Архив статей

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (2025)
Выпуск: № 1 (62) (14 ст.) (2025)
Авторы: Плугина Мария Ивановна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Решение задач, стоящих перед отечественным образованием, включая систему повышение квалификации педагогических кадров, не может осуществляться вне контекста особенностей общей картины мира, нашего общества и тех тенденций, которые характерны для их развития. Наличие такой тенденции как интеллектуализация общества свидетельствует о росте потребности большинства населения в образовательной деятельности, что требует поиска специальных условий, обеспечивающих эффективность функционирования всех элементов непрерывного образования, призванного обеспечить каждому гражданину возможность непрерывного обучения с целью удовлетворения его потребностей в интеллектуальном, культурно-нравственном и личностно-профессиональном развитии. Наиболее актуальной рассматриваемая проблема является для представителей педагогической профессии, т. к. тот, кто учит других, сам должен постоянно учиться, осваивать новые методы, технологии, средства, способы обучения и воспитания подрастающего поколения. Целью данного исследования является обоснование условий, обеспечивающих эффективность функционирования системы повышения квалификации педагогических кадров медицинского вуза. Методология (материалы и методы). Организация и проведение представленного исследования осуществлялась посредством теоретического анализа научной литературы, анкетирования и бесед с преподавателями медицинского университета - слушателями системы повышения квалификации педагогических кадров. Результаты исследования определяются теоретико-методологическим обоснованием роли система повышения квалификации в совершенствовании профессионализма личности и деятельности преподавателей высшей школы, а также анализом условий, реализация которых может обеспечить эффективность функционирования системы повышения квалификации и качество подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности. Установление обратной связи представителей системы повышения квалификации с потребителями образовательных услуг, рассматриваемой в качестве одного из условий, позволило выявить мнение обучаемых и заказчиков о качестве полученного результата, о факторах, способствующих и препятствующих образовательному процессу.

Сохранить в закладках
ИНТЕГРАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ СРЕДУ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (62) (14 ст.) (2025)
Авторы: Гаязов Альфис Суфиянович, Акчулпанов Юлай Киньябаевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Проблема исследования заключается в выявлении связи между развитием дополнительного профессионального образования и эффективностью инновационной деятельности в регионах. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения кадрового потенциала для успешной реализации инновационных проектов и устойчивого экономического роста регионов, учитывая постоянно обновляющийся характер профессиональных знаний и навыков. Цель исследования - определить взаимосвязь между развитием дополнительного профессионального образования и уровнем инновационной активности в регионах. Методология исследования представляет использование смешанного подхода, сочетающий количественные и качественные методы. Количественный анализ будет проведен на основе статистической обработки данных о количестве обучающихся в программах дополнительного профессионального образования, связанных с инновациями, и показателей экономического развития регионов. Качественные данные будут собраны посредством анализа документов, интервью с представителями образовательных организаций и предприятий-инноваторов. В результате исследования выявлена тесная корреляция между уровнем развития дополнительного профессионального образования в регионе и темпами внедрения инноваций. Полученные данные подтверждают гипотезу о значительном влиянии постоянного повышения квалификации кадров на экономический рост и конкурентоспособность региона. Анализ показал, что инвестиции в дополнительное профессиональное образование окупаются за счет увеличения производительности труда и ускорения инновационных процессов. Данная статья посвящена раскрытию важности создания благоприятной инновационной среды в регионах для современного общества, где основной базой определяется авторами дополнительное профессиональное образование в развитии этой среды. Обсуждаются и обосновываются воздействие уровня образования и квалификации специалистов на формирование кадрового потенциала, необходимого для инновационных процессов, повышение конкурентоспособности регионов и стимулирование создания новых инновационных проектов. Изучены методы и материалы, связанные с организацией дополнительного образования, его влиянием на развитие профессиональных навыков и активизацию инновационного мышления.

