Архив статей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ЗАДАЧА ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Ильясова Ольга Анатольевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В научной статье раскрывается специфика педагогической деятельности, ее многозадачность, подчеркивается высокий уровень коммуникативной нагрузки и ответственности специалистов. Отмечается, что применение психолого-педагогических знаний позволит педагогу не только эффективно выстроить взаимодействие со всеми субъектами образовательных отношений, повысить качество образования, но и сохранить собственное профессиональное здоровье. Утверждается необходимость включения в содержание внутрикорпоративного обучения тематических блоков психолого-педагогической направленности. Актуализируется проблема отсутствия научно обоснованных представлений о проектировании и реализации в общеобразовательных организациях систем внутрикорпоративного обучения, в том числе обеспечивающих овладение педагогами научными психолого-педагогическими знаниями. Ставится цель исследования, заключающаяся в разработке и обосновании содержания внутрикорпоративного обучения персонала в общеобразовательной организации, предусматривающего популяризацию среди педагогов научных психолого-педагогических знаний и их использование в профессиональной деятельности. Анализ научной литературы позволил установить важность и перспективность применения научных психолого-педагогических знаний для повышения качества образования современных школьников. Констатируется значимость включения в программы внутрикорпоративного обучения содержания, расширяющего знания специалистов в области современных достижений психологической и педагогической наук. Обосновывается значение непрерывного профессионального развития для повышения эффективности работы персонала образовательной организации. Методологическим основанием исследования выступают положения П. М. Сенге о самообучающейся организации, в которой развитие коллектива успешно осуществляется в командных видах работы на основе единой корпоративной культуры при совершенствовании системного мышления ее субъектов. Результаты исследования состоят в определении подходов к осуществлению в общеобразовательной организации внутрикорпоративного обучения, ориентированного на освоение педагогами способов результативного применения научных психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности. Охарактеризованы направления совершенствования психолого-педагогических знаний педагогов: а) продуктивное педагогическое взаимодействие с обучающимися, в том числе с особыми контингентами детей; б) педагогическое просвещение родителей, бесконфликтное взаимодействие с семьей; в) профессиональное здоровье педагога, успешное сотрудничество с коллегами. Охарактеризовано содержание данных направлений, определены актуальные тематические линии для изучения специалистами. Обозначены активные методы обучения, направленные на выстраивание командой работы педагогов. Раскрыты информационные ресурсы, выступающие источниками для расширения психолого-педагогических знаний субъектов образования. Научная новизна исследования состоит в разработке содержания внутрикорпоративного обучения персонала в общеобразовательной организации, отражающего способы применения научных психолого-педагогических знаний для решения актуальных задач профессиональной деятельности. Для освоения данного содержания дополнительного профессионального образования предложены творческие методы обучения: педагогический детектив, образовательный театр. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии представлений о непрерывном профессиональном развитии педагогов общеобразовательных организации в части проектирования содержания их внутрикорпоративного обучения, подтверждении роли научных знаний в повышении результативности профессиональной деятельности педагогов. Практическая значимость публикации заключается в целостном представлении нового подхода к проектированию содержания внутрикорпоративного обучения педагогов, основанного на применении научных психолого-педагогических знаний. Предложенная практика может быть востребована при осуществлении межкурсовой подготовки педагогов общеобразовательных организаций, проектировании содержания дополнительных профессиональных программ, реализуемых в институтах развития образования и центрах непрерывного повышения профессионального мастерства учителей.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Волобуева Татьяна Борисовна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Мультимодальное обучение в эпоху цифровизации, актуальных социальных запросов и вызовов приобретает новое значение. Обоснование его востребованности и результативности посредством данных нейронаук и специальных образовательных платформ, проявляет необходимость в повышении квалификации педагогов по этим вопросам. Актуальность темы работы определяется: стабильным вниманием педагогического сообщества к проблематике повышения результативности обучения; ориентацией образования на цифровизацию; ростом популярности дистанционного и смешанного обучения; углублением использования психологических знаний в педагогике. Цель исследования состоит поиске оптимальных конструктов дополнительного профессионального обучения учителей по организации в своей педагогической практике мультимодального образовательного процесса и проверки их эффективности. Методология (материалы и методы). Выбор методов исследования определялся характером решаемых задач: теоретические (изучение научной, психолого-педагогической, методической литературы по теме; анализ педагогической практики в общеобразовательных организациях и в институте развития образования); эмпирические: (наблюдение за процессом повышения квалификации учителей; беседы с педагогами разных категорий, входной и выходной контроль слушателей; онлайн-опрос, онлайн-анкетирование); статистические (анализ данных исследования, определение наличия достоверных различий результатов). Результаты. В статье ставится проблема, которая связывается с важными практическими задачами. На основании анализа последних исследований и публикаций, на которые опирается