В статье описаны некоторые аспекты работы библиотек по продвижению отечественного книжного наследия. Книжная культура исследуется как особый феномен, который обеспечивает сохранение интеллектуальных и духовных традиций прошлого и обусловливает их адаптацию к системе современных коммуникаций, поскольку книга всегда высоко ценилась у всех народов как памятник духовной и материальной культуры. Представлены перспективные направления инновационных методик продвижения книжного наследия, в том числе с помощью цифровых технологий, которые в настоящее время относятся к числу приоритетных направлений деятельности многих социальных институтов и учреждений культуры.
Цель статьи – обзор некоторых библиотечных практик по организации работы с книжными памятниками, описание формы и представление перспективных направлений продвижения книжного наследия в отечественных библиотеках, в том числе с применением цифровых технологий, которые в настоящее время относятся к числу приоритетных видов деятельности многих социальных институтов и учреждений культуры. Статья написана на основе материалов, предоставленных Национальной библиотекой Республики Татарстан (НБ РТ). В структуру НБ РТ входит отдел рукописей и редких книг, включающий сектор татарской и восточной литературы с группой сводного каталога татарской книги (1722–1917) и сектор русской и мировой литературы. Этот специализированный отдел осуществляет научную обработку изданий, проводит работы по обеспечению сохранности редких и особо ценных документов, среди которых рукописные и старопечатные татарские и восточные книги на арабском шрифте, древнерусские книги, издания национальной и краеведческой литературы.
В целях продвижения уникального книжного наследия отдел рукописей и редких книг формирует специальные коллекции рукописей, редких книг, периодических изданий, альбомов и других письменных и печатных документов, проводит научные исследования в области истории национальной книги, осуществляет научно-методическую и издательскую деятельность.
С развитием цифровизации появляются новые сервисы, позволяющие привлекать пользователей в библиотеки, персонализировать обслуживание, автоматизировать процессы для комфортного предоставления услуг и т. д. В условиях трансформации библиотекам приходится адаптироваться под новые реалии, но при этом с каждым днем появляются новые возможности совершенствования их работы в digital-пространстве. Во многих библиотеках сегодня отсутствует четкая стратегия работы в виртуальном пространстве и не исследуется обратная связь от потребителей. В эпоху развития цифровых технологий необходимо внедрять программные и сервисные инструменты, которые позволяют позиционировать библиотеку как современное комфортное пространство для удовлетворения информационных потребностей общества. Одним из таких прорывных инструментов может стать размещение на сайте библиотек интерактивной системы Taplink, разработанной с учетом реальных возможностей библиотек, специалистов, потребностей пользователей и направленной на комфортный доступ к ресурсам библиотеки и активизацию потребителей.
Цель статьи – представить результаты исследования нового цифрового феномена Taplink, а также разработки и внедрения результатов пилотного проекта Республиканской юношеской библиотеки Татарстана для оценки эффективности использования этой цифровой платформы в ее деятельности, анализа взаимодействия библиотеки и потребителей на этой платформе, изучения статистики посещения и функционирования интерактивной системы. Предложенный проект является уникальным, поскольку не имеет аналогов в библиотеках Российской Федерации, а сама тематика Taplink представлена только в публикациях бизнес-сообщества и не освещается в научных публикациях библиотечной отрасли. Результаты исследования могут оказать существенное содействие в развитии комфортного цифрового пространства библиотек.