Архив статей журнала
Рассматривается одна из важнейших задач экономики и развития мезохозяйственных систем - проблема рационального использования ресурсов в условиях долгосрочной динамики. Представлены индексные статистические методы и анализируется модель развития территориальной системы с учетом использования различных ресурсов города. Учитывается изменение объемов и предложения ресурсов под влиянием климатических изменений, экологии вод, повышения ставки дисконта, снижения издержек добычи ресурса, социальных причин, режимов хозяйственной деятельности и потребления. Для моделей ресурсопользования изучаются возможности типовых статметодов и схем расчета на основе методологии и методик индексного метода. Исследуется применение методов и инструментов руководства хозяйственными процессами в условиях наличия контроля ресурсной проблемы. Особый акцент сделан на росте эффективности вложений в динамику ресурсопользования. Анализ эффективности с помощью модельных индексов выявляет тесную взаимосвязь пространственно-временного характера…
Анализируется как настоящее состояние высшего и общего образования в современном российском обществе, так и его перспективы. Его сегодняшнее состояние связано с выходом России из Болонского соглашения, поиском другой системы образования. Чтобы выйти из прежней системы, необходимо ввести новую модель образования, которой еще нет. Переход к другой системе образования связан прежде всего с изменением ее содержания. Это вопрос стратегический, который вышел на первый план. Начался процесс переосмысления подходов к уровневой системе образования, где используется модель смешанного обучения. Идет процесс поиска ценностных приоритетов в образовании, исходя из чего возможна его модернизация, реформирование, обновление, разработка нового стандарта, новой системы образования, с ориентацией на социальное будущее, XXI век, которая должна опираться на научную методологию определения ее эффективности и результативности. Перспективы развития образования будущего следует искать в потребностях, интересах, ценностях, традициях, состоянии производства, материально-технической базе, политической, культурной системе общества, в направленности его развития, где отражаются закономерности и тенденции. Основной закономерностью развития современного российского общества является его переход от индустриального типа цивилизации к постиндустриальному. В основе будущей модели образования должен лежать цивилизационный подход, основные тенденции современного мира, система как объективных, так и субъективных факторов, среди которых определяющая роль принадлежит производству, содержанию труда, культуре постиндустриального общества. Постболонская система образования, включающая в себя единство обучения и воспитания, должна стать носителем культурного кода российского общества, постиндустриального типа цивилизации.
Обоснован научный подход к разработке методологии исследования устойчивого развития региональных социо-эколого-экономических систем. Описан вклад в ее формирование системного, эволюционного и функционально-ориентированного подходов. Рассмотрены достоинства, недостатки и ограничения данных методологических подходов к научному описанию исследуемых объектов. Систематизированы взгляды исследователей на уровни иерархической структуры социально-экономических систем. Отмечена целенаправленность поведения системы и наличие «входов» в виде необходимых ресурсов и «выходов» в виде результатов, на которые направлена региональная политика в области устойчивого развития. Предложение автора, имеющее научную новизну, заключается в комплексном рассмотрении региона как открытой, динамической системы мезоуровня, обладающей целостностью, взаимосвязанностью элементов и другими системными свойствами, проявляющимися при их взаимодействии и оказывающих влияние на функционирование систем других уровней (макро-, микро- и т. д.), эволюционно изменяющихся во времени, учитывающих глобальную, национальную и региональные стратегии устойчивого развития. Предложенная методология является интегративной по ряду оснований: 1) предусматривает локализацию ЦУР с глобального до регионального уровня; 2) учитывает взаимодействие социальной, экологической, экономической и институциональной подсистем; 3) предполагает взаимосвязь науки, управления и гражданских инициатив. При этом ключевым интегратором являются цели устойчивого развития ООН. Данная методология является логической основой для дальнейшей разработки методического инструментария, диагностирующего количественные и качественные процессы позитивных изменений региональных систем и позволяющего прогнозировать их дальнейшее состояние в контексте устойчивого развития. В этом заключается ее практическая значимость и применимость в прикладных целях.