Статья посвящена анализу состояния и перспектив социально-экономического развития Омской области, одного из субъектов Российской Федерации. Исследование актуально в контексте оценки региональной экономики и планирования будущих стратегий, особенно на фоне экономического давления и пересмотра внешнеэкономических связей. Целью работы является выявление сильных и слабых сторон экономики региона и формирование прогнозных оценок на основе данных за 2023-2024 гг. Для достижения цели решаются задачи по обработке статистических данных из официальных источников и проведению сопоставительного анализа с показателями других субъектов Сибирского федерального округа.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу экономических показателей Омской области, включая промышленное производство, сельское хозяйство, строительную отрасль и демографические данные. Особое внимание уделяется сравнению региональных данных с общероссийскими показателями и показателями СФО, что позволяет выявить специфику экономического развития региона. Автором на основе проведенного анализа выделяются ведущие отрасли региональной экономики, такие, как промышленное производство и сельское хозяйство, и проблемные сферы, требующие особого внимания — строительная отрасль и недостаточно активная инвестиционная политика. В выводах даются рекомендации по разработке перспективного планирования развития экономического комплекса Омской области с учетом проведенного анализа.
Результаты исследования могут быть полезны для разработки стратегий устойчивого развития Омской области и других регионов России.
В статье рассмотрена методика применения кейс-технологии в образовательном процессе на уровне высшей школы при преподавании дисциплины «История России». Целью работы является проведение анализа технологии выполнения кейса, содержащего проблемный материал исторических источников, отражающих период Смутного времени. К используемым методам относятся сопоставительный анализ, синтез, исторический и логический метод. Результатом использованной методики является разработка задания, связанного с анализом комплекса документов исторического характера, конечной целью которого является формулирование обучающимися комплекса причин, способствующих складыванию кризисной ситуации в указанный период. Полученные результаты могут быть применены при планировании учебного процесса в рамках указанной дисциплины. Автор статьи пришел к следующим выводам. Использование технологий кейс-стади является эффективным при его применении в образовательном процессе на уровне вышей школы. Это связано с тем, что посредством применения данного метода обеспечивается развитие практических навыков в их синтезе с использованием знаний теоретического характера. У обучающегося поддерживается познавательный интерес через организацию поисково-эвристической работы с сюжетами, основанными на проблемных ситуациях. Научной новизной является привлечение технологии кейс-стади для более глубокого погружения обучающихся в понимание механизмов развития исторического процесса, через установление ими, при изучении исторических источников, совокупности действующих факторов и их структурно-логическое выстраивание по степени важности и приоритетности. Тем самым приобретается умение реконструкции исторических событий, способствующее, в том числе, лучше усвоить материал учебной дисциплины «История России».