Сохранить в закладках
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ТЕМП74 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (62) (14 ст.) (2025)
Авторы: Ильясов Динаф Фанильевич, Буров Константин Сергеевич, Селиванова Елена Анатольевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность поднимаемой в статье проблематики подтверждается анализом педагогической теории и практики образовательной деятельности. Обосновывается необходимость обеспечения профильной направленности общего образования, координации усилий разных организаций в профориентационной деятельности. Констатируется своевременность обоснования и реализации в региональной образовательной системе такого явления, как профильное образование. Указывается, что новые подходы к организации профильного образования нашли свое отражение в «Концепции создания и научно-методического сопровождения функционирования и развития сети профильного образования в Челябинской области», которая получила название «образовательная стратегия ТЕМП74» (далее - образовательная стратегия ТЕМП74)1. Отмечается, что педагогические работники и руководящие кадры региональной системы образования еще не в полном объеме освоили положения и особенности данной образовательной стратегии. В связи с этими обстоятельствами актуализирована необходимость популяризации идей образовательной стратегии ТЕМП74. При постановке цели исследования авторы исходили из предположения о том, что успешность внедрения профильного образования в широкую образовательную практику связывается с реализацией модели регионального института развития образования, который располагает широкими возможностями в осуществлении формального и неформального повышения квалификации. Поставлена цель исследования: обоснование способов популяризации образовательной стратегии ТЕМП74 среди педагогических работников и руководящих кадров региональной системы образования средствами формального и неформального образования. Проведенный анализ литературы указывает на перспективность исследования способов организации профильного образования как новой области педагогического знаний и необходимость популяризации данной идеи в педагогическом сообществе. Методологическим основанием проводимого исследования стали научные положения, обосновывающие содержание и единые подходы к реализации профильного образования в системе общего образования. Представлены результаты, связанные с характеристикой способов популяризации основных положений образовательной стратегии ТЕМП74, основанные на реализации формального и неформального повышения квалификации в рамках деятельности регионального института развития образования. Научная новизна исследования связывается с рассмотрением профильного образования как нового явления в системе образования, которое основано на комплексной реализации профильного обучения, профессиональной ориентации и профессионального обучения. Популяризация идей профильного образования рассматривается как условие, обеспечивающее успешное внедрение рассматриваемой образовательной стратегии в педагогическую практику. Теоретической значимостью обладает развитие представлений о способах популяризация научных психолого-педагогических знаний средствами формального и неформального повышения квалификации. Представлены возможности таких способов формального и неформального повышения квалификации, как разработка и продвижение дополнительных профессиональных программ и модулей, проектирование комплексных карт научно-методического сопровождения. Практическая значимость состоит в описании конкретного содержания и методов реализации способов формального и неформального повышения квалификации, которые могут обеспечивать популяризацию организационных и педагогических стратегий реализации профильного образования. Отмечается значение проводимых мероприятий для принятие управленческих и педагогических решений, направленных на совершенствование профильного образования в региональной системе общего образования.

