В 2024 г. исполнилось 100 лет со дня рождения доктора философских наук, профессора, участника Великой Отечественной войны В. И. Затеева. Жизнь Владимира Иосифовича Затеева представляет собой уникальный пример соединения фронтового опыта и академической карьеры. Если его вклад в развитие философской мысли в Бурятии относительно хорошо изучен [1], то военный период его биографии до сих пор не становился предметом специального исследования. Между тем, как справедливо отмечает И. И. Осинский, «именно война стала для Затеева тем горнилом, в котором «закалился его характер и сформировались основные жизненные принципы» [1, с. 48]. Статья призвана восполнить этот пробел, опираясь на ранее не публиковавшиеся автобиографические материалы из личного архива ученого.
В статье рассматриваются проблемы преподавания философии и фундаментальных научных дисциплин в системе высшего и среднего профессионального образования. Исходя из парадигмы целостного мировоззрения, активно развиваемой известным российским философом В. А. Балхановым, автор исследует проблемы фундаментализации образования, объявленной одним из важнейших направлений развития российского образования в начале века, но в действительности недостаточно реализуемой сегодня в образовательных организациях, в значительной степени ориентированных на цели и задачи прикладного образования. Опираясь на опыт развития российской высшей школы, на аргументы исследователей и практиков, автор приходит к выводу о необходимости и безальтернативности осуществления профессиональной подготовки современных специалистов на базе целого комплекса фундаментальных гуманитарных и естественных наук и философии как формы рационального мировоззрения.