Архив статей

ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? (К 80-ЛЕТИЮ ДОКТОРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА В. А. БАЛХАНОВА) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ЗОЛХОЕВА МАРИЯ ВАЛЕНТИНОВНА

В статье рассматриваются проблемы преподавания философии и фундаментальных научных дисциплин в системе высшего и среднего профессионального образования. Исходя из парадигмы целостного мировоззрения, активно развиваемой известным российским философом В. А. Балхановым, автор исследует проблемы фундаментализации образования, объявленной одним из важнейших направлений развития российского образования в начале века, но в действительности недостаточно реализуемой сегодня в образовательных организациях, в значительной степени ориентированных на цели и задачи прикладного образования. Опираясь на опыт развития российской высшей школы, на аргументы исследователей и практиков, автор приходит к выводу о необходимости и безальтернативности осуществления профессиональной подготовки современных специалистов на базе целого комплекса фундаментальных гуманитарных и естественных наук и философии как формы рационального мировоззрения.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЯХ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ БУДДИЗМЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ЖАПОВА НАТАЛЬЯ АМОГАЛАНОВНА

Статья посвящена анализу социально-философских оснований института образования в буддизме. Автор рассматривает цели, методы буддийского образования и его значение для духовного развития человека и общества. В заключение приходит к выводу, что образование в буддизме - это не простое накопление знаний, а помощь на пути целостной трансформации сознания, пути, ведущего к избавлению от страданий. Основными целями образования являются преодоление невежества (авидьи), развитие мудрости и сострадания, воспитание нравственности и, наконец, достижение просветления (нирваны). И образование на этом пути становится именно средством, а не самоцелью.

Сохранить в закладках