Сохранить в закладках
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВКИ ПЕДАГОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФОРМЫ ИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (62) (14 ст.) (2025)
Авторы: Барабас Андрей Александрович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Исследование проведено в аспекте повышения качества дополнительного профессионального образования специалистов образовательных организаций. Указываются национальные проекты, ориентирующие руководителей и педагогов школ на непрерывное развитие. Актуализируется значимость практических форм обучения, среди которых стажировка играет значительную роль. Обосновывается важность определения единых требований к разработке содержания программы стажировки. Ставится цель исследования, предполагающая теоретическое обоснование и характеристику принципов проектирования содержания программы стажировки педагогов и руководителей образовательных организаций как формы их дополнительного профессионального образования. Анализ научной литературы позволяет увидеть широкие возможности стажировки в освоении будущими и действующими педагогами и руководителями эффективных технологий обучения и воспитания, управления этими процессами. Констатируется, что стажировка рассматривается как профессиональный лифт, средство социальной адаптации, перспективная форма реализации дополнительного профессионального образования специалистов педагогической отрасли. Методологическим основанием исследования выступают положения деятельностного и андрагогического подходов, согласно которым стажировка должна максимально вовлекать слушателей в процесс освоения и трансляции, получение способов их применения на практике. Результат исследования выражается в разработке принципов проектирования содержания программы стажировки. Указываются принципы содержательного и организационного плана. Первая группа принципов предполагает актуализацию социального заказа, насыщенность ценными знаниями, микрообучение и менторство. Вторая группа принципов ориентирует на обучение слушателей в стиле сторителлинга, иммерсивности и супервизии. Констатируется, что согласно данным принципами процесс повышения квалификации будет осуществляться в соответствии с социальным заказом, насыщаться психолого-педагогическими знаниями, предполагать концентрированное и интерактивное обучение с привлечение эффективных практик педагогов-менторов. Научная новизна исследования состоит в описании перспективных для реализации современных программ стажировок принципов, которые раскрывают содержательные и организационный планы, отражают новые направления концентрированного обучения слушателей. Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении основных положений андрагогического подхода, концепций непрерывного образования педагогов, теорий непрерывного развития личности. Практическая значимость публикации состоит в том, что описанные принципы могут применяться для проектирования содержания программ стажировок, реализуемых в институтах развития образования, центрах непрерывного повышения профессионального мастерства. Предложенный подход может быть полезен при проектировании содержания внутриорганизационного обучения персонала образовательных организаций.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ЗАДАЧА ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Ильясова Ольга Анатольевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В научной статье раскрывается специфика педагогической деятельности, ее многозадачность, подчеркивается высокий уровень коммуникативной нагрузки и ответственности специалистов. Отмечается, что применение психолого-педагогических знаний позволит педагогу не только эффективно выстроить взаимодействие со всеми субъектами образовательных отношений, повысить качество образования, но и сохранить собственное профессиональное здоровье. Утверждается необходимость включения в содержание внутрикорпоративного обучения тематических блоков психолого-педагогической направленности. Актуализируется проблема отсутствия научно обоснованных представлений о проектировании и реализации в общеобразовательных организациях систем внутрикорпоративного обучения, в том числе обеспечивающих овладение педагогами научными психолого-педагогическими знаниями. Ставится цель исследования, заключающаяся в разработке и обосновании содержания внутрикорпоративного обучения персонала в общеобразовательной организации, предусматривающего популяризацию среди педагогов научных психолого-педагогических знаний и их использование в профессиональной деятельности. Анализ научной литературы позволил установить важность и перспективность применения научных психолого-педагогических знаний для повышения качества образования современных школьников. Констатируется значимость включения в программы внутрикорпоративного обучения содержания, расширяющего знания специалистов в области современных достижений психологической и педагогической наук. Обосновывается значение непрерывного профессионального развития для повышения эффективности работы персонала образовательной организации. Методологическим основанием исследования выступают положения П. М. Сенге о самообучающейся организации, в которой развитие коллектива успешно осуществляется в командных видах работы на основе единой корпоративной культуры при совершенствовании системного мышления ее субъектов. Результаты исследования состоят в определении подходов к осуществлению в общеобразовательной организации внутрикорпоративного обучения, ориентированного на освоение педагогами способов результативного применения научных психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности. Охарактеризованы направления совершенствования