В настоящее время проблема истории развития государственного регулирования популяризации науки вызывает интерес у многих ученых. Однако особенности зарождения и формирования отечественной системы законодательства в сфере продвижения научно-популярных знаний через библиотеки изучены недостаточно. Цель исследования – выявление и анализ наиболее значимых правовых документов в области научно-технической пропаганды, в том числе адресованных библиотекам. Источниковой базой послужил массив нормативной документации с 1917 по 1941 г. В результате анализа автор определил, что становление и формирование отечественной системы государственного регулирования популяризации науки началось с первых лет существования советского государства. Распространение научных знаний в общество через систему неформального образования рассматривалось как необходимое средство пробуждения активности народных масс в процессе их участия в культурной революции, а также восстановлении и строительстве народного и сельского хозяйства. Нормативные правовые акты, касающиеся библиотек, разрабатывались в соответствии с внутренней политикой партии и правительства. Законодательная власть обязала библиотеки участвовать в пропаганде естественно-научных, производственно-технических и сельскохозяйственных знаний, а также содействовать развитию самообразования всех граждан страны. В официальных документах заданного периода зафиксированы конкретные формы и методы популяризации науки, в их числе: комплектование фондов научно-популярной литературы, подготовка списков рекомендованных изданий, организация передвижных выставок, создание научных кружков, проведение громких чтений, экскурсий, участие в культурных и библиотечных походах и т. д. Полученные в ходе исследования данные подтвердили наше предположение о том, что в СССР на библиотечное дело, помимо обслуживания идеологического заказа государства, уже в ранний советский период законодательно были возложены функции популяризации общенаучных знаний.
В статье описаны некоторые аспекты работы библиотек по продвижению отечественного книжного наследия. Книжная культура исследуется как особый феномен, который обеспечивает сохранение интеллектуальных и духовных традиций прошлого и обусловливает их адаптацию к системе современных коммуникаций, поскольку книга всегда высоко ценилась у всех народов как памятник духовной и материальной культуры. Представлены перспективные направления инновационных методик продвижения книжного наследия, в том числе с помощью цифровых технологий, которые в настоящее время относятся к числу приоритетных направлений деятельности многих социальных институтов и учреждений культуры.
Цель статьи – обзор некоторых библиотечных практик по организации работы с книжными памятниками, описание формы и представление перспективных направлений продвижения книжного наследия в отечественных библиотеках, в том числе с применением цифровых технологий, которые в настоящее время относятся к числу приоритетных видов деятельности многих социальных институтов и учреждений культуры. Статья написана на основе материалов, предоставленных Национальной библиотекой Республики Татарстан (НБ РТ). В структуру НБ РТ входит отдел рукописей и редких книг, включающий сектор татарской и восточной литературы с группой сводного каталога татарской книги (1722–1917) и сектор русской и мировой литературы. Этот специализированный отдел осуществляет научную обработку изданий, проводит работы по обеспечению сохранности редких и особо ценных документов, среди которых рукописные и старопечатные татарские и восточные книги на арабском шрифте, древнерусские книги, издания национальной и краеведческой литературы.
В целях продвижения уникального книжного наследия отдел рукописей и редких книг формирует специальные коллекции рукописей, редких книг, периодических изданий, альбомов и других письменных и печатных документов, проводит научные исследования в области истории национальной книги, осуществляет научно-методическую и издательскую деятельность.
Появление новых каналов информации и методов распространения научных публикаций, активное развитие цифровых технологий меняют задачи, формы работы научных библиотек, которые формируют документные и информационные ресурсы и располагают богатым опытом работы в области удовлетворения информационных потребностей представителей научно-образовательного комплекса. Направления деятельности научных библиотек дополняются за счет целевого обучения пользователей основам информационной культуры.
