В данной статье рассматривается влияние теорий конкурентоспособности на возможность отечественных компаний успешно конкурировать на внутреннем рынке, что в свою очередь, является важным фактором для обеспечения технологического суверенитета. Задачи: проанализировать этапы развития теорий конкурентоспособности и источники конкурентных преимуществ; показать возможности, открывающиеся перед компаниями в цифровой экономике; оценить деятельность технологических компаний и госкорпораций, применяющих на практике концепции конкурентоспособности. Методология: общенаучные методы анализа, синтеза, систематизации с применением системного анализа. Результаты: показано, что эволюция теорий конкурентоспособности отражает изменения в условиях хозяйствования; конкурентные преимущества сегодня — способность компаний к адаптации, сотрудничеству, инновациям, созданию ценности; доказано, что вызовы, с которыми сталкиваются компании, заставляют их акцентировать внимание на новых теоретических концепциях, исследовать их и адаптировать к новым требованиям рынка для достижения конкурентных преимуществ. Выводы: исследование показывает, что эволюция теорий конкурентоспособности представляет динамический процесс; реализуя теории на практике современные компании могут достигать устойчивых конкурентных преимуществ и решать задачи формирования основ перехода РФ на технологии технологического суверенитета.
В статье, на примере торговой отрасли Российской Федерации, выявлены и систематизированы вызовы, исходящие из макро- и микросреды, проведен анализ развития российского рынка электронной и розничной торговли, определены вызовы и возможности для их дальнейшего развития. Базой исследования являются методы анализа, синтеза, сравнительного анализа. Предложен механизм управления экономической безопасностью как части системы управления предприятием торговли, включающий в себя следующие элементы: объект, субъект, предмет, цель, задачи, методы, подходы, инструменты, критерии оценки. Показаны действия лиц, принимающих решения в области обеспечения экономической безопасности. Сделаны выводы о том, что система экономической безопасности находится в постоянном развитии и совершенствовании, для обеспечения экономической безопасности торговой отрасли РФ необходим механизм управления, в основе которого лежит системный и комплексный подход к устранению угроз и решению существующих проблем предприятий торговли.