психолого-педагогических знаний педагогов: а) продуктивное педагогическое взаимодействие с обучающимися, в том числе с особыми контингентами детей; б) педагогическое просвещение родителей, бесконфликтное взаимодействие с семьей; в) профессиональное здоровье педагога, успешное сотрудничество с коллегами. Охарактеризовано содержание данных направлений, определены актуальные тематические линии для изучения специалистами. Обозначены активные методы обучения, направленные на выстраивание командой работы педагогов. Раскрыты информационные ресурсы, выступающие источниками для расширения психолого-педагогических знаний субъектов образования. Научная новизна исследования состоит в разработке содержания внутрикорпоративного обучения персонала в общеобразовательной организации, отражающего способы применения научных психолого-педагогических знаний для решения актуальных задач профессиональной деятельности. Для освоения данного содержания дополнительного профессионального образования предложены творческие методы обучения: педагогический детектив, образовательный театр. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии представлений о непрерывном профессиональном развитии педагогов общеобразовательных организации в части проектирования содержания их внутрикорпоративного обучения, подтверждении роли научных знаний в повышении результативности профессиональной деятельности педагогов. Практическая значимость публикации заключается в целостном представлении нового подхода к проектированию содержания внутрикорпоративного обучения педагогов, основанного на применении научных психолого-педагогических знаний. Предложенная практика может быть востребована при осуществлении межкурсовой подготовки педагогов общеобразовательных организаций, проектировании содержания дополнительных профессиональных программ, реализуемых в институтах развития образования и центрах непрерывного повышения профессионального мастерства учителей.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Жаркова Светлана Валерьевна, Николов Никита Олегович, Беспалова Светлана Григорьевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современная система дополнительного профессионального образования играет важную роль в развитии социума. В первую очередь речь идет об ее участии в реализации крупных федеральных проектов в области образования. В частности, в рамках системы дополнительного профессионального образования осуществляется научно-методическое сопровождения педагогических работников по вопросам решения ключевых задач государственной образовательной политики. Одной из приоритетных задач является повышение школьной успешности обучающихся. Анализ нормативных и научных источников показывает, что для ее решения следует больше внимания уделять применению активных методов обучения. В этой связи ставится цель исследования, связанная с изучением готовности педагогов использовать активные методы для формирования школьной успешности обучающихся. Методология (материалы и методы). Направление исследования определяется идеями А. Н. Леонтьева о ведущей роли деятельности в развитии личности. В частности, предполагается, что готовность к применению активных методов обучения необходимо развивать в рамках педагогической деятельности. Несмотря на очевидность данного предположения у современных педагогов может отсутствовать обсуждаемое внутренне состояние активности использовать анализируемые методы. Для установления причин, препятствующих уверенному применению активных методов обучения, был использован опросный метод (анкетирование), наблюдение, анализ литературы, метод математической обработки статистических данных и обобщение. Выборку исследования составили 40 педагогов образовательных организаций Челябинска и Челябинской области - педагогов начальных классов и педагогов-предметников. Результаты. По итогам научной работы были получены результаты, свидетельствующие о интересе педагогов к применению активных методов обучения для формирования школьной успешности. Вместе с тем были уточнены причины, препятствующие более интенсивному и инициативному применению изучаемой группы методов. Все указанные факты позволили сделать вывод о наличии готовности педагогов использовать активные методы для формирования школьной успешности обучающихся. Научная новизна научной работы определяется выявлением причин, снижающих готовность педагогов использовать активные методы обучения при формировании школьной успешности обучающихся. Также была разработана авторская «Анкета профессиональных затруднений в применении активных методов обучения (АМО)». Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений о критериях профессиональной готовности педагогов. Также научная работа обогащает теоретические позиции теорий о непрерывном профессиональном развитии личности. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная анкета может быть использована при организации входной и итоговой диагностик слушателей системы дополнительного профессионального образования. Перспектива дальнейших исследований связывается с разработкой методических рекомендаций, позволяющих педагогам самостоятельно совершенствовать свою готовность к использованию активных методов обучения.