ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Латыпова Миляуша Халитовна, Мигунова Юлия Владимировна, Селиванова Светлана Сергеевна

Охарактеризована система управленческой практики организации и обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан школьным питанием. Актуальность заявленной темы обоснована с акцентом на социально-гуманистическую роль школьного питания для развития человеческого капитала. В связи с этим предлагается выделить социальные практики питания, куда относится и школьное, в особый вид экономической деятельности, в основе которого, с одной стороны, лежит невысокий коммерческий интерес основных игроков, а с другой - серьезные возможности для развития региональных экономик при поддержке государства. Выявлено, что основу системы управления школьным питанием составляют три важных процесса: планирование, реализация и контроль. Заключительным этапом управленческого процесса является корректировка. На этапе планирования, в соответствии с требованиями законодательства, органы исполнительной власти в лице министерств и ведомств осуществляют разработку и утверждение вариантов республиканских школьных меню, в том числе специализированных. К реализации плана приступают непосредственно образовательные организации. Этот этап условно делится на производство, за которое отвечают общеобразовательные организации и комбинаты питания, и потребление, участниками которого являются школьники и их родители. Реализация школьного питания тесно связана с системой контроля данного процесса. В Республике Башкортостан оценка организации и качества питания представлена в форме государственного и общественного контроля. Государственный контроль заключается в проверке санитарных условий и соответствия качества пищи установленным нормам. Общественный осуществляют Общественный совет при Министерстве образования и науки РБ, куда входят представители педагогического сообщества, специалисты в области развития образования, а также бракеражные комиссии, состоящие из родителей школьников. Анализ системы школьного питания на этапах планирования, реализации и контроля позволяет выявить необходимость корректировки на всех этих этапах для совершенствования механизма управления данным процессом.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Столь Анна Викторовна

Школьное питание и воспитание привычек здорового питания остается в сфере внимания федеральных и региональных органов власти в силу своей актуальности и неудовлетворенности родителей школьников качеством питания в школах. По обращениям в Единый портал государственных и муниципальных услуг по вопросам школьного питания Республика Башкортостан в 2021 г. имела самую низкую оценку. В 2019 г. почти каждый пятый родитель был недоволен качеством школьного питания в регионе, что подчеркивает актуальность темы для исследуемого региона - Республики Башкортостан. А осенью 2023 г. признана лучшей в России, в том числе благодаря активизации применения обратной связи с родителями. В данной работе приведены результаты серий социологических опросов родителей школьников по теме качества школьного питания Республики Башкортостан в 2022-2023 гг. Проведено их сопоставление с оценками качества в динамике, выявлены причины недовольства школьным питанием. Установлено, что удовлетворенность организацией питания выше, чем качеством питания. 38 % детей в республике полностью удовлетворены питанием, но почти каждый десятый полностью недоволен им. Более всего удовлетворены питанием родители в сельской местности, менее всего - в г. Уфе. Основными причинами отказа от питания в школе является невкусная и холодная пища, однообразное питание. Выявлено также, что для повышения качества питания, по мнению родителей, важнее всего обеспечить свежесть и разнообразие продуктов и блюд, возможность выбора блюд меню, а также приготовление еды в школьных столовых.

Сохранить в закладках
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЕДЫ В ШКОЛЬНЫХ СТОЛОВЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Мигунова Юлия Владимировна

Школьное питание исследуется сквозь призму потребительских предпочтений обучающихся. Проблема востребованности еды в школьных столовых является маркером эффективности организации школьного питания в целом. Наиболее верифицируемыми способами оценки потребительских предпочтений школьников в отношении еды из столовой являются метод сенсорного анализа, применяемый наряду с гедонистической шкалой и опросные методы. Сенсорный анализ отражает положительное, отрицательное или нейтральное отношение испытуемого к тому или иному блюду либо пищевому продукту. Опросные методы изучения востребованности еды включают сбор информации через фокус-группы, а также с помощью стандартизированного анкетирования или опроса непосредственных участников школьного питания - обучающихся и их родителей. С целью изучения потребительских предпочтений школьников Республики Башкортостан, посещающих и не посещающих столовую, был применен метод социологического опроса, основанный на оценках родителей обучающихся. На основе полученных данных выяснилось, какие блюда из школьной столовой наиболее востребованы обучающимися, а какие нет. Также рассматривался вопрос о степени удовлетворения обучающихся и их родителей качеством организации школьного буфета как разновидности школьного питания. По оценкам родителей, востребованность продукции из буфета в его нынешнем состоянии оказалась достаточно низкой именно у столичных школьников. Тем не менее обновленный буфет с принципиально иной организацией работы, широким ассортиментом предлагаемой продукции в целом нужен именно горожанам. Поскольку их в целом не удовлетворяет горячее питание в школьной столовой - буфет с его продукцией становится для детей городских жителей крайне востребованным.

Сохранить в закладках