Архив статей

Положение женских монастырей Ставропольской (Кавказской) епархии в начале XX века (2025)
Выпуск: Том 12, № 2 (2025)
Авторы: Немашкалов Павел Григорьевич, Шебзухова Татьяна Александровна

Введение. Православное женское подвижничество на Северном Кавказе особая страница истории региона, о которой мало что известно. Причина заключается в том, что если ставропигиальные женские обители России были включены в общероссийские процессы, и о них сохранились сведения, то на окраинах страны они вели уединенную христианскую жизнь и редко становились центрами общественного внимания. Апеллируя к обрывочным сведениям архивных документов, авторам удалось проследить общие тенденции их развития в регионе, выделить специфические особенности положения отдельных из них.

Материалы и методы. На примере положения женских монастырей Северного Кавказа авторами проводиться анализ их деятельности, определяется специфика положения и статуса в зависимости от региона их расположения. Особое внимание уделено роли учредителей обители и личностям их настоятельниц, что определяло судьбу самого монастыря и влияло на характер монастырской повседневности.

Анализ. Несмотря на видимую замкнутость обителей, их отчужденность от светского мира, происходящие события в нашей стране в начале XX века повлияли и на их монастырский уклад. Проблемы общества, падение нравов, низкая общественная мораль разрушали устоявшийся веками уклад, но многие женские монастыри смогли противостоять этому слиянию, сохранит традиции и, несмотря на революционные события, возродить православие в обществе. Исследование проведено с использованием принципов междисциплинарного подхода, что позволило рассмотреть проблему в её целостности, объединить данные, полученные по разным направлениям монастырской жизни, взглянуть на проблему места обителей в российском обществе XX века. Используемый метод позволил провести современное историческое исследование с позиций исторической антропологии.

Результаты. В итоге авторы приходят к выводу о том, что оказываемое влияние внешнего мира на внутреннюю жизнь женских монастырей приводило к определенным проявлениям девиации, но сложившийся их самобытный уклад и глубокая вовлеченность в систему социальных отношений не давали становиться опорой революционных настроений.

Сохранить в закладках
Роль православного духовенства Северного Кавказа в инкорпорации региона в состав Российской империи в середине XIX века (2024)
Выпуск: Том 11, № 3 (2024)
Авторы: Колосова Ольга Юрьевна, Немашкалов Павел Григорьевич

Введение. Обращение к истории становления самостоятельной Кавказской и Черноморской епархии обусловлено изучением вопроса проблемы инкорпорации Северного Кавказа в состав Российской империи. В условиях отсутствия разветвленной системы органов административного контроля и затяжного военного конфликта в первой половине XIX в., шел процесс поиска платформы национальной идентичности, что позволяло не только снизить уровень эскалации конфликта, но и провести инкорпорацию Северного Кавказа в социокультурное пространство Российской империи.

Материалы и методы. Основным подходом исследования стала междисциплинарность, которая предполагает конструирование целостного научного знания о влиянии духовенства и православия на инкорпорацию региона в состав России. Историческая антропология дала возможность увидеть изучаемую проблему через судьбы и биографии отдельных исторических фигурантов. Помимо этого, в работе нашли применение традиционные методы исторического исследования: историко-генетический, историко-типологический, ретроспективный. В основе проведенного исследования находятся материалы архивных фондов и обзорных статей Кавказских (Ставропольских) епархиальных ведомостей. Историография проблемы представлена работами В. А. Потто, Ф. А. Щербины, Г. Н. Прозрителева. И. К. Смолич исследовал организацию церковного управления и личность первого епископа Иеремии (Соловьева).

Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что, находясь в меньшинстве по отношению к населяющему регион приверженцев ислама, старообрядцев, сектантов, православное население сумело создать основу духовного единения населения региона. Традиции православной культуры на Северном Кавказе стали основой этнокультурной идентичности, выступая для определенной части населения историко-культурным ориентиром.

Сохранить в закладках