Архив статей

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПСЕВДОНАУЧНЫХ ИДЕЙ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ПАСХАЛЬСКАЯ ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

В статье даны результаты анализа феномена псевдонауки и сферы его влияния в период завершения первой четверти XXI в. Автор подчеркивает и обосновывает актуальность такого анализа, отмечая его социальную и политическую значимость как в современной ситуации, так и в контексте изучения проблемы демаркации научного и ненаучного знания. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о многообразии форм проявления псевдонауки, особенно выделяя роль влияния СМИ. Эти условия подчеркивают необходимость научной медиаграмотности, которая позволяет эффективно оценивать достоверность научной информации. Основной проблемой в разработке эффективных процедур проверки достоверности в СМИ и социальных сетях является невозможность подробного изучения информации, поскольку время ограничено в быстро меняющейся среде. Регулярное воспроизводство псевдонаучных идей может сохранять свою популярность и присутствовать в культуре человечества на протяжении длительного периода времени. Однако это обстоятельство не снижает эпистемологической и философско-научной значимости исследования данного феномена. Энтузиазм по отношению к науке и оптимизм по отношению инноваций в настоящее время соседствуют с дезинформацией и скептицизмом по отношению к экспертам. Чтобы противостоять последствиям этой поляризации, гражданское общество ожидает, что ученые будут не только обосновывать актуальность и полезность своей деятельности, но и предвосхищать общественный запрос.

Сохранить в закладках