ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ПРОДВИЖЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Гуреева Елена Григорьевна, Ташкинов Алексей Григорьевич

Преимущества и возможности, которые открывает цифровой мир, не избавляют высшие учебные заведения от проблем, требующих научного поиска. В современном мире быстро развивающиеся цифровые технологии уже охватили все области нашей жизнедеятельности, не исключение и область высшего образования. В связи с требованиями Четвертой промышленной революции вузам необходимо обеспечить готовность будущих специалистов к полноценному владению и готовности к постоянному совершенствованию навыков в области цифровых технологий. Современные профессии и требования к ним динамично трансформируются под влиянием развития цифровой экономики, генерируя будущие совершенно новые профессии. Важно с учетом драйверов цифровой трансформации и сквозных (универсальных) технологий определить надпрофессиональные и инновационные компетенции в разрезе трансформации и развития цифровой экономики. Образовательные программы должны адаптироваться для предоставления студентам цифровых компетенций, необходимых для построения более справедливого и продуктивного мира для общества. По нашему мнению, преподаватели вузов должны, опираясь на технологические драйверы, использовать цифровые технологии в обучении и понимать ускоренное развитие областей разноплановых знаний, способствовать продвижению и реализации цифровых компетенций у студентов в условиях цифровой трансформации. Авторами работы был проведен анализ данных проблем и представлены пути их решения. В работе описана новая образовательная парадигма, основанная на применении соответствующих цифровых компетенций и на необходимости совершенствования и повышения квалификации, переобучения и повторного обучения заинтересованных сторон.

Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕРЫ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Золин Игорь Евгеньевич

Формулируются и теоретически обосновываются основные закономерности развития трудовых ресурсов в условиях цифровизации. Особое внимание уделено социальным и гуманитарным проблемам труда, развитию человека как творческой личности. Сделан вывод, что трансформационные изменения сферы труда и постоянное совершенствование материально-технических и организационных условий развития современного общества приводят к формированию работника широкого профиля, овладевшего смежными профессиями. При благоприятных производственных условиях это неизбежно генерирует трудовую активность работника, сообщает ей энергию ускоренного развития. Новые формы и методы организации трудового процесса в эпоху цифровизации требуют нового подхода к подготовке кадров, его личностному компоненту. Возрастает значение общеобразовательной подготовки как фундамента профессионализма. Показано, что инновационный характер современного развития актуализирует проблему ликвидации разрыва между новейшими достижениями цифровизации и квалификацией инженеров. Возникает настоятельная потребность сделать упор на опережающую подготовку инженерных кадров для перспективных научно-технических направлений, так как их дефицит способен стать серьезным тормозом развития цифрового общества как целостного образования. При этом учебу как вид творческого труда студента и инженера необходимо стимулировать и морально, и материально. Целесообразно вовлечение студентов в решение реальных практических задач в области развития новых цифровых технологий на возможно более ранней стадии обучения - в зависимости от индивидуальных особенностей. Результаты исследования позволили выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование сложившегося механизма государственного регулирования, а также определить перспективные направления повышения трудовой активности работников.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Желинская Марья Андреевна, Малявин Сергей Николаевич

Рассмотрены особенности управленческой деятельности в студенческих спортивных клубах (СКК). Актуальность проблемы обусловлена заметно возросшей в последние несколько лет ролью СКК в деле эффективного развития общества и вовлечения в активные жизненные процессы молодежи, получающей образование в высших и профессиональных учебных заведениях России. Для устойчивого и эффективного функционирования любой структуры, в том числе и СКК, важным фактором является совершенствование методов управления клубом. Целью работы является анализ особенностей развития студенческого спорта в современной России в исторической параллели с опытом возникновения студенческих спортивных организаций в СССР в 20-30-х гг. ХХ в., рассмотрение факторов, влияющих на развитие студенческого спорта, методов управления ССК, а также изучение недостатков в этой сфере. Анализируется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы функционирования ССК на государственном уровне. На основе исследования опубликованных в научных журналах и ЭСМИ материалов авторы выделяют шесть особенностей, отличающих работу именно студенческих спортивных клубов от региональных спортивных организаций или спортивных клубов при промышленных предприятиях. Отдельно подчеркивается важность работы студента в качестве функционера в структуре ССК, где молодой человек получает практический опыт управленческой деятельности, крайне необходимый в дальнейшей профессиональной деятельности. Авторами вводится в оборот термин «самоактуализация» в узком смысле, под которой понимается процесс самоопределения молодого человека в обществе, его успешной социализации и адаптации к условиям, в которые он поставлен в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Сохранить в закладках