Архив статей журнала
Одной из проблем сбалансированного и поступательного экономического развития государства и регионов является разработка рациональной стратегии освоения минеральных ресурсов, которая способна обеспечить экономические выгоды для страны и общества в целом. Цель налоговой и бюджетной политики заключается, с одной стороны, в получении максимальной прибыли от добычи сырья с сохранением экономической заинтересованности недропользователей, с другой - обеспечение поступательного развития территорий при освоении месторождений полезных ископаемых в результате расширения местной налоговой базы и создания благоприятных условий для привлечения трудовых ресурсов. В задачи исследования входило определение уровня дифференциации добывающих регионов, исходя из налогов, поступающих в региональные и федеральный бюджеты, оценка динамики различных видов налогов и степени влияния добывающих отраслей на доходы регионов с учетом вида полезного ископаемого с 2006 по 2023 г. Для решения поставленных задач были выделены основные горнодобывающие регионы с высокой долей добычи полезных ископаемых в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости. Проведенное исследование показало существование двух разнонаправленных векторов в налоговых потоках сырьевого сектора (для полноты анализа в работе рассматривалась не только добыча, но и деятельность, связанная с первичным переделом, обогащением, производством нефтепродуктов, переработкой газа, транспортом сырья). С одной стороны, роль минерального сырья в экономике государства остается по-прежнему значительной, поскольку большинство федеральных налогов формируется в сфере освоения месторождений полезных ископаемых. Кроме того, в подавляющем большинстве сырьевых регионов эта зависимость даже возросла с учетом тренда на перераспределении налоговых поступлений в пользу федерального бюджета. С другой стороны, отмечается тенденция снижения доли налогов предприятий горнопромышленного комплекса в доходах регионов. Показана дифференциация регионов с позиции собираемых и распределяемых налогов, в которой выделяются регионы-центры нефтегазодобычи; регионы, ориентированные на добычу углеводородного сырья, с уровнем добычи до 10 % от общероссийского объема; регионы, специализирующиеся на добыче других видов минерального сырья (каменного угля, драгоценных металлов, железной руды и др.). Выявлено, что официальная статистика позволяет определить общие тенденции сбора и распределения налоговых поступлений, однако внутрихолдинговые распределения финансовых потоков и отчетности крупных добывающих компаний препятствуют реальной оценке вклада горных предприятий в бюджеты территорий. С целью укрепления финансовой устойчивости добывающих регионов рекомендовано повысить уровень прозрачности контрактов между компаниями и территориями, а также уделять большее внимание развитию инфраструктурных и социальных объектов при согласовании лицензионных соглашений.
С 2020 г. в стране проявился долгосрочный тренд развития внутреннего туризма, сопровождающийся системой государственных мер, направленных на формирование туристского потенциала внутри страны. Рост числа внутренних туристов и продвижение межрегиональных туристских маршрутов стали одной из национальных задач развития туризма в России. Прогресс отрасли могут обеспечить национальные туристские маршруты, разработанные с учетом существующих потребительских трендов. В силу молодости данного явления отечественной туристской отрасли возникает естественное желание глубже изучить его сущность и возможности реализации с их участием туристского потенциала страны. Это определило цель исследования - изучить сущностные черты национальных туристских маршрутов, особенности их географии в России и потенциальные возможности в развитии внутреннего туризма. Опыт создания национальных туристских маршрутов имеется во многих странах мира. Пожалуй, наиболее показателен опыт Норвегии, рассмотренный в статье. В российских регионах с этим проектом также связывают большие ожидания, надеясь с помощью дополнительных возможностей по продвижению на федеральном уровне популяризировать местные природные и культурные ландшафты, историю и национальный колорит. К началу 2024 г. на сайте Министерства экономического развития представлен список уже из 53 туристских маршрутов, которым присвоен статус национальных. Они организованы в полусотне субъектов Российской Федерации, что составляет 56 % всех регионов страны. Подавляющее большинство таких маршрутов являются региональными и лишь три - межрегиональными. В европейской части России пролегает 85 % всех маршрутов. В пространственной картине их распределения выделяются Северо-Западный (26 %) и Центральный (21 %) федеральные округа, в которых концентрируется почти половина всех проектов. Проведенный в ходе исследования SWOT-анализ позволяет сделать вывод - внутренних препятствий для развития системы национальных турмаршрутов в стране пока больше, чем сильных сторон. Однако подобное положение, очевидно, может измениться в скором будущем, поскольку потенциал возможностей для их формирования и развития сегодня широк как никогда, главное успеть ими воспользоваться при наличии достаточно большого числа угроз.
