В статье рассматриваются проблемы преподавания философии и фундаментальных научных дисциплин в системе высшего и среднего профессионального образования. Исходя из парадигмы целостного мировоззрения, активно развиваемой известным российским философом В. А. Балхановым, автор исследует проблемы фундаментализации образования, объявленной одним из важнейших направлений развития российского образования в начале века, но в действительности недостаточно реализуемой сегодня в образовательных организациях, в значительной степени ориентированных на цели и задачи прикладного образования. Опираясь на опыт развития российской высшей школы, на аргументы исследователей и практиков, автор приходит к выводу о необходимости и безальтернативности осуществления профессиональной подготовки современных специалистов на базе целого комплекса фундаментальных гуманитарных и естественных наук и философии как формы рационального мировоззрения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Философия
В 2025 г., когда Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова празднует свое 30-летие, одна из старейших кафедр нашего университета, кафедра философии, отмечает
80-летие со дня рождения известного российского философа, доктора философских наук, заслуженного деятеля науки Республики Бурятия, академика Международной академии информатизации, профессора В. А. Балханова. Валерий Александрович — известный в России специалист по проблемам математизации научного знания, гуманизации современной науки и образования — развивал на основе синтеза математики, синергетики и теории информации концепцию целостного мировоззрения, преодолевающего рамки узкого партикуляризма ортодоксальных материализма и идеализма.
Список литературы
1. Балханов В. А., Елгина Л. С. Мировоззренческие и концептуальные основы фундаментализации образования. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2000. 86 с. Текст: непосредственный.
2. Балханов В. А. Встреча с прошлым и будущим (наука и фундаментализация образования в контексте целостного мировоззрения). URL: https://reallib.org/reader?file=1480299 (дата обращения: 07.08.2025) Текст: электронный.
3. Бэкон Ф. Сочинения: в двух томах. Москва: Мысль, 1978. Т. 2. 592 с. Текст: непосредственный.
4. Влезько С. О. Роль принципов гуманитаризации и фундаментализации образования (на примере подготовки по математике в системе СПО). URL: https://www.openclass.ru/node/265956 (дата обращения: 04.08.2025) Текст: электронный.
5. Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века: в 3 томах. Т. 2. 356 с. Текст: непосредственный.
6. Золхоева М.В. Преподавание философии в вузе: реплика в дискуссии // Целостное мировоззрение: опыт исследования и интерпретации: материалы всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию доктора философских наук, профессора В. А. Балханова / научный редактор К. А. Багаева; заместитель редактора М. В. Золхоева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2020. С. 32-37. Текст: непосредственный.
7. Преподавая философию. Рефлексия: сборник научных статей / Министерство образования и науки Российской Федерации, Дальневост.федерал. ун-т, Школа гуманитарных наук; [ред. кол.: Ф. Е. Ажимов (ответственный редактор), В. В. Миронов, С. И. Дудник, А. А. Кротов, Б. И. Пружинин, Т. Г. Щедрина, К. С. Еременко (редактор-составитель)]. Владивосток: Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2016. 278 с. Текст: непосредственный.
8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / перевод с англ. Ю. А. Данилова; общая редакция и послесловие В. И. Аршинова и др. Москва: Прогресс, 1986. 431 с. Текст: непосредственный.
9. Целостное мировоззрение: опыт исследования и интерпретации: материалы региональной научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения доктора философских наук, процессора В. А. Балханова / М-во образования и науки Российской Федерации, Бурятский гос. ун-т, Восточно-Сибирский гос. ун-т технологий и упр.; ответственный редактор М. В. Бадмаева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. 275 с. Текст: непосредственный.