В научных библиотеках – библиотеках вузов и центральных научных библиотеках субъектов РФ – большое внимание уделяется обслуживанию студентов. Изменение образовательной модели, усиление самообразовательного компонента в учебном процессе вуза, возрастание значения информационной культуры личности преобразует статус научных библиотек: из элемента информационной инфраструктуры библиотека превращается в субъект образовательной деятельности, взаимодействуя с факультетами и кафедрами на принципах партнерства.
Цель статьи – представить результаты исследования информационного поведения студентов Челябинска, использующих в своей работе, наряду с информационными ресурсами вузовских библиотек, документно-информационные ресурсы Челябинской государственной универсальной научной библиотеки, и определить направления сотрудничества центральной региональной научной библиотеки с учреждениями высшего профессионального образования.
С развитием цифровизации появляются новые сервисы, позволяющие привлекать пользователей в библиотеки, персонализировать обслуживание, автоматизировать процессы для комфортного предоставления услуг и т. д. В условиях трансформации библиотекам приходится адаптироваться под новые реалии, но при этом с каждым днем появляются новые возможности совершенствования их работы в digital-пространстве. Во многих библиотеках сегодня отсутствует четкая стратегия работы в виртуальном пространстве и не исследуется обратная связь от потребителей. В эпоху развития цифровых технологий необходимо внедрять программные и сервисные инструменты, которые позволяют позиционировать библиотеку как современное комфортное пространство для удовлетворения информационных потребностей общества. Одним из таких прорывных инструментов может стать размещение на сайте библиотек интерактивной системы Taplink, разработанной с учетом реальных возможностей библиотек, специалистов, потребностей пользователей и направленной на комфортный доступ к ресурсам библиотеки и активизацию потребителей.
Цель статьи – представить результаты исследования нового цифрового феномена Taplink, а также разработки и внедрения результатов пилотного проекта Республиканской юношеской библиотеки Татарстана для оценки эффективности использования этой цифровой платформы в ее деятельности, анализа взаимодействия библиотеки и потребителей на этой платформе, изучения статистики посещения и функционирования интерактивной системы. Предложенный проект является уникальным, поскольку не имеет аналогов в библиотеках Российской Федерации, а сама тематика Taplink представлена только в публикациях бизнес-сообщества и не освещается в научных публикациях библиотечной отрасли. Результаты исследования могут оказать существенное содействие в развитии комфортного цифрового пространства библиотек.
Рассматривается проблема распространения фейковых новостей в сфере научной информации. Социальные сети, блоги, подкасты и многие другие интернет-каналы перегружают информационное поле и способствуют распространению ложной информации. Такая ситуация отрицательно влияет на процесс взаимодействия науки и общества. Библиотека в этой связи может служить источником надежной научной информации. Целью статьи является представление результатов исследования возможностей библиотеки как источника надежной научной информации в борьбе с фейк-ньюс. Контекст современного информационного пространства предъявляет свои требования к трансляции любого сообщения. Ошибочная или ложная информация, содержащаяся в транслируемом сообщении, может быть продублирована в различных источниках. Внимание к источнику информации, ее отправителю должно быть весьма высоким. В связи с этим необходимо более ответственно подходить к выбору первоисточника. Цель статьи – на основе зарубежных источников рассмотреть проблему фейковых новостей в научном сообществе и библиотеку в качестве источника надежной научной информации. В качестве источниковой базы была использована платформа LENS. ORG. Зарубежные авторы приходят к выводу о важности работы библиотек как значимого социального института, ориентированного на развитие общества знания. Анализ документопотока по данной тематике позволил определить место библиотеки в решении проблемы распространения ложной научной информации. Сделан вывод, что деятельность библиотек, помимо сохранения и распространения знания, должна дополняться работой по борьбе с недостоверной информацией. Актуальными становятся мероприятия по повышению информационной грамотности и работа по выявлению недостоверной информации в научной сфере.
