В статье рассматриваются результаты теоретического анализа подходов к определению понятий «инновация» и «инновационное развитие». Авторами предложены историко-экономические подходы к трактованию термина «инновация» и на их основе определены три направленности рассмотрения сущности инновационного развития: как нового этапа экономического развития, как необходимого элемента экономического роста и как обязательного элемента экономического развития. Авторами систематизированы принципы инновационного развития и объединены в три группы: общие, специфические и интерактивные. Последние, в отличие от общих и специфических, отражают современные тенденции инновационного развития. К интерактивным принципам авторами отнесены: активность, индивидуализация, практическое применение и формативная оценка. В статье подчеркнуто, что основной характеристикой инновационного развития также является его всеобщность, т. е. на инновационной основе в современной экономике будут развиваться все секторы промышленности в разных пропорциях.
Проблема эффективного использования ресурсов становится все более актуальной в связи с популярностью концепции устойчивого развития и вызовами биологического, климатического и геополитического характера, тем или иным образом связанными с отношением общества к таким важным элементам природной среды, как земельные угодья, водные ресурсы, воздух и др. Исследование, результаты которого представлены в данной статье, связано именно с вопросами эффективного использования данных ресурсов в пределах сельских территорий. Основной научный вывод, предложенный в работе, сводится к тому, что ресурсосбережение является неизбежным следствием негативных проявлений изменения климата, влечет за собой, в свою очередь, положительные эффекты для сельхозтоваропроизводителей и сельского населения, во многом зависит, во-первых, от мотивации сельских предпринимателей, во-вторых, от инициатив государства, зафиксированных в институциональных документах, в-третьих, от предпочтений сельских сообществ и их активного участия в реализации рассматриваемой концепции.
В настоящем исследовании сделан акцент на составляющих бизнес-модели, комплексно определяющих подходы и методы работы коммерческого банка с корпоративными клиентами. Если структура совокупного баланса банковского сектора в 2022–2023 гг. не испытывала существенных структурных изменений, то клиентская база отдельно взятых кредитных организаций значительно изменилась. Так, ориентация на корпоративное обслуживание ПАО АКБ «Авангард» сопровождалась существенными изменениями в структуре обязательств за рассматриваемый период, выразившимися в оттоке средств физических лиц. Авторами был осуществлен анализ бизнес-модели деятельности ПАО АКБ «Авангард» в сопоставлении с деятельностью банков, работающих под брендом «Точка». Финансовая стратегия ПАО АКБ «Авангард» заключается в наращивании безрискового (транзакционного) дохода и в увеличении ликвидных активов на балансе на фоне сокращения принятого кредитного риска. Особенностью бизнес-модели ПАО АКБ «Авангард» выступает тот факт, что мажоритарный акционер принимает активное участие в решении не только стратегических, но и большинства существенных операционных вопросов. ПАО АКБ «Авангард» – член крупной финансовой группы, которая включает в себя организации аграрной, промышленной, экономической, а также инвестиционной сферы и обслуживает их функционирование, не делая особого акцента на привлечении внешних по отношению к группе клиентов. В результате исследования установлено, что основным преимуществом бизнес-модели классического банка ПАО АКБ «Авангард» в работе с корпоративными клиентами является поддержание его традиционности, но в то же время гибкости в цифровом развитии, быстрой адаптации под турбулентность финансового рынка, развитие его технологичности. Данная модель классического банка, ориентированного на качество расчетно-кассового обслуживания, будет востребована среди корпоративных клиентов в ближайшие годы и, возможно, даже более жизнеспособна, чем модели экосистемы «Точка». Недостатки бизнес-модели ПАО АКБ «Авангард», выявленные в сравнении с деятельностью АО «Тинькофф Банк», Банка ВТБ (ПАО), АО «Альфа-Банк» и ПАО Сбербанк, выражены в низком уровне вовлеченности в конкурентную борьбу за обслуживание малого и среднего корпоративного сегмента, что выражается в сравнительно невыгодных тарифах, слаборазвитых партнерских программах и digital-направлениях банковского бизнеса.