автор, выделяется не решенные ранее части общей проблемы. В контексте содержания и структуры разработанной и пилотно внедренной институтом развития образования дополнительной профессиональной программы повышения квалификации конкретизируется понятийный аппарат проблемы, выделяются продуктивные форматы мультимодального обучения при очном, смешанном и дистанционном обучении. Актуализируется психологическая платформа мультимодального подхода. Обосновывается целесообразность использования для усиления мультмодальности новейших информационных технологий. Аргументируются интерактивные инструменты и формы организации мультимодальной образовательной среды, ключевыми блоками которой являются мультимодальный контент, мультимодальные педагогические методы, мультимодальное взаимодействие учителя и учащихся, интегрированные форматы обучения. После экспертизы отобраны, разработанные совместно со слушателями, фрагменты чек-листов по теме. Анализируются результаты опроса и анкетирования педагогов. Теоретическая значимость исследования представлена расширением теоретических аспектов и представлений об особенностях структуры и содержания повышения квалификации учителей по вопросам организации мультимодального обучения. Научная новизна исследования представлена описанием базовых процессов дополнительного профессионального обучения по формированию готовности учителей к организации мультимодальности в своей педагогической практике. Практическая значимость заключается в возможности применения предложенных компонентов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в работе с педагогическими кадрами по обучению их организации современного мультимодального образовательного процесса. Заключение. В процессе исследования установлена перспективность организации мультимедийного обучения при освоении дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогов.

Сохранить в закладках
ВКЛЮЧЕНИЕ В СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОПРОСОВ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Селиванова Елена Анатольевна, Ильясов Динаф Фанильевич

Обосновывается необходимость реализации мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов образовательных организаций. Раскрывается современная специфика педагогической деятельности, риски нарушения профессионального здоровья. Осуществляется обращение к положениям Программы перспективного развития системы образования Челябинской области, в том числе содержащей указания на необходимость включения в программы повышения квалификации вопросов профилактики эмоционального выгорания педагогов. Актуализируется проблема определения оптимальных мер, позволяющих педагогам осваивать и применять эффективные способы профилактики эмоционального выгорания. Предлагается педагогический подход к разработке содержательного модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов и интеграции его в реализуемые дополнительные профессиональные программы. Ставится цель исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании и характеристике принципов проектирования и реализации содержательного модуля по профилактике эмоционального выгорания, включаемого в программы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций. Анализ научной литературы позволил выявить многообразие точек зрения и практик к профилактике эмоционального выгорания, которые целесообразно систематизировать и интегрировать в реализуемые в учреждениях дополнительного профессионального образования программы повышения квалификации педагогов. Констатируется необходимость разработки универсального содержательного модуля, нацеленного на совершенствование способностей педагогических работников образовательных организаций в области преодоления профессиональных стрессов и освоения способов повышения внутренних ресурсов личности. Методологическим основанием исследования выступают положения теории В. В. Бойко о единстве интеллектуального и эмоционального отражения действительности, необходимости развития у специалистов, взаимодействующих с людьми, умений регуляции эмоционального поведения за счет активизации интеллекта, расширения знаний и способов коммуникации. Результаты исследования состоят в выявлении, научном обосновании и характеристике особенностей включения в содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации вопросов профилактики эмоционального выгорания. Представлен модуль «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов», разработанный для программ повышения квалификации педагогических работников. Представлено содержание разделов и тем данного модуля, раскрыты возможности их реализации в разных формах (очной и дистанционной) и с учетом различных трудозатрат слушателей курсов повышения квалификации. Охарактеризованы принципы проектирования и реализации модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Научная новизна исследования состоит в разработке принципов проектирования и реализации модуля по профилактике эмоционального выгорания. Принципы проектирования предполагают опору на научные знания, отражение реальности и универсальность. Реализация содержательного модуля предлагается осуществлять в соответствии с принципами профессиональной заботы, постепенного погружения, интроспекции, ресурсной активации, обмена знаниями. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии научных представлений об актуальных направлениях повышения квалификации педагогических работников, обновлении содержания дополнительных профессиональных программ психолого-педагогическими знаниями, теоретическом обосновании принципов разработки и реализации модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Практическая значимость научной работы заключается в проектировании содержания модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов, интегрирующего оптимальные условия и способы повышения стрессоустойчивости. Предложенная практика может получить применение в реализации программ повышения квалификации различной тематической направленности в системе дополнительного профессионального образования и внутрикорпоративного обучения педагогов, в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов и в рамках их самообразования.