Цель статьи: актуализировать представление о степени удовлетворенности читателей крупнейшего за Уралом информационного учреждения – Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН) – организацией работы и качеством предоставляемых библиотечно-информационных услуг.
Сбор данных для исследования проводился в 2023 г. методом очного анкетирования. Вопросы анкеты позволяли респондентам оценивать работу библиотеки в баллах, а также выражать свое мнение более развернуто. Полученные ответы анализировались на количественном и качественном уровнях. Результаты опроса, имеющие числовое выражение, дали общую картину читательских предпочтений и степени их удовлетворенности услугами библиотеки. Качественный анализ развернутых отзывов респондентов способствовал более глубокому пониманию сути высказанных мнений. На основании полученных данных было установлено, что читатели ГПНТБ СО РАН в целом высоко оценивают ее фонд и профессиональные качества сотрудников, считают комфортными условия пребывания в библиотеке. Тем не менее претензии, высказанные респондентами относительно электронных каталогов, сайта библиотеки, системы информирования об имеющихся услугах и сервисах, требуют оперативной реакции соответствующих библиотечных подразделений. Итоги исследования позволили получить «портрет» современного читателя ГПНТБ СО РАН, обозначить сильные и слабые стороны в работе с ним и сформулировать предложения для решения ряда выявленных проблем и определить шаги по совершенствованию системы обслуживания в библиотеке.
Цель статьи – определение отношения руководителей библиотек исследовательских учреждений, находящихся под научно-методическим руководством Сибирского отделения Российской академии наук, к проблеме продвижения научных знаний в обществе и степень вовлеченности библиотек в этот процесс. Актуальность темы обусловлена изменением подходов к реализации библиотеками просветительской функции в условиях, когда, с одной стороны, наблюдается повышенное внимание органов государственной власти к научно-техническим библиотекам, происходит интенсивное развитие коммуникации науки и общества, а с другой – библиотеки продолжают поиск новых форм взаимодействия с пользователями. Формы и методы, а также активность в реализации научно-просветительской функции в немалой степени зависят от типа библиотеки. Обработка результатов онлайн-анкетирования позволила установить, что более половины библиотек принимают участие в распространении научных знаний, в том числе при поддержке учреждений науки или совместно с ними. Часть библиотек проводит просветительные мероприятия вне зависимости от требований со стороны научной организации. К наиболее распространенным направлениям деятельности библиотек в этой сфере относятся выставочная, музейная и экспозиционная работа, а также развитие электронных информационных продуктов и участие в научно-просветительских мероприятиях разных форматов. В статье авторы перечислили основные причины, по которым ряд библиотек не имеет возможности осуществлять просветительскую функцию, а также назвали положительные эффекты от участия библиотек в продвижении науки.
Цель статьи – представить разработанную модель навигатора как единую точку доступа к информационным ресурсам научных библиотек Челябинска.
В статье обоснована актуальность единого информационно-образовательного пространства крупного промышленного города. Этой цели служит инициированный Челябинской областной универсальной научной библиотекой (ЧОУНБ) проект разработки навигатора – системы доступа к подписным электронным информационным ресурсам и ресурсам собственной генерации научных библиотек города. Создание единой точки доступа к информационным ресурсам научных библиотек Челябинска позволит учреждениям оптимизировать затраты на приобретение и хранение информационных ресурсов, а также эффективно координировать деятельность библиотек по работе с электронными ресурсами и их использованию читателями.
Цель статьи – представить результаты Всероссийской с международным участием конференции «Развивая науку: молодежный потенциал библиотек» и конкурса научных работ молодых библиотекарей.
Мероприятия были организованы кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирского государственного института культуры при поддержке Молодежной секции Российской библиотечной ассоциации. Дана общая характеристика выступлений, прозвучавших на пленарном и секционных заседаниях, проанализирована тематика работ, занявших призовые места на конкурсе в номинациях «Библиоисследование: открываем научные горизонты», «Библиопроект: от идеи до реализации».