10. Целостное мировоззрение: опыт исследования и интерпретации: материалы всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию доктора философских наук, профессора В. А. Балханова / научный редактор К. А. Багаева; заместитель редактора М. В. Золхоева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2020. 144 с. Текст: непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2024 г. исполнилось 100 лет со дня рождения доктора философских наук, профессора, участника Великой Отечественной войны В. И. Затеева. Жизнь Владимира Иосифовича Затеева представляет собой уникальный пример соединения фронтового опыта и академической карьеры. Если его вклад в развитие философской мысли в Бурятии относительно хорошо изучен [1], то военный период его биографии до сих пор не становился предметом специального исследования. Между тем, как справедливо отмечает И. И. Осинский, «именно война стала для Затеева тем горнилом, в котором «закалился его характер и сформировались основные жизненные принципы» [1, с. 48]. Статья призвана восполнить этот пробел, опираясь на ранее не публиковавшиеся автобиографические материалы из личного архива ученого.
Предметом данной научной работы является феномен гуманизма, прошедший многие стадии развития своего содержания и оборачивающийся в наши дни дегуманизацией при попадании на цифровое поле. В статье утверждается, что текущие процессы дегуманизации могут быть связаны с цифровой трансформацией деятельности человека, в частности профессиональной. Веками складывающиеся виды активной деятельности человека при переходе в цифровой формат утрачивают сущностные характеристики, видоизменяются или вовсе пропадают в процессе их алгоритмизации и роботизации. Истина бытия, открываемая человеку посредством его деятельности, оказывается под угрозой нераскрытия в современных условиях цифровизации. В исследовании ставится вопрос о необходимых установках и требованиях к человеку и прежде всего каждого к самому себе, чтобы возрастающие тенденции цифровой дегуманизации были заменены новой возможностью ступания на цифровое пространство в качестве более гуманного существа, чем прежде.
Искусственный интеллект постепенно внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Безусловно, его повсеместное использование имеет свои явные преимущества, однако все более актуальным становится вопрос о потенциальной угрозе, исходящей от ИИ. В данном исследовании рассматриваются возможные социальные риски и угрозы для рынка труда при внедрении систем искусственного интеллекта, а также разрабатывается комплекс мер по их минимизации в контексте сформулированных авторами ранее философских принципов применения систем искусственного интеллекта для гражданского общества, политиков и частного сектора, направленных на предотвращение, снижение риска возникновения и эскалации угроз и проблем при применении систем ИИ на рынке труда. Это принципы прозрачности, ответственности, автономии, конфиденциальности, социальной справедливости и непричинения вреда человеку. Выделенные принципы могут служить этическим императивом, способствующим укрепление социальной сплоченности в эпоху бурного развития искусственного интеллекта.
В статье даны результаты анализа феномена псевдонауки и сферы его влияния в период завершения первой четверти XXI в. Автор подчеркивает и обосновывает актуальность такого анализа, отмечая его социальную и политическую значимость как в современной ситуации, так и в контексте изучения проблемы демаркации научного и ненаучного знания. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о многообразии форм проявления псевдонауки, особенно выделяя роль влияния СМИ. Эти условия подчеркивают необходимость научной медиаграмотности, которая позволяет эффективно оценивать достоверность научной информации. Основной проблемой в разработке эффективных процедур проверки достоверности в СМИ и социальных сетях является невозможность подробного изучения информации, поскольку время ограничено в быстро меняющейся среде. Регулярное воспроизводство псевдонаучных идей может сохранять свою популярность и присутствовать в культуре человечества на протяжении длительного периода времени. Однако это обстоятельство не снижает эпистемологической и философско-научной значимости исследования данного феномена. Энтузиазм по отношению к науке и оптимизм по отношению инноваций в настоящее время соседствуют с дезинформацией и скептицизмом по отношению к экспертам. Чтобы противостоять последствиям этой поляризации, гражданское общество ожидает, что ученые будут не только обосновывать актуальность и полезность своей деятельности, но и предвосхищать общественный запрос.