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Волобуева Татьяна Борисовна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Мультимодальное обучение в эпоху цифровизации, актуальных социальных запросов и вызовов приобретает новое значение. Обоснование его востребованности и результативности посредством данных нейронаук и специальных образовательных платформ, проявляет необходимость в повышении квалификации педагогов по этим вопросам. Актуальность темы работы определяется: стабильным вниманием педагогического сообщества к проблематике повышения результативности обучения; ориентацией образования на цифровизацию; ростом популярности дистанционного и смешанного обучения; углублением использования психологических знаний в педагогике. Цель исследования состоит поиске оптимальных конструктов дополнительного профессионального обучения учителей по организации в своей педагогической практике мультимодального образовательного процесса и проверки их эффективности. Методология (материалы и методы). Выбор методов исследования определялся характером решаемых задач: теоретические (изучение научной, психолого-педагогической, методической литературы по теме; анализ педагогической практики в общеобразовательных организациях и в институте развития образования); эмпирические: (наблюдение за процессом повышения квалификации учителей; беседы с педагогами разных категорий, входной и выходной контроль слушателей; онлайн-опрос, онлайн-анкетирование); статистические (анализ данных исследования, определение наличия достоверных различий результатов). Результаты. В статье ставится проблема, которая связывается с важными практическими задачами. На основании анализа последних исследований и публикаций, на которые опирается автор, выделяется не решенные ранее части общей проблемы. В контексте содержания и структуры разработанной и пилотно внедренной институтом развития образования дополнительной профессиональной программы повышения квалификации конкретизируется понятийный аппарат проблемы, выделяются продуктивные форматы мультимодального обучения при очном, смешанном и дистанционном обучении. Актуализируется психологическая платформа мультимодального подхода. Обосновывается целесообразность использования для усиления мультмодальности новейших информационных технологий. Аргументируются интерактивные инструменты и формы организации мультимодальной образовательной среды, ключевыми блоками которой являются мультимодальный контент, мультимодальные педагогические методы, мультимодальное взаимодействие учителя и учащихся, интегрированные форматы обучения. После экспертизы отобраны, разработанные совместно со слушателями, фрагменты чек-листов по теме. Анализируются результаты опроса и анкетирования педагогов. Теоретическая значимость исследования представлена расширением теоретических аспектов и представлений об особенностях структуры и содержания повышения квалификации учителей по вопросам организации мультимодального обучения. Научная новизна исследования представлена описанием базовых процессов дополнительного профессионального обучения по формированию готовности учителей к организации мультимодальности в своей педагогической практике. Практическая значимость заключается в возможности применения предложенных компонентов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в работе с педагогическими кадрами по обучению их организации современного мультимодального образовательного процесса. Заключение. В процессе исследования установлена перспективность организации мультимедийного обучения при освоении дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогов.

Сохранить в закладках
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ ЛЕКТОРА - УЧАСТНИКА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Девятова Ирина Евгеньевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется проблема повышения качества медицинского просвещения взрослых. Населению должна быть доступна экспертная информация о вреде тех или иных факторов и о правильном использовании медицинских и гигиенических знаний. Решение поставленной проблемы обусловливает включение в систему непрерывного профессионального образования медицинских работников повышения их квалификации в области лекторской и просветительской деятельности. Цель исследования - теоретическое обоснование профиля профессиональных компетенций лектора - участника просветительской деятельности медицинского университета и на его основе создание условий для совершенствования лекторской практики в медицинском просвещении населения. Методология (материалы и методы). Для достижения цели исследования применялись системный и деятельностный подходы, позволившие изучить теоретические и практические вопросы подготовки медицинских работников, ориентированных на просветительскую деятельность среди населения, в системе дополнительного профессионального образования. В качестве научного инструмента для достижения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования. Результаты. В ходе исследования делается заключение о необходимости развития теоретической базы для практического решения проблемы обеспечения качества просветительской деятельности в рамках социальной функции медицинского университета. По результатам анализа релевантных публикаций делается вывод, что лекторская практика востребована не только в системе профессионального образования, но и в системе дополнительного образования взрослых. На примере работы Открытого лектория Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ) анализируется необходимость целенаправленного формирования лекторского корпуса из медицинских работников. Представлены характеристики четырех групп требований, определяющих профиль профессиональных компетенций лектора Открытого лектория ЮУГМУ. Данные требования определили разработку дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, целью которой является совершенствование у слушателей компетенций, необходимых для реализации самостоятельной просветительской деятельности среди населения по вопросам здорового долголетия. Статья предназначена для работников системы дополнительного профессионального образования в здравоохранении, научных специалистов, руководителей медицинских организаций.

