Статья посвящена полемике с католическим клерикализмом, которую вел в последние годы жизни забытый публицист — Константин Осипович Де-Скроховский (1836–1906). Проживая в этот период в Варшаве, он активно публиковал на польском и русском языках обширные компиляции из трудов западных протестантских и антиклерикальных, а также отечественных славянофильских публицистов: от Ш. Шиники и Л. Таксиля до Ю. Ф. Самарина и А. А. Киреева. Но стремление публициста отвратить от «папизма» широкие польские массы не встретило понимания цензурного ведомства — точно так же, как и его попытка основать в столице Привислянского края «пророссийскую» еврейскую газету на идиш. Выступая по преимуществу на страницах славянофильских и консервативных изданий, Де-Скроховский не проявил себя как самостоятельный политический или религиозный мыслитель. Вместе с тем, именно обращаясь к текстам подобных авторов, мы видим, как преломлялись славянофильские и панславистские идеи в мировоззрении и биографии рядового интеллигента второй половины XIX столетия, насколько сложным и «не консервативным» — в бытовом смысле этого слова — был тогдашний русский «консерватизм»
В пореформенный период русские консервативные националисты (славянофилы, «птенцы гнезда Каткова», публицисты суворинского круга) вместе с патриотически настроенными либералами составили так называемую «старую русскую партию». Последняя была не партией в современном смысле слова, но представляла собой часть общества, выступавшую в защиту «народной политики»: программы национального и государственного единства России, а по сути — ее трансформации из сословного государства в национальное. В оформлении этого «идейного лагеря» сыграло роль не только традиционно упоминаемое в этой связи польское восстание 1863 г., но и важнейшие европейские политические события того времени. Помимо изданий М. Н. Каткова и И. С. Аксакова, его основные тезисы озвучивал либеральный «Голос», последовательно выступавший против революционной и сословно-аристократической «партий», а также против рупоров последней — газет «Весть» и «Новое время». Со второй половины 1870-х гг. расстановка сил поменялась: «Новое время» перешло в руки А. С. Суворина и стало рупором «национальной партии»; либеральный «Голос» выступил с критикой «народной политики». Но и позднее издания и публицисты «русской партии», несмотря на устоявшиеся клише об их «реакционности», сохраняли в своих воззрениях элементы пореформенного демократизма