Архив статей журнала
Современные проблемы сельскохозяйственного производства, связанные с необходимостью устойчивого развития отрасли и обеспечения продовольственной безопасности, невозможно решить на технологической основе современного крупного индустриального аграрного производства. Развитие цифровых технологий в аграрной сфере связано с потребностью к адаптации отрасли к условиям дефицита природных ресурсов, негативных экологических процессов, климатических изменений, острой потребности привлечения в отрасль молодых, грамотных и креативных работников. В статье представлено исследование теоретических аспектов цифровой трансформации, вопросов внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве. Показано, что сельское хозяйство является аутсайдером цифровой трансформации в Российской Федерации. Системные диспропорции и неравномерное развитие, техническая и технологическая отсталость отрасли являются одной из важнейших проблем модернизации. Современные цифровые технологии требуют значительных инвестиций в инфраструктуру и оборудование, недостаточность финансовых ресурсов не позволяет осуществлять цифровизацию отрасли. Государственная поддержка в большей мере направлена на внедрение цифровых технологий системы управления: регламентации, учета и финансирования. Неразвитость инфраструктуры в сельской местности, отсутствие высокоскоростного интернета также резко ограничивают возможности цифровой трансформации отрасли. В сельском хозяйстве наиболее остро стоит вопрос нехватки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Остается высокой зависимость отрасли от иностранных технологий в области генетики и селекции, программного обеспечения, проектирования и архитектуры построения сетей и экосистем, а также автоматизации производственных процессов, самих технических средств и рабочих механизмов. В работе уточнена особая острота этих проблем для малого аграрного бизнеса и предложены мероприятия по их преодолению.
Формулируются и теоретически обосновываются основные закономерности развития трудовых ресурсов в условиях цифровизации. Особое внимание уделено социальным и гуманитарным проблемам труда, развитию человека как творческой личности. Сделан вывод, что трансформационные изменения сферы труда и постоянное совершенствование материально-технических и организационных условий развития современного общества приводят к формированию работника широкого профиля, овладевшего смежными профессиями. При благоприятных производственных условиях это неизбежно генерирует трудовую активность работника, сообщает ей энергию ускоренного развития. Новые формы и методы организации трудового процесса в эпоху цифровизации требуют нового подхода к подготовке кадров, его личностному компоненту. Возрастает значение общеобразовательной подготовки как фундамента профессионализма. Показано, что инновационный характер современного развития актуализирует проблему ликвидации разрыва между новейшими достижениями цифровизации и квалификацией инженеров. Возникает настоятельная потребность сделать упор на опережающую подготовку инженерных кадров для перспективных научно-технических направлений, так как их дефицит способен стать серьезным тормозом развития цифрового общества как целостного образования. При этом учебу как вид творческого труда студента и инженера необходимо стимулировать и морально, и материально. Целесообразно вовлечение студентов в решение реальных практических задач в области развития новых цифровых технологий на возможно более ранней стадии обучения - в зависимости от индивидуальных особенностей. Результаты исследования позволили выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование сложившегося механизма государственного регулирования, а также определить перспективные направления повышения трудовой активности работников.
Существует определенное противоречие: с одной стороны, региональное и муниципальное управление должны осуществлять компетентные лица, обладающие специальным образованием и опытом работы. С другой, аксиомой является утверждение, что население также должно привлекаться к управлению, поскольку только такое участие гарантирует демократичность общества. При этом известно, что население в целом слабо информировано о проблемах развития территории, пассивно и не организовано. Это противоречие является базовой проблемой статьи и показывает ее актуальность. Разрешение противоречия лежит в понимании степени вовлечения населения к управлению и анализе форм взаимодействия власти и населения. Цель статьи - исследовать новые электронные формы взаимодействия власти и населения (электронные обращения, дистанционное голосование, краудсорсинговые платформы, инициативное бюджетирование) и дать им оценку. В качестве методологической базы в работе использовался широкий круг работ отечественных и зарубежных авторов. Эмпирическую базу составляет анализ статистических данных, опубликованных на официальных сайтах правительства Свердловской области и администрации муниципального образования город Екатеринбург. Также используются материалы 30 глубинных интервью и 3 фокус-групп. Результаты исследования показывают, что новые электронные формы взаимодействия получили широкое распространение. Контакты власти и населения стали более интенсивными и разнообразными. От практики информирования и консультирования намечается движение в сторону вовлечения населения в процесс распределения части бюджетных средств. В целом повышается прозрачность информационно-цифровых коммуникаций власти и населения.
Представлен анализ проблем цифровизации образования с точки зрения учителей школ. Данные собраны посредством онлайн- и офлайн-опроса, проведенного среди учителей общеобразовательных школ г. Перми в течение 2023-2024 гг. Вопросы касались отношения учителей к дистанционному групповому обучению, использованию цифровых инструментов в учебном процессе, а также сложностей, с которыми пришлось столкнуться в период вынужденного массового перехода на дистанционное групповое обучение в период пандемии COVID-2019. Также выявлено мнение учителей школ о возможности и эффективности формирования важных личностных навыков в процессе дистанционного образования, а именно составляющих критического мышления. На основе полученных данных была подтверждена гипотеза о негативном отношении школьных учителей к дистанционному групповому обучению, а также выявлено противоречие в ответах, оценивающих эффективность данной формы обучения. Осуществлен обзор аналогичных исследований по теме проблем цифровизации современного образования и отношения к этому учителей школ. Сопоставлены результаты качественных и количественных исследований последних лет, затрагивающих мнения педагогов школ о цифровизации и дистанционном групповом обучении. Автор делает выводы о противоречивости отношения учителей к дистанционному групповому обучению школьников, а также о необходимости повышения уровня инновационности традиционного обучения для того, чтобы цифровизация отдельных учебных процессов могла служить инструментом повышения качества обучения, а не снижения его эффективности. Представлено мнение учителей школ относительно изменения роли педагога при дистанционном групповом обучении. Проведено сравнение данных исследования автора и других исследований, касающихся аналогичной проблемы.