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО КУРСУ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2025)
Выпуск: № 3 (64) (13 ст.) (2025)
Авторы: ЕРЕМИНА Татьяна Юрьевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования определяется необходимостью формирования суверенной системы образования, ориентированной на единство образовательного и воспитательного пространства, что предполагает и повышение требований к уровню профессионализма педагогов. Тенденция на аксиологизацию и гуманизацию образования имеется в региональной системе образования Кировской области, в том числе и в дополнительном профессиональном образовании. Цель исследования - проанализировав методические особенности реализации курса регионоведения в Кировской области, разработать задания для текущего контроля, промежуточной аттестации учителей истории - слушателей курсов повышения квалификации «Особенности преподавания курса «Регионоведение» в общеобразовательных организациях», а также критерии оценки итоговой аттестационной работы. Методология (материалы и методы). Исследование осуществлялось на основе системного подхода к анализу методической особенности преподавания курса регионоведения в школах Кировской области. Исследование проводилось с применением методов анализа и синтеза информации нормативно-правового и научного характера, эмпирических и статистических данных, полученных в результате изучения особенностей преподавания курса «Регионоведение». Анализ показал, что подавляющее большинство школ нашей области используют имеющуюся программу курса регионоведения. Вместе с тем была выявлена проблема недостаточного учебно-методического обеспечения данного курса. Для решения проблемы были проведены курсы повышения квалификации, цель которых - совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области преподавания курса «Регионоведение» через разработку учебно-методических комплектов по курсу. Результаты. Нами были разработаны задания для текущего контроля, промежуточной аттестации слушателей курсов повышения квалификации, а также критерии оценки итоговой аттестационной работы. Педагоги представили комплекты учебно-методических материалов по регионоведению (сценарий занятия, методические рекомендации к занятию, мультимедийная презентация к занятию, рабочий лист занятия). Считаем, что данные УМК могут быть использованы учителями и при изучении учебного курса «История нашего края». Далее мы определим ценностно-смысловые основы изучения региональной истории в целом, а также перспективы развития региональной системы дополнительного профессионального образования по данному стратегическому направлению.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (2025)
Выпуск: № 3 (64) (13 ст.) (2025)
Авторы: Тонких Татьяна Анатольевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Согласно государственным документам в современном образовании внимание должно уделяться не столько достижению учениками академических результатов, сколько развитию их личности, формированию их духовно-нравственной и мировоззренческой культуры. Эффективно решить проблему формирования гражданина, адекватно реагирующего на все жизненные изменения, может педагог-профессионал, обладающий компетенциями в области воспитывающего обучения. Однако в научно-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы подготовки педагогов к реализации воспитательной функции обучения. Цель исследования. Статья предлагает анализ результатов анкетирования педагогов с целью выявления дефицитов в их подготовке к реализации воспитательной функции обучения и определения путей совершенствования компетенций педагогов в области воспитывающего обучения. Методология (материалы и методы). В процессе исследования применялся метод анализа педагогической литературы, посвященной теме «воспитывающего обучения», а также, качественный и количественный анализ эмпирических данных, полученных в результате анкетирования педагогов. Результаты. В статье раскрыта сущность понятия «воспитывающее обучение», определены факторы, влияющие на изменение толкования понятия. Анализ анкетирования позволил выявить уровень подготовленности педагогов к реализации воспитательной функции обучения, а также, знаниевые и компетентностные блоки, в которых имеются пробелы у учителей. В статье намечены возможные пути решения обозначенных в результате анализа проблем. Статья может быть полезна руководителям методических подразделений институтов развития образования, преподавателям курсов повышения квалификации при планировании своей деятельности и учителям-предметникам, заинтересованным в повышении эффективности своей практики воспитывающего обучения.