Сохранить в закладках
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО САМБО ИЗ СТРАН АЗИИ И ОКЕАНИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ТРЕНЕРСКОМ СЕМИНАРЕ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Марянян Сурен Арамович, Табаков Сергей Евгеньевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. На сегодняшний день по статистике международной федерации самбо, популяризация самбо в мире подтверждается ростом числа занимающихся, созданием новых национальных федераций, ожидающих вступления в международную федерацию самбо (FIAS). Однако такое стремительное развитие вида спорта, сталкивается с проблемами квалифицированного кадрового обеспечения системы подготовки спортсменов. Для решения этой проблемы, международная федерация самбо проводит тренерские семинары, мастер-классы для тренеров, спортивных судей, спортивных функционеров, смысл которой, заключается в целенаправленном повышении уровня теоретических знаний специалистов и совершенствования практических навыков, овладения терминологией самбо, в том числе на русском языке, а также детального рассмотрения техники из основных классификационных групп приемов самбо, изучения дидактических принципов и методов обучения. Цель исследования - выявить и проанализировать актуальные проблемы повышения квалификации специалистов по самбо стран Азии и Океании. Методология (материалы и методы). Международный тренерский семинар для представителей стран Азии и Океании проводился на основе серии лекционных и практических занятий. Для контроля уровня знаний и умений тренеров, по завершению семинара было проведено теоретическое тестирование, экспертная оценка техники из классификационных групп приемов самбо, а также анкетный опрос для обеспечения обратной связи и оценки качества образовательного процесса. В работе были использованы следующие виды анкет: очное, групповое (всем респондентам n=17, розданы анкетные листы), сплошное, полузакрытое, анонимное. Результаты. В ходе курсов повышения квалификации все специалисты (n=17) успешно справились с теоретической и практической частью экзамена и получили сертификат, который дает возможность провести аттестацию спортсменов национальных федераций, тренеры овладели терминологией самбо на русском и английском языках, освоили принципы и методы подготовки квалифицированных спортсменов, основы биомеханики при выполнении технических действий и т. д. Все вышесказанное является важной составляющей для развития и популяризации самбо в странах Азии и Океании, а также роста конкурентоспособности спортсменов на международной арене. Особо хочется отметить следующие отзывы от специалистов: актуальна разработка учебно-методических материалов по самбо на других языках (китайском и др.), таких как: специальные учебные пособия, учебники по самбо, интерактивные учебные пособия (обучающие фильмы), образовательные программы, в том числе с возможностью дистанционного обучения и т. д. Специалисты отметили необходимость подробного рассмотрения и изучения дисциплины боевого самбо на тренерских семинарах (техника и тактика в боевом самбо, разрешенные и запрещенные технические действия, анализ соревновательной деятельности). Увеличение количества семинаров и образовательных мероприятий во всем мире и т. д. Научная новизна. Впервые была апробирована структура и содержание курсов повышения квалификации для тренеров стран Азии и Океании. Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании системы подготовки кадров по самбо. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать для подготовки специалистов из различных регионов.