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические проблемы оценки потенциала развития туристской индустрии в экономике регионов России. Цель работы – обоснование научно-методических положений оценивания и последующей реализации потенциала развития отрасли туризма в экономике российских регионов. Основной задачей выступает совершенствование методики оценки потенциала развития туристической деятельности на уровне региональных экономик. Методология работы включает метод логического обобщения и научного синтеза, эконометрический метод, математический метод стохастических дифференциальных уравнений. Особенностью авторского подхода является прикладная аспектизация перечисленных методов, позволяющая выявлять экономические факторы развития туристского сектора в пределах регионов. Методика содержит элемент научной новизны в виде дифференциально-стохастической модели анализа экономических факторов развития туристической деятельности, служащей построению прогнозов значений региональных финансово-хозяйственных параметров. Полученные результаты позволяют выработать практические рекомендации профильным хозяйствующим субъектам и государственным органам управления по реализации имеющегося потенциала развития экономики туризма в регионах России, в том числе ее новых территорий.
В статье осуществляется анализ мнений и точек зрения ученых-юристов на проблему научного обоснования категорий объекта и предмета права, правового регулирования и правового воздействия в условиях использования юридической конструкции «механизм административно-правового воздействия». В соответствии с предложенной ранее авторской концепцией «механизм административно-правового воздействия» предпринята попытка проведения разграничения рассматриваемых категорий объекта и предмета административно-правового воздействия и регулирования, отражающих специфику каждой части как особый предмет их правоотношений.
В статье проанализирована роль концепта социальной солидарности в документах стратегического планирования по признаку целеполагания на федеральном уровне. Статья подготовлена на основе сочетания общенаучных методов и специальных частноправовых методов. Операционализация аксиологических оценок осуществлена на основе политико-правового анализа. Сделан вывод о том, что действующие документы стратегического планирования отвечают основным векторам развития российского государства, заданным в ходе конституционной реформы 2020 г. Концепт солидарности тесным образом связан с понятием гражданского самосознания и составляющими его идеологемами. Сформулированы вопросы, требующие разрешения на законодательном уровне в целях повышения уровня солидарности в российском обществе.
Религиозные организации имеют немаловажное значение в процессе исправления осужденных женщин в местах лишения свободы, которые зачастую в силу принудительной изоляции и психофизиологических особенностей проявляют негативные эмоции, а также демонстрируют агрессивное поведение. Однако в процессе участия в мероприятиях по религиозному воспитанию негативные черты ослабевают, укрепляются культурно-нравственные качества женщин. Посредством сбора эмпирических данных, а также анализа нормативно-правовой базы, учебной и научной литературы автор приходит к выводу, что религиозные организации являются самостоятельным субъектом профилактики преступлений со стороны осужденных женщин в местах лишения свободы. В процессе позитивного влияния деятельности представителей религиозных организаций отмечается уменьшение психоэмоционального напряжения, межличностных конфликтов, наблюдается повышение уровня духовно-нравственного развития, формирование ответственности осужденных женщин как перед родными и близкими, так и перед обществом в целом. Деятельность представителей религиозных организаций помогает в формировании законопослушной жизни женщины после освобождения и в ее дальнейшей ресоциализации.
Анализ отечественного законодательства в области обеспечения государственной и общественной безопасности дает возможность не только увидеть существующие недостатки, но и найти тенденции основных направлений его развития. Россия на сегодня является одним из важнейших игроков на международной арене. В связи с этим существование проблем в области социально-экономического развития, миграционных процессов, терроризма, экологии, высокой конкуренции на международном рынке, развития военно-промышленного комплекса приграничных стран носит перманентный характер. Следовательно, российское законодательство в области обеспечения государственной и общественной безопасности должно отвечать современным труднопреодолимым вызовам и вырабатывать пути решения существующих проблем. Соответственно в качестве цели исследовательской работы обозначена характеристика институтов государственной и общественной безопасности на современном этапе развития Российского государства. Постановка указанной цели предопределила решение следующих исследовательских задач: определить место государственной и общественной безопасности в настоящее время; рассмотреть основные элементы, на которых базируются данные виды безопасности; определить современные угрозы государственной и общественной безопасности. В исследовании активно использовались общенаучные (анализ, синтез) и частнонаучные (формально-логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический) методы, что нашло отражение в полученных результатах. Автором сформулированы выводы, акцентирующие внимание на том, что управление в сфере обеспечения безопасности, как государственной, так и общественной, – это сложный процесс, в котором задействованы практически все структуры и институты государства. В сфере управления государственной и общественной безопасностью органы власти всех уровней должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с институтами гражданского общества. В этом процессе будет в максимальной степени проявляться взаимное обеспечение социальной безопасности граждан и общества в целом. Только при учете всех указанных потребностей общества само государство будет развиваться в сторону стабильности, финансового благополучия и социального согласия.