В настоящее время наблюдается кризис этических ценностей, который затрагивает все сферы общества. В таких условиях нужно обращаться к исследованиям основ фундаментальных этических ценностей. Целью данной статьи является выявление основных аспектов буддийской социальной этики и их влияние на современное общество. Автор выделяет три основных источника социальной этики буддизма: философские принципы, основанные на ненасилии, доброте и сострадании, а также взаимосвязь всего живого в этом мире. Так, принцип ахимсы (ненасилия) - это один из центральных этических принципов буддизма, лежащий в основе его социальной философии. Доброта и сострадание в этике буддизма играют также важную роль, формируя основу нравственного поведения и взаимодействия между людьми. Принцип взаимозависимого возникновения пронизывает буддийскую этику и формирует основу социальной ответственности, поскольку человек не может существовать изолированно от общества и природы. Автор приходит к выводу, что буддийская этика предлагает проверенные временем инструменты и подходы для построения более справедливого и сострадательного общества, для решения глобальных экологических проблем и мудрой навигации в быстро меняющемся мире.
Статья посвящена исследованию взаимосвязи между общественным законом и беззаконием в контексте социальной философии. Автор анализирует классические и современные философские концепции, включая теории Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса, Э. Дюркгейма, Ж. Батая и Дж. Агамбена, чтобы раскрыть природу этих понятий и их роль в социальном порядке. Особое внимание уделяется выявлению степени статичности и динамики общественного закона, которая актуальна по отношению к анализу кризисных явлений современного общества (политические волнения, экономическое неравенство, дисфункция традиционных институтов, возникновение новых форм социальной организации). В работе представлен переход от классической репрезентации на проблему понятий общественного закона и беззакония в виде их противопоставления к принципиально новой парадигме, предполагающей их внутреннюю координацию и глубокую взаимосвязь. Автор также раскрывает степень взаимной обусловленности в генезисе данных понятий. Новизна исследования заключается в доказательстве тезиса о диалектическом единстве общественного закона и беззакония, что опровергает их традиционное противопоставление в социальной философии. Авторская модель на основе логики различия впервые позволяет интерпретировать кризисы современности (криптоэкономика, сетевые сообщества) как следствие динамики этого единства. Статья вносит вклад в развитие методологии социальной философии, предлагая новые перспективы для анализа современных вызовов, таких как криптоэкономика и виртуальные сообщества.
В статье проанализирован один из составляющих религию элементов - религиозная деятельность, которая бывает культовой и внекультовой. Наибольший интерес для исследования представляет внекультовая деятельность религиозных организаций. На современном этапе развития общества через внекультовую деятельность религиозные организации проявляют активность в практической сфере. Это миссионерство, благотворительность, религиозное образование, помощь социально незащищенным слоям населения и многое другое. В исследованиях такой вид деятельности получил название «социальная деятельность». Государство обращает большое внимание на данный вид деятельности религиозных организаций, поддерживая ее различными способами. В статье приведены примеры подобной деятельности со стороны традиционных религиозных организаций, в частности социальная деятельность в пенитенциарной системе. Отмечается, что такие религиозные организации, как православие, ислам, иудаизм, разработали социальные принципы, в которых указали основание социальной деятельности.
В статье анализируются задачи «мягкой силы» в условиях растущей агрессии международных контактов и кризиса дипломатических служб. Обосновано значительное влияние организованной формы «мягкой силы» для достижения внешнеполитических целей без использования военной составляющей. Задачи рассматриваются с позиций силового, инфлюентного, технологического, коммуникативного, конструктивистского, инструментального и ресурсного подходов. На основе анализа текущей политической картины мира предложены примеры форм «мягкой силы». Подчеркнута важность развития межгосударственного мирного конструктивного диалога на основе ресурсов «мягкой силы».
Издательство
- Издательство
- БГУ
- Регион
- Россия, Улан-Удэ
- Почтовый адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- Юр. адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- ФИО
- Дамдинов Алдар Валерьевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- univer@bsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (301) 2297170
- Сайт
- https://bsu.ru