Сохранить в закладках
ЦИФРОВОЙ СЛЕД ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Бояринов Дмитрий Анатольевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. На современном этапе процесса цифровизации образования происходит интенсивное развитие цифрового образовательного пространства, что сопровождается генерацией больших данных, описывающих действия обучающегося и составляющие его цифровой след. Развитие систем искусственного интеллекта позволяет анализировать эти данные в режиме реального времени и использовать результаты анализа для управления педагогической системой. Возникает проблема выявления специфики цифрового следа обучающегося и основных направлений его использования применительно к системе дополнительного профессионального образования взрослых. Цель исследования. Определение содержания понятия «цифровой след обучающегося» применительно к дополнительному профессиональному образованию взрослых. Выявление структуры, основных компонентов и ведущих направлений применения цифрового следа обучающегося применительно к системе дополнительного профессионального образования взрослых. Методология (материалы и методы) В исследовании были использованы следующие комплексные методы: изучение и анализ педагогической литературы, сравнительный анализ опыта организации обучения (в рамках основных и дополнительных учебных программ), основанного на использовании современных цифровых образовательных платформ, в том числе опыта формирования, обработки и анализа цифрового следа обучающегося. Методологической основой нашего исследования является системно-деятельностный подход в обучении, теория контекстного обучения и ориентация на организационно-педагогические условия реализации педагогического процесса. Результаты. В статье рассматриваются понятие цифрового следа обучающегося, его структура, источники формирования и основные направления применения результатов его анализа в учебном процессе. Анализируются взгляды современных исследователей на основные аспекты, связанные с понятием «цифровой след обучающегося» и связанные с ними вопросы. Научная новизна исследования состоит в том, что сформирована система представлений о необходимости включения в цифровой след обучающегося информации, описывающей отдельные аспекты профессиональной деятельности обучающегося и разработано расширенное понятие цифрового следа обучающегося. Теоретическая новизна исследования состоит в том, что существенно расширены представления о структуре, источниках и направлениях использования результатов анализа цифрового следа обучающегося с целью отражения специфики дополнительного профессионального образования взрослых. Традиционная семикомпонентная структура цифрового следа обучающегося дополнена нами тремя новыми компонентами. Расширен перечень источников больших данных, составляющих основу цифрового следа обучающегося. Существенно дополнен перечень основных направлений применения методов анализа образовательных данных. Практическая новизна исследования состоит в том, что разработанная система представлений о сущности, структуре, источниках формирования и направлениях использования цифрового следа обучающегося в дополнительном профессиональном образовании взрослых может служить основой для проектирования содержания и форм и сценариев реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленных на эффективное использование больших данных образовательного характера в управлении педагогическим процессом.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ САМОДИАГНОСТИКИ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: СВАТАЛОВА ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА, Щербаков Андрей Викторович, ОБУХОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, ЗАЙЦЕВА КСЕНИЯ ПАВЛОВНА

Проблема исследования, обоснование ее актуальности. Проблема исследования заключается в недостаточной готовности руководителей дошкольных образовательных организаций (ДОО) к проектированию Программы развития, что может негативно сказаться на качестве образовательного процесса. Актуальность данной темы обусловлена изменениями в образовательной политике, требующими от руководителей способности адаптироваться к новым стандартам и подходам. Готовность к проектированию напрямую влияет на уровень подготовки детей к школе, что делает эту проблему особенно важной. Использование методов самодиагностики позволяет руководителям выявлять сильные и слабые стороны деятельности ДОО, что способствует более эффективному управлению и развитию организаций. В условиях быстро меняющегося образовательного ландшафта профессиональное развитие руководителей становится необходимым для обеспечения качества дошкольного образования. Цель исследования. Целью является систематизация научных представлений о структуре и содержании профессиональной готовности руководителей ДОО к разработке программ развития, выявление и анализ уровня профессиональной готовности руководителей дошкольных образовательных организаций к проектированию Программы развития на основе данных самодиагностики. Методология (материалы и методы). В рамках исследования готовности руководителей дошкольных образовательных организаций (ДОО) к проектированию Программы развития на основе самодиагностики использовались как качественные, так и количественные методы. Основными материалами исследования стали анкеты и опросники, разработанные для оценки уровня профессиональной подготовки, компетенций и личностных характеристик руководителей. К количественным методам относится анкетирование, которое проводилось среди руководителей ДОО с целью сбора данных о их опыте, знаниях и навыки проектирования программ развития. Также использовались методы анализа документов, включая изучение существующих Программ развития ДОО и образовательных стандартов, что способствовало выявлению актуальных требований и рекомендаций. В результате применения данных методов был составлен комплексный профиль готовности руководителей, что послужило основой для дальнейших рекомендаций по повышению их квалификации и эффективности работы. Результаты. В ходе исследования готовности руководителей дошкольных образовательных организаций (ДОО) к проектированию Программы развития на основе самодиагностики были получены экспериментальные результаты в процессе анкетирования руководителей ДОО. Анализ данных показал, что большинство респондентов испытывают трудности в области проектирования программ развития, особенно в аспектах стратегического планирования и оценки эффективности. Более 60% участников отметили необходимость повышения квалификации в данной сфере. Также в ходе исследования была выявлена положительная корреляция между уровнем готовности руководителей и качеством образовательного процесса в учреждениях. Научная новизна заключается в выделения дефиниции «готовность руководителей дошкольных образовательных организаций к проектированию Программы развития на основе самодиагностики». Теоретическая значимость заключается в выявлении и уточнении структурных компонентов понятия «готовность руководителей дошкольных образовательных организаций к проектированию Программы развития на основе самодиагностики». Практическая значимость заключается в возможности использования результатов для совершенствования программ подготовки руководителей, применимостью разработанных рекомендаций в практике управления ДОО.