Рассмотрены социальные сети как востребованный инструмент продвижения бренда. Повышение узнаваемости становится ключевой задачей бизнеса на современном этапе. Социальные сети сформировались на основе новых потребностей аудитории. Для маркетологов социальные сети являются ключевым инструментом для укрепления позиций компаний на рынке. Установлено, что в новых экономических реалиях социальные сети рассматриваются как источник информации, канал сбыта, способ коммуникации, обучения, мотивации, формирования имиджа и узнаваемости. Через сообщества, официальные аккаунты в социальных сетях компании могут вести диалог с потенциальными потребителями. В работе представлены подходы к понятию «социальные сети» российских и зарубежных авторов. Ученые признают роль социальных сетей в коммуникационной революции. Так, потребители с помощью социальных сетей могут найти информацию о продукте, где он производится, с помощью каких технологий, как компания относится к своим сотрудникам, поставщикам, партнерам, управленческому составу, как реагирует на вызовы времени, экологические, техногенные катастрофы, политическую и экономическую нестабильность. Таким образом потребители могут сформировать широкое и разнообразное мнение о компании, ее продуктах, брендах. Представлены этапы формирования узнаваемости бренда в социальных сетях с учетом современных требований к маркетинговой политики: определение целей и задач, анализ целевой аудитории, выбор онлайн-платформы, создание контент-плана и его реализация, оценка эффективности. Отмечается важность этапа сегментирования целевой аудитории, что позволят разрабатывать таргетированный и вовлекающий контент более эффективно. Для оценки результативности программы узнаваемости в социальных сетях рассмотрены группы метрик, позволяющих комплексно оценить: аудиторию, охват, активности и вовлеченность и конверсию. Социальные сети выступают способом вовлечения покупателей и каналом сбыта. Отмечены актуальные вызовы в контексте продвижения в социальных сетях - необходимость в снижении рекламного давления и ответственного потребления гаджетов.
Рассмотрены закономерности и проблемные зоны в развитии креативных индустрий и креативного класса, их взаимосвязи с лояльностью персонала в обозначенной категории. В рамках качественного анализа исследований в области креативных индустрий, креативного класса, обозначены основные особенности данной группы: склонность к выбору более творческой работы без обязательного вертикального роста, выраженные ценности личной свободы и индивидуальности, кластеризация как в рамках стран, городов, так и в рамках определенных районов. В рамках исследования обозначены основные подходы к изучению лояльности, выделен подход eNPS, который рекомендовано применять с периодичностью, дополняя открытыми вопросами для получения более глубоких выводов и привязкой к событиям внутри компании. Обнаружены закономерности в уровне лояльности у различных групп сотрудников, обозначена особенная важность лояльности у сотрудников с большим стажем работы в компании. Выявлено, что гибридный режим работы позитивно влияет на лояльность сотрудников различных направлений, включая сотрудников креативных профессий. Рекомендовано в будущих исследованиях обратить внимание на фактор режима работы при взаимосвязи его с лояльностью. Установлено, что материальные стимулы не оказывают сколько-либо значимого результата на лояльность и вовлеченность сотрудников. В рамках будущих исследований рекомендуется сделать больший упор на выявление взаимосвязей между факторами лояльности, которые не включают вышеперечисленные. Обозначена важность научных изысканий в сфере исследования лояльности в контексте работы организаций креативных индустрий, ввиду особой специфики, динамики изменений и недостаточной изученности вопроса. Предложены варианты дальнейших исследований лояльности персонала организаций из креативных индустрий, с учетом выявленных особенностей.
