Архив статей

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Багаева Ксения Анатольевна

В статье проанализирован один из составляющих религию элементов - религиозная деятельность, которая бывает культовой и внекультовой. Наибольший интерес для исследования представляет внекультовая деятельность религиозных организаций. На современном этапе развития общества через внекультовую деятельность религиозные организации проявляют активность в практической сфере. Это миссионерство, благотворительность, религиозное образование, помощь социально незащищенным слоям населения и многое другое. В исследованиях такой вид деятельности получил название «социальная деятельность». Государство обращает большое внимание на данный вид деятельности религиозных организаций, поддерживая ее различными способами. В статье приведены примеры подобной деятельности со стороны традиционных религиозных организаций, в частности социальная деятельность в пенитенциарной системе. Отмечается, что такие религиозные организации, как православие, ислам, иудаизм, разработали социальные принципы, в которых указали основание социальной деятельности.

Сохранить в закладках
ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? (К 80-ЛЕТИЮ ДОКТОРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА В. А. БАЛХАНОВА) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ЗОЛХОЕВА МАРИЯ ВАЛЕНТИНОВНА

В статье рассматриваются проблемы преподавания философии и фундаментальных научных дисциплин в системе высшего и среднего профессионального образования. Исходя из парадигмы целостного мировоззрения, активно развиваемой известным российским философом В. А. Балхановым, автор исследует проблемы фундаментализации образования, объявленной одним из важнейших направлений развития российского образования в начале века, но в действительности недостаточно реализуемой сегодня в образовательных организациях, в значительной степени ориентированных на цели и задачи прикладного образования. Опираясь на опыт развития российской высшей школы, на аргументы исследователей и практиков, автор приходит к выводу о необходимости и безальтернативности осуществления профессиональной подготовки современных специалистов на базе целого комплекса фундаментальных гуманитарных и естественных наук и философии как формы рационального мировоззрения.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Багаева Ксения Анатольевна

В статье автор обращается к феномену нетрадиционных религиозных организаций. Обосновывается необходимость использования данного термина в отличие от такого, как «новые религиозные движения». Нетрадиционные религии утверждают идеи, практики, чуждые традиционным религиям, имеющим долгую историю своего существования на определенной территории. Автором отмечены особенности формирования взаимоотношений между государственными институтами и нетрадиционными религиозными организациями, что обусловлено слабостью законодательства в религиозной сфере в начальном периоде проникновения этих религий в российское общество. Определено несколько периодов становления отношений между государством и нетрадиционными религиозными организациями. Автор выделяет особенности каждого из периодов, связывая их не только с социокультурными условиями, но и с формированием законодательной базы. Отмечается, что государство выстраивает политику сдерживания влияния нетрадиционных религий.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЯХ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ БУДДИЗМЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ЖАПОВА НАТАЛЬЯ АМОГАЛАНОВНА

Статья посвящена анализу социально-философских оснований института образования в буддизме. Автор рассматривает цели, методы буддийского образования и его значение для духовного развития человека и общества. В заключение приходит к выводу, что образование в буддизме - это не простое накопление знаний, а помощь на пути целостной трансформации сознания, пути, ведущего к избавлению от страданий. Основными целями образования являются преодоление невежества (авидьи), развитие мудрости и сострадания, воспитание нравственности и, наконец, достижение просветления (нирваны). И образование на этом пути становится именно средством, а не самоцелью.

Сохранить в закладках