления занятости и востребованность выпускников в разрезе специальностей на основе мониторинга занятости выпускников среднего профессионального образования 2022-2023 гг. В результате анализа установлено снижение показателя трудоустройства, который не достиг целевого значения в 2023 г. вследствие значительного роста потенциальной занятости. В качестве основного положительного результата, свидетельствующего о сокращении системных проблем в сфере среднего профессионального образования, выделено уменьшение рисков нетрудоустройства. Автор указывает на сохранение разновекторных тенденций на рынке труда и образовательной сфере. Востребованы выпускники по специальностям «образование» и «сестринское дело», а также специальностям с минимальной долей в структуре выпуска на фоне перепроизводства кадров по специальности «транспорт», являющейся наиболее популярной среди выпускников. Также среди них распространены профессии, связанные с сервисом и туризмом, экономикой и управлением, юриспруденцией и техносферной безопасностью и природопользованием. Полученные результаты могут быть использованы при выявлении возможных рисков и проблем, обусловленных незанятостью молодых специалистов и требующих первоочередного внимания со стороны органов государственной власти, профессиональных образовательных организаций и работодателей, а также необходимы для абитуриентов и их родителей при выборе будущей профессии. В качестве одной из действенных мер снижения безработицы среди молодых специалистов видится дальнейшее расширение практикоориентированного, а также целевого обучения и создания условий, поощряющих предприятия к участию в этой форме подготовки рабочих кадров.
Необходимость поиска способа решения проблем взаимодействия разрозненности вузовских образовательных общностей в сфере научной деятельности актуализировала обращение к теоретическим основаниям изучения взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей. Цель работы - создание теоретической рамки исследования взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей в университетском научном пространстве для последующего выявления характеристик их ресурсности в научной деятельности. Основной метод - анализ теорий среднего уровня и концепций, раскрывающих характеристики взаимодействия научно-образовательных общностей высшей школы. Основные положения теорий социального действия, обмена, коммуникативного действия, социального конфликта, социального единства, доверия интерпретированы применительно к проблеме взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей. На основании положений информационно-сетевых теорий и концепций предложены уточнения понятий «виртуальная общность» и «цифровая общность». Обращается внимание на потенциал акторно-сетевой теории применительно к научному взаимодействию. Изучаются свойства научных социальных сетей. Делается вывод о разнообразии форм и уровней взаимодействия научно-образовательных общностей. Ставится задача анализа факторов, содействующих или препятствующих успешному взаимодействию научно-образовательных общностей в университетском научном пространстве.
Президентская программа подготовки управленческих кадров, осуществляемая по группе А (проектно-ориентированная подготовка) предполагает разработку и реализацию специальной методики обучения. В опубликованных источниках имеется информация о проектно-ориентированном обучении, применяемом в вузах, об обучении действием, применяемом в программах повышения квалификации, но обоснованной целостной методики, привязанной к целям программы группы А, обнаружить не удалось. Разработанная и реализованная авторами на практике уникальная методика представляет собой синтез нескольких подходов, технологий и инструментов. Слушатели Президентской программы направляются предприятием на учебу в образовательное учреждение, имея конкретные задания: разработать и организовать выполнение проектов, соответствующих планам стратегического развития. Им нужно получить соответствующие компетенции: знания, навыки, умения, развить способности. Пакет предоставляемых знаний должен соответствовать направлению «Менеджмент». Базовой дисциплиной образовательной программы, выполняющей системообразующую роль при проектировании и реализации программы, является дисциплина «Управление инновационными проектами». Программа открывается занятиями по актуализации и конкретизации исключительной роли руководителя проекта как активного субъекта управления в инициировании, разработке и реализации стратегически значимого проекта для предприятия, включает всестороннее изучение теории и лучшей практики инициирования и реализации инновационных проектов и завершается защитой на предприятии реальных проектов. Таким образом, базовая дисциплина, от открытия до завершения программы, выполняет свое предназначение координации и поддержания требуемого ритма подготовки. Базовая дисциплина в учебном плане представляется в трех форматах: лекционное изложение; работа в проектных командах; проектные сессии с выездом на предприятия. Лекционное изложение не должно превышать 50 % аудиторного времени. Практические занятия представляют собой работу в командах с освоением основных форматов и инструментов проектного менеджмента. Наиболее типичными форматами являются концепция, устав и план управления проектами. Представленные командами наработки презентуются и обсуждаются. Тем самым формируется набор приемов и инструментов, который потом используется слушателем при работе над индивидуальным проектом. Процесс выполнения индивидуальных проектов контролируется путем проведения трех проектных сессий непосредственно с выездом на предприятие. Заслушивание и обсуждение осуществляется в присутствии как представителей образовательного учреждения, так и руководителей предприятия. Тем самым обеспечивается непрерывный контроль качества выполнения проектов.
Рассмотрены проблемы и перспективы развития инновационной и интегративной медицины в Республике Бурятия, выявленные на основе проведенных автором социологических исследований. Необходимость такого исследования обусловлена малым количеством внедренных инновационных и интегративных проектов в здравоохранении Республики Бурятия по сравнению с другими регионами и недостаточной оценкой эффективности внедряемых технологий со стороны региональных органов управления здравоохранением. Выявлены изъяны организационно-методической работы регионального министерства здравоохранения по содействию инновационному развитию подведомственных медицинских организаций и внедрению медицинских инноваций. Предложено осуществлять мониторинг инновационной деятельности и реализуемых проектов медицинских организаций региона с использованием комплексных социолого-экономических методик. Дана оценка деятельности Центра ядерной медицины как медицинской организации инновационного типа, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь и Центра восточной медицины как медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь на основе интегративных методов лечения и реабилитации. Определены перспективные инновационные проекты, наиболее востребованные для регионального здравоохранения: совместный с ПАО «Сбербанк» проект «Цифровой ФАП» и система принятия врачебных решений «Электронный клинический фармаколог, апробируемая в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко». Представлена экспертная оценка внедрения инновационных технологий диагностики и лечения в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко». Сформулированы для регионального министерства здравоохранения и профильных медицинских организаций научно-практические рекомендации по внедрению инновационных и интегративных технологий в региональное здравоохранение с учетом передового мирового и российского опытов.
Школьное питание и воспитание привычек здорового питания остается в сфере внимания федеральных и региональных органов власти в силу своей актуальности и неудовлетворенности родителей школьников качеством питания в школах. По обращениям в Единый портал государственных и муниципальных услуг по вопросам школьного питания Республика Башкортостан в 2021 г. имела самую низкую оценку. В 2019 г. почти каждый пятый родитель был недоволен качеством школьного питания в регионе, что подчеркивает актуальность темы для исследуемого региона - Республики Башкортостан. А осенью 2023 г. признана лучшей в России, в том числе благодаря активизации применения обратной связи с родителями. В данной работе приведены результаты серий социологических опросов родителей школьников по теме качества школьного питания Республики Башкортостан в 2022-2023 гг. Проведено их сопоставление с оценками качества в динамике, выявлены причины недовольства школьным питанием. Установлено, что удовлетворенность организацией питания выше, чем качеством питания. 38 % детей в республике полностью удовлетворены питанием, но почти каждый десятый полностью недоволен им. Более всего удовлетворены питанием родители в сельской местности, менее всего - в г. Уфе. Основными причинами отказа от питания в школе является невкусная и холодная пища, однообразное питание. Выявлено также, что для повышения качества питания, по мнению родителей, важнее всего обеспечить свежесть и разнообразие продуктов и блюд, возможность выбора блюд меню, а также приготовление еды в школьных столовых.
- 1
- 2