Проведен анализ практики и результативности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) университетов через создание малых инновационных предприятий (МИП). Проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования МИП в Российской Федерации и имеющиеся меры поддержки таких предприятий. Проанализирован зарубежный опыт работы со спин-офф компаниями университетов, которые рассматриваются в качестве аналогов российских МИП, в частности изучена практика США и Великобритании, являющихся странами-лидерами в этом направлении, выявлены факторы, оказывающие влияние на успешность зарубежной практики. Проанализированы тренды создания и эффективности МИП отечественных вузов, сделаны выводы об основных барьерах, возникающих в процессе коммерциализации РИД посредством создания МИП на основе проведенных глубинных интервью с 3 представителями малых инновационных предприятий. На основании анализа данных реестра учета уведомлений о создании МИП российских вузов и предоставленных по запросу данных необязательного мониторинга их эффективности, а также собранной из открытых источников информации выявлены основные проблемы, препятствующие развитию таких форм хозяйствования, в числе которых: наличие бюрократических препятствий, обусловленных действующим законодательством; нехватка кадров; недостаточный уровень стратегического планирования на ранних стадиях процесса коммерциализации РИД через создание МИП; недостаточный уровень методической поддержки развивающихся предприятий; низкий уровень связи университетов с реальным промышленным сектором. Также отмечается необходимость ведения учета о более широком перечне показателей для обеспечения возможности проведения аналитики. Составлены предложения по решению обозначенных проблем через корректировку внутренней работы отечественных университетов.
Рассмотрены вопросы ускорения развития молодежного предпринимательства в региональной социально-экономической системе через трансформацию существующих университетов (как научно-образовательных учреждений) в эволюционно последующий тип «предпринимательских», отличающихся широким спектром новых функций, не свойственных организациям системы высшего образования на предыдущих этапах. На основе обобщения и систематизации теоретических концепций, выдвигаемых рядом отечественных и зарубежных исследователей вузовского образовательного ландшафта и посвященных характеристикам, присущим университету предпринимательского типа, автор выявляет совокупность основополагающих признаков и количественных метрик достижения его образа (к которым относятся, прежде всего, показатели специфики и взаимообусловленности научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельностей, совершенствования предпринимательской инфраструктуры и привлечения новых источников финансирования), а также систематизирует его ключевые элементы в логике Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Обосновывается, что с точки зрения результативности развитию молодежного предпринимательства в регионе в большей мере способствуют два основных направления деятельности предпринимательского университета: бизнес-инкубирование студенческих стартапов и, собственно, приобретение компетенций в сфере предпринимательства в процессе получения образования. На основе анализа данных о поступлении абитуриентов в российские университеты по группам направлений «Менеджмент» и «Бизнес-информатика» рассмотрено формирование бизнес-компетенций в региональном разрезе. Сделан вывод, что более половины контингента студентов вузов, получающих бизнес-образование, формируется в двух столичных регионах, что, в свою очередь, учитывая невозвратный характер образовательной миграции лучших выпускников из регионов России, может в значительной степени негативно отразиться на предпринимательской активности молодежи в остальной части страны. В заключительной части автор обозначил наиболее важные характеристики университета предпринимательского типа, становление которых ускоряет развитие молодежного предпринимательства в региональной экономике.
Оценивается вклад институтов территориального развития Дальнего Востока на состояние и развитие человеческого потенциала на примере преференциальных режимов «Территория опережающего развития» (ТОР) и модель «Свободный порт Владивосток» (СПВ). На основе сравнения законодательной базы проведено сравнение налоговых преференций, предоставляемых резидентам рассматриваемых режимов. Проведен анализ основных показателей деятельности за 2016-2022 гг. и определен вклад рассматриваемых преференциальных режимов в динамику инвестиций в основной капитал и занятости субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО). Выявлено менее значимое влияние режимов ТОР и СПВ на занятость населения по сравнению с их инвестиционной ролью, что негативно отражается на возможностях наращивания человеческого потенциала в регионах ДФО. На основе анализа динамики основных параметров человеческого потенциала ДФО отмечено значительное сокращение численности населения вследствие его естественной убыли и миграционного оттока, что отразилось на снижение уровня высококвалифицированных трудовых ресурсов округа. Показано, что сложившиеся уровни доходов и бедности в регионах Дальнего Востока не способствуют улучшению в них качественных характеристик человеческого потенциала. Выявлен более высокий уровень заработной платы на предприятиях-резидентах преференциальных режимов по сравнению со среднерегиональным у большинства субъектов ДФО. Отмечено, что в силу незначительного вклада режимов в занятость они практически не оказывают заметного влияния на улучшение благосостояния населения округа. В целом сделан вывод о необходимости анализа результативности применяемых органами власти программ, направленных на закрепление населения в регионах Дальнего Востока и соответствующей их корректировки с позиции создания высокого уровня условий жизни в регионах и изменения миграционных намерений населения, обусловливая тем самым сохранение и развитие количественных и качественных параметров человеческого потенциала макрорегиона.