Сохранить в закладках
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ВЕДУЩЕЙ РОЛИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Соловьева Татьяна Васильевна, ГУЛЕВАТАЯ О.Н.

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования определяется генеральной целью, стоящей перед российским обществом, - формирование национальной суверенной системы образования, единой системы воспитания, что определяет возрастающую роль этнокультурного образования в современной образовательной системе как одного из ведущих средств формирования мировоззрения, воспитания и социально-педагогической поддержки становления и развития гражданина России и делает необходимым повышение результативности работы педагогических коллективов по этнокультурному образованию, совершенствование психолого-педагогических, культурологических, исторических, лингвистических, литературоведческих знаний учителей общеобразовательных школ, а также научно-методическое сопровождение со стороны научных специалистов института развития образования, направленное на совершенствование профессиональных компетенций различных категорий педагогических работников в сфере этнокультурного образования. Цель исследования - выявить основные достижения и проблемы в реализации задач этнокультурного образования в общеобразовательной школе на основе изучения эффективных социокультурных практик (на примере Челябинской области), разработать комплекс мер научно-методического сопровождения, способствующего повышению профессиональных компетенций педагогических работников в сфере этнокультурного образования, разработать инструментарий, позволяющий выявить степень вовлеченности участников образовательного процесса в процесс этнокультурного образования, готовности учителей к применению педагогических и предметных знаний в реализации этнокультурного образования, сформированность запросов многоэтничной и поликультурной образовательной среды. Методология (материалы и методы). Исследование осуществлялось на основе системного, компетентностного, личностно ориентированного подходов к проектированию содержания и реализации этнокультурного образования. Исследование проводится с применением методов анализа и синтеза информации нормативного характера, эмпирических и статистических данных, полученных в результате изучения практики реализации этнокультурного образования и проведения анкетирования участников образовательного процесса (педагогических работников, учащихся, родителей) с целью изучения готовности участников образовательного процесса к освоению этнокультурного содержания образования. Результаты исследования связаны с проведением прикладного научного исследования, в процессе которого осуществляется разработка, теоретическое обоснование и апробация системы реализации этнокультурного образования и использования эффективных педагогических инструментов в процессе социокультурных практик. Результаты исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы при проектировании и реализации этнокультурного образования в общеобразовательной школе, в рамках курсовой подготовки в условиях института развития образования, а также при планировании и реализации иных форм повышения квалификации педагогических работников, в том числе неформальных и информальных. Научная новизна заключается в определении оснований разработки системы подготовки учителей к реализации этнокультурного образования в общеобразовательной школе на основании исследования готовности учителей к применению педагогических и предметных знаний в реализации этнокультурного образования, выявления запросов многоэтничной и поликультурной образовательной среды. Теоретическая значимость состоит в развитии представлений о системе этнокультурного образования. Практическая значимость заключается в обобщении результатов изучения практики реализации этнокультурного образования в Челябинской области, в разработке новых подходов к подбору содержания и форм этнокультурного образования на основе исследования готовности всех участников образовательного процесса (педагогических работников, обучающихся и их родителей) к освоению этнокультурного содержания образования, а также в проектировании и реализации новых подходов к организации повышения квалификации педагогических работников в условиях института развития образования.

Сохранить в закладках
назад вперёд