Архив статей

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (2025)
Выпуск: № 1 (62) (14 ст.) (2025)
Авторы: Плугина Мария Ивановна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Решение задач, стоящих перед отечественным образованием, включая систему повышение квалификации педагогических кадров, не может осуществляться вне контекста особенностей общей картины мира, нашего общества и тех тенденций, которые характерны для их развития. Наличие такой тенденции как интеллектуализация общества свидетельствует о росте потребности большинства населения в образовательной деятельности, что требует поиска специальных условий, обеспечивающих эффективность функционирования всех элементов непрерывного образования, призванного обеспечить каждому гражданину возможность непрерывного обучения с целью удовлетворения его потребностей в интеллектуальном, культурно-нравственном и личностно-профессиональном развитии. Наиболее актуальной рассматриваемая проблема является для представителей педагогической профессии, т. к. тот, кто учит других, сам должен постоянно учиться, осваивать новые методы, технологии, средства, способы обучения и воспитания подрастающего поколения. Целью данного исследования является обоснование условий, обеспечивающих эффективность функционирования системы повышения