Новосибирская область уже стала достаточно известна как туристское направление на внутреннем рынке. Однако продуктовый спектр местного туристского предложения все еще остается небогатым - это относительно молодой регион, у которого слишком мало истории, поэтому важен поиск нестандартных видов туризма, одним из которых выступает садовый туризм. Тем более что число людей, увлеченных выращиванием растений, не становится меньше, а садово-парковое искусство является делом не только профессионалов в области создания культурного ландшафта, но и широкого круга любителей. Сады могут быть важным компонентом туристского предложения дестинации. Они не только оказывают значительное экономическое влияние, но и улучшают ее туристский опыт. Это определило цель работы - изучение возможностей для реализации садового туризма на территории региона. Раскрываются факторы развития садового туризма в Новосибирской области, приводится характеристика ресурсной базы для формирования направления, а также примеры ее использования в отечественной практике. Оценка факторов формирования и развития садового туризма проведена на основе аналитических методов исследования, в том числе с применением инструментов SWOT-анализа. На основе SWOT-анализа делается вывод о перспективах развития садового туризма в Новосибирской области. Отмечается, что в условиях бегства от урбанизации и глобального тренда роста туристского интереса ко всему, что связано с природой и экологией, садовый туризм может стать прекрасным дополнением традиционной продуктовой линейки региона. Обладая значительными ресурсными возможностями для расширения предложения, местная туристская индустрия пока не создала сколько-нибудь интересных продуктов. Большая часть барьеров, сдерживающих развитие направления в регионе, лежит в области институциональной среды, и являются преодолимыми в условиях координации деятельности местных властей, туристского сообщества, владельцев садов и парков, масс-медиа.
Рассматривается проблема бюджетного дефицита Пермского края за период 2015-2025 гг. Выделяются причины его возникновения. Анализируется структура и динамика бюджета Пермского края за определенный период и оценивается его экономическое состояние. Приводится классификация доходов и расходов бюджета субъектов Российской Федерации и акцентируются ее основные компоненты. Раскрываются функции регионального бюджета, устанавливается их связь между собой и влияние данных функций на экономическое и социальное развитие. Рассматриваются меры по улучшению бюджетной политики региона, при правильном осуществлении которых улучшаются различные сферы региона, что приводит к экономическому росту государства в целом. Авторами приводятся конкретные причины отклонений, наблюдаемых в динамике бюджета региона, а также отслеживается несоответствие норме дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в определенные годы исследуемого периода. Также изучаются источники финансирования регионального бюджета и их влияние на преодоление дефицита. Рассматривается влияние состояния регионального бюджета на уровень жизни населения, привлекательность инвестиционной деятельности, экономическую активность граждан, дальнейшее развитие и стабильность этого региона, а также на его возможности и перспективы. Состояние регионального бюджета влияет на доступность и качество услуг, предоставляемых государством, на инфраструктуру, образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Целью работы является изучение бюджета Пермского края, выявление причин его дефицита за период 2015-2025 гг. При написании работы использовались такие метода, как сбор информации, изучение статистических данных, анализ и сравнение.
Актуальные результаты оценки масштабов теневой экономики составляют основу прогнозирования развития регионов, разработки государственных программ, выявления отраслей, наиболее вовлеченных в нелегальную деятельность. При научном подходе к проблематике нельзя не учитывать динамику законодательства и формирующуюся за ней формацию предпринимателей к нововведениям. В связи с этим активно меняется и методическое обеспечение, используемое при оценке параметров теневой экономики. Современная концепция исследований сводится к получению достоверных исходных данных, использования наиболее подходящих для текущей оценки алгоритмов и обновления существующих способов анализа получаемой информации. В статье рассматриваются такие вопросы, как классификация существующих методов оценки структуры нелегального бизнеса, уровня вовлеченности граждан в теневую экономику, наиболее интересные и прогрессивные методики поиска и последующей обработки информации. В работе приведен краткий экскурс международной практики, его результаты в ретроспективе, применение в целях эконмического развития, улучшения национального благосостояния. Материал охватывает применимость существующих алгоритмов к конкретным экономическим субъектам и отраслям, правильность их выбора для получения максимально точных результатов. Немаловажное значение в ходе исследования отдается источникам получаемой информации, в том числе прикладным решениям институционального характера. Целью работы является оценка существующих методов, их сущностных характеристик и существенных отличий. Также проводится сравнительный анализ и поиск возможностей для перманентного обновления, применимости для проведения мониторинга на конкретных субъектах РФ, группах таких объектов, на всей территории государства.
