В данной статье рассматривается влияние теорий конкурентоспособности на возможность отечественных компаний успешно конкурировать на внутреннем рынке, что в свою очередь, является важным фактором для обеспечения технологического суверенитета. Задачи: проанализировать этапы развития теорий конкурентоспособности и источники конкурентных преимуществ; показать возможности, открывающиеся перед компаниями в цифровой экономике; оценить деятельность технологических компаний и госкорпораций, применяющих на практике концепции конкурентоспособности. Методология: общенаучные методы анализа, синтеза, систематизации с применением системного анализа. Результаты: показано, что эволюция теорий конкурентоспособности отражает изменения в условиях хозяйствования; конкурентные преимущества сегодня — способность компаний к адаптации, сотрудничеству, инновациям, созданию ценности; доказано, что вызовы, с которыми сталкиваются компании, заставляют их акцентировать внимание на новых теоретических концепциях, исследовать их и адаптировать к новым требованиям рынка для достижения конкурентных преимуществ. Выводы: исследование показывает, что эволюция теорий конкурентоспособности представляет динамический процесс; реализуя теории на практике современные компании могут достигать устойчивых конкурентных преимуществ и решать задачи формирования основ перехода РФ на технологии технологического суверенитета.
Цель статьи — анализ положительного опыта реализации МООК, а также выделение рекомендаций, направленных на решение проблемы низкого процента завершения слушателями МООК. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — это мощный образовательный инструмент, который играет важную роль в обеспечении непрерывного образования в условиях современных глобальных вызовов. Тем не менее, МООК по-прежнему показывают низкий процент завершения курсов слушателями (completion rate (COR).
Работа базируется на обзоре научной литературы, посвященной вопросу проблемы низкого процента завершения МООК, а также на основе количественного и качественного анализа данных, собранных из отзывов, опросов, метрик и оценок, полученных в ходе организации МООК «Сервисы и приложения для учителя» на платформе Stepik с аудиторией более чем 6000 участников. Курс демонстрирует показатель завершения в 46,5%, что существенно превышает средние показатели для МООК и представляет интерес для анализа. Значимость результатов заключается в анализе эффективности предложенных рекомендаций на базе существующего курса и оценке его основных метрик.
Разработанные рекомендации показали свою эффективность на этапе апробации и могут быть применены при разработке МООК, а также полезны для дальнейших исследований в данной области.