Аннотация. Организатор незаконного отмывания доходов фактически руководит противоправной деятельностью и занимает центральное место в структуре схемы отмывания доходов. Систематизация научного знания о ключевой фигуре схемы легализации доходов имеет ориентирующее значение для мониторинговой и правоохранительной деятельности. Сопоставив аналитические данные и теоретические знания в области исследования, автор предлагает систему классификации организаторов легализации по критериям: отношения к объекту легализации; уровню развития преступных навыков отмывания доходов, а также личным рискам. Статья раскрывает значение и роль организатора схемы, способствует повышению эффективности противодействия отмыванию доходов.
Рассматривается конституционно-правовое регулирование определения обязанностей общественных формирований как субъектов гражданского общества в контексте конституционного реформирования в Республике Беларусь. Отмечается базовый характер обязанностей общественных формирований (наряду с их правами) в контексте реализации ими своего целевого назначения, выступающими в качестве структурно-функциональной основы гражданского общества. Проводится дифференциация конституционно-правовых обязанностей общественных формирований по их субъектному составу и источникам конституционно-правового закрепления, выделяются общие и специальные обязанности в условиях конституционной легализации Всебелорусского народного собрания и гражданского общества. Вносятся предложения по развитию конституционного законодательства, включая необходимость систематизации обязанностей общественных формирований, категориально-понятийного аппарата в данной сфере, в контексте развития белорусской модели народовластия, обладающей высокой степенью конституционной идентичности.
Объектом исследования послужили правовые нормы, регулирующие деятельность прокуратуры по противодействию коррупции и возникающие в ходе осуществления этой деятельности общественные отношения. Целью исследования является комплексный анализ вышеуказанных правовых норм и правоотношений, определение понятия деятельности прокуратуры по противодействию коррупции с целью уточнения ее границ и входящих в нее направлений. Предметом исследования выступают правовые акты, статистические данные и позиции ученых по данному вопросу.
Автором отмечена неопределенность позиций в науке по вопросу о том, что включает в себя деятельность прокуратуры по противодействию коррупции, отсутствие определения этой деятельности, а также структурированного перечня полномочий прокуратуры по противодействию коррупции, что не позволяет определить границы данной деятельности.
По результатам проведенного исследования автор формулирует определение деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией и предлагает закрепить его в Законе о прокуратуре, что является существенным вкладом автора в исследование темы, поскольку подобное определение отсутствует в научных работах и действующем законодательстве. Также автор предлагает закрепить в Законе о прокуратуре определенный перечень полномочий, предоставленных прокуратуре для противодействия коррупции, и обозначает ряд проблем правового регулирования деятельности прокуратуры по противодействию коррупции, нуждающихся в дальнейшем исследовании.
Целью исследования является анализ опыта при оказании государственных услуг/сервисов в сфере занятости населения и взаимодействии с клиентами на примере центра занятости г. Омска и Омского района. Особенности регионального рынка труда и необходимость формирования портрета клиента (клиентского профиля) для центра занятости населения стали для авторов статьи одним из приоритетных научных направлений. Авторами работы проведено исследование, включающее в себя опрос жителей г. Омска и Омской области в формате онлайн-анкетирования, личного интервью, анкетирования с помощью бумажного носителя и интервью с представителями Центра занятости населения г. Омска и Омского района. С октября 2023 по январь 2024 г. проведены два опроса. Первый предполагал анкетирование граждан, обратившихся в Центр занятости населения г. Омска и Омского района, а также граждан Омского региона, выбранных случайным образом. Второй опрос был разделен на 4 группы для каждого из изучаемых клиентских профилей. Обобщенные данные позволили сформировать четыре клиентских профиля: «сироты», «женщины с детьми», «предпенсионеры», «пенсионеры».
- 1
- 2