Преимущества и возможности, которые открывает цифровой мир, не избавляют высшие учебные заведения от проблем, требующих научного поиска. В современном мире быстро развивающиеся цифровые технологии уже охватили все области нашей жизнедеятельности, не исключение и область высшего образования. В связи с требованиями Четвертой промышленной революции вузам необходимо обеспечить готовность будущих специалистов к полноценному владению и готовности к постоянному совершенствованию навыков в области цифровых технологий. Современные профессии и требования к ним динамично трансформируются под влиянием развития цифровой экономики, генерируя будущие совершенно новые профессии. Важно с учетом драйверов цифровой трансформации и сквозных (универсальных) технологий определить надпрофессиональные и инновационные компетенции в разрезе трансформации и развития цифровой экономики. Образовательные программы должны адаптироваться для предоставления студентам цифровых компетенций, необходимых для построения более справедливого и продуктивного мира для общества. По нашему мнению, преподаватели вузов должны, опираясь на технологические драйверы, использовать цифровые технологии в обучении и понимать ускоренное развитие областей разноплановых знаний, способствовать продвижению и реализации цифровых компетенций у студентов в условиях цифровой трансформации. Авторами работы был проведен анализ данных проблем и представлены пути их решения. В работе описана новая образовательная парадигма, основанная на применении соответствующих цифровых компетенций и на необходимости совершенствования и повышения квалификации, переобучения и повторного обучения заинтересованных сторон.
Цифровизация процессов управления национальной экономикой в последние годы становится приоритетной задачей развития не только экономики, но и общества в целом. Лесной сектор экономики традиционно, помимо лесопромышленного комплекса, включает в себя и лесное хозяйство, для которого цифровизация в области управления ресурсами, контроль и прогнозирование крайне важны для устойчивого развития отрасли. Государственная форма собственности на лесные ресурсы, а следовательно, и государственное управление лесным хозяйством через федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) не способствовали появлению современных цифровых технологий в последние десятилетия, в отличие от лесопромышленного комплекса, где цифровизация производства, особенно на целлюлозно-бумажных, плитных производствах, играет значительную роль в управлении предприятиями. Тем не менее в последние годы всеобщий тренд на цифровую трансформацию экономики России затронул даже такое консервативное, в части использования цифровых технологий, лесное хозяйство. Современные цифровые технологии и решения применительно к лесному хозяйству позволяют решать задачи: повышения эффективности принятия плановых решений в сфере мониторинга и управления лесными ресурсами; мониторинга лесных пожаров и борьбы с вредителями леса в режиме реального времени; автоматизации сбора, обработки и хранения данных и предоставления их всем заинтересованным сторонам; борьбы с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины и др. Цель исследования - определение подходов и направлений цифровизации и цифровой трансформации лесного хозяйства. В статье представлено исследование понятий «цифровизация» и «цифровая трансформация» применительно к лесному хозяйству с учетом зарубежного опыта. Приведены их преимущества, а также выделены основные «цифровые» технологии и решения, такие как цифровые трехмерные карты лесных участков, возможности искусственного интеллекта, роботехника и дроны, распределенные реестры и технологии больших данных. Оценены уровень, потребности и ограничения инфраструктуры цифровизации региона. Результатом исследования стала система рекомендаций по усилению цифровизации лесного хозяйства, учитывающие качество и характер использования древесины, нацеленные на формирование нормативных и инфраструктурных условий лесопользования. На ее основе возможна разработка цифровой системы оценки и прогнозирования лесных ресурсов северного региона.