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОСВОЕНИИ СПОСОБОВ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (2025)
Выпуск: № 4 (65) (14 ст.) (2025)
Авторы: Безносюк Екатерина Владимировна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Педагог дошкольной образовательной организации является ключевой фигурой в вопросах организации воспитания детей дошкольного возраста. Профессионализм педагога в вопросах воспитания подрастающего поколения детерминирует гармоничное развитие личности ребенка со сформированными традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, что является залогом целостности и единства нации. В научной статье период дошкольного детства определен как благоприятный для формирования чувства патриотизма и любви к своей Родине из чего следует потребность поиска эффективных направлений методической поддержки педагогов ДОО в организации данного направления работы. Обосновано, что в соответствии с актуальными нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы организации патриотического воспитания в образовательной среде, закладываются ориентиры по увеличению доли мероприятий патриотической направленности на всех ступенях образовательной системы Российской федерации. В свою очередь данный факт актуализирует совершенствование системы методической поддержки педагогов ДОО в освоении способов воспитания подрастающего поколения. Цель исследования. Обоснование системы методической поддержки педагогов дошкольной образовательной организации в освоении способов воспитания подрастающего поколения. Методология (материалы и методы). Методологический базис исследования строится на ключевых позициях системного, синергетического и деятельностного подхода. Ведущими методами исследования являются анализ, синтез, обобщение и систематизация научных исследований по проблеме исследования. Результаты. В научной статье представлен теоретический анализ ключевых понятий исследования: методическая поддержка педагогов дошкольной образовательной организации и патриотическое воспитание. Установлено, что методическая поддержка педагогов ДОО в освоении способов воспитания подрастающего поколения представляет собой разнообразие видов методической работы, направленных на оказание помощи и поддержки педагогам в формировании патриотической воспитанности и патриотизма у дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников в контексте исследования можно трактовать как системный и целенаправленный процесс формирования у воспитанников патриотического сознания и поведения. Описаны структурные компоненты системы методической поддержки педагогов ДОО в процессе освоения способов воспитания подрастающего поколения с опорой на классическую компонентную структуру педагогического процесса, предложенную Н. В. Кузьминой (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский).

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОКАЗАНИЮ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (2024)
Выпуск: № 1 (58) (2024)
Авторы: Беткер Нагорная Людмила Михайловна, ЕРМАКОВА П.П.

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Принятая в ХМАО - Югре Концепция развития комплексной системы реабилитации, абилитации и комплексного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов в ХМАО - Югре среди перспектив развития выделяет создание служб ранней помощи, детям и их семьям, позволяющих своевременно оказывать поддержку семьям в осуществлении индивидуального образовательного маршрута. Среди задач, обеспечивающих развитие региональной системы ранней помощи в ХМАО - Югре, обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, предоставляющих реабилитационные (абилитационные) услуги лицам с инвалидностью и детям-инвалидам и их семьям. По данным мониторинга ситуации по ранней помощи в ХМАО - Югре в области образования выявлено, что большая часть таких детей получают раннюю помощь в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются центры ранней помощи, усложняются задачи по реализации целевых ориентиров, связанных с достижением результатов по уходу и присмотру детей-инвалидов раннего возраста. При этом остро встает вопрос готовности педагогов к решению задач оказания квалифицированной помощи таким детям, повышения квалификации руководителей и специалистов по ранней помощи детям и их семьям. В рамках создания условий для обеспечения подготовки специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи семьям и их детям, получающим дошкольное образование на региональном уровне запланированы разработка и реализация программ повышения квалификации специалистов по освоению технологий ранней помощи. Цель исследования. Исследование готовности педагогов дошкольных организаций к оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, выявление профессиональных дефицитов в вопросах предоставления ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Методология (материалы и методы). Для достижения поставленной цели использовался метод анкетирования и сравнительного анализа полученных результатов. Был проведен опрос среди 50 слушателей курса повышения квалификации «Организация и предоставление ранней помощи детям дошкольного возраста».

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (2024)
Выпуск: № 3 (60) (2024)
Авторы: Колосова Наталия Николаевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В условиях модернизации российского образования значительно актуализируется проблема развития творческого потенциала как совокупности знаний, умений, личностных качеств педагога, характеризующих его переход на более высокую ступень профессионализма и мастерства, позволяющих обеспечить его готовность к инновационной деятельности, повысить успешность формирования творческой личности обучающихся. Решению этой проблемы способствует организация целенаправленного психолого-педагогического сопровождения. Цель исследования. Теоретически обосновать целостную систему психолого-педагогического сопровождения развития творческого потенциала педагога. Методология (материалы и методы). Методологической основой проведенного исследования являются научные положения системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Для достижения цели использовались методы изучения и теоретико-методологического анализа научных источников, обобщения опыта психолого-педагогического сопровождения педагогов.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (2024)
Выпуск: № 3 (60) (2024)
Авторы: Волобуева Татьяна Борисовна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Данная статья посвящена развитию профессионального интеллекта педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Современное образование требует от педагогов высокой компетентности и гибкости, поскольку требования к образовательному процессу и познавательным способностям учащихся постоянно меняются. Для продуктивной работы педагогам необходимо развивать набор способностей и знаний, позволяющих эффективно принимать решения, урегулировать проблемы, проявлять творческое мышление и успешно взаимодействовать с учащимися. Цель исследования состоит в обосновании системного повышения квалификации по развитию профессионального интеллекта педагогов. Методология (материалы и методы). Исследование основывается на когнитивной психологии и теории развития интеллекта. Использованы как качественные, так и количественные методы. В качестве инструментов для сбора данных применялись онлайн-опросы, анкеты, интервью и наблюдение. Полученные данные анализировались с использованием статистических методов. Результаты. Анализируются прогрессивные исследования и результативный практический опыт по формированию и развитию профессионального интеллекта педагогов. Выделяются успешные подходы и методы по данной проблеме в образовательных системах России, США и Японии. Обоснованы ключевые компоненты профессионального интеллекта: логическое мышление, творческое мышление, понимание рисков и умение управлять временем. Конструируется целевое непрерывное повышение квалификации по развитию у педагогических кадров профессионального интеллекта. Интегрируются предметное содержание учебных модулей и развивающих методов: рефлексивная беседа, тренинги, практикумы, логические разминки, проблемные кейсы, разработка проектов, коллаборативное обучение и другие. Сформирован инструментарий отслеживания результативности развития профессионального интеллекта в процессе повышения квалификации педагогических кадров. Анализируются такие показатели продуктивности обучения слушателей как рост уровня знаний и умений, повышение качества профессиональной деятельности, улучшение отношения к профессии, уровень удовлетворенности процессом освоения дополнительной профессиональной программы. Теоретическая значимость исследования заключается в адаптации результативных подходов развития профессионального интеллекта к повышению квалификации педагогических кадров. Научная новизна исследования представлена постановкой проблемы, методическим обоснованием целевого обучения педагогов в режиме интеллектуального развития. Практическая значимость заключается в возможности применения предложенных методов для развития профессионального интеллекта в процессе повышения квалификации педагогов. Заключение. Результаты исследования показывают важность и результативность целевого развития профессионального интеллекта педагогов в процессе повышения квалификации. Организация систематических занятий, мастер-классов, консультаций, наставничества, использование инновационных методов обучения и современных технологий способствуют совершенствованию педагогических компетенций и укреплению профессионализма работников образования.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: № 4 (61) (2024)
Авторы: Ильясова Ольга Анатольевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Поддержка непрерывного профессионального развития педагогов становится одной из ключевых функцией общеобразовательной организации. Пи этом такое развитие опирается на различные способы формального и неформального повышения квалификации. Их сочетание позволяет выстраивать систему внутрикорпоративного обучения. В статье актуализируется необходимость обеспечении направленности такой системы на развитие конкретных профессиональных потребностей и ценностей педагогов, которые позволяют им активно включаться в реализацию федеральных проектов в сфере образования. Это обеспечивает возможность гибкого реагирования системы внутрикорпоративного обучения на изменения в российском образовании в части достижения целевых установок его развития. Цель настоящей статьи заключается в разработке, теоретическом обосновании и апробации организационно-педагогических условий развития системы внутрикорпоративного обучения педагогов общеобразовательной организации. Анализ научной литературы показывает существенное внимание исследователей к реализации непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе в рамках внутрикорпоративного обучения. Возникает интерес к обоснованию условий его развития в общеобразовательных организациях. Проводимое исследование базируется методологических идеях, обосновывающих возможность создания самообучающейся организации. Констатируется, что данные идеи могут быть применены при развитии систем внутрикорпоративного обучения в общеобразовательных организациях. Основной полученный результат связывается с обоснованием организационно-педагогических условий развития системы внутрикорпоративного обучения: популяризация среди педагогов научных психолого-педагогических знаний, которые поддерживают направленность на решение конкретных педагогических задач; развитие готовности педагогов к продуктивному сотрудничеству в командном взаимодействии; использование в обучении педагогов собственного интегрированного опыта общеобразовательной организации. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что научно обоснованные организационно-педагогические условия могут служить основой для развития системы внутрикорпоративного обучения в общеобразовательной организации. К научной новизне можно отнести предложение новых подходов к развитию системы внутрикорпоративного обучения общеобразовательной организации, основанных на популяризации научных психологических знаний, продуктивном сотрудничестве и обмене знаниями, использовании собственного педагогического опыта. Практическая значимость связывается с возможностями реализации предложенных организационно-педагогических условий при обогащении содержания и проектировании планов и программ профессионального развития педагогических работников общеобразовательных организаций. Также результаты могут быть применены в дополнительном профессиональном образовании при рассмотрении вопросов совершенствования внутрикорпоративного обучения сотрудников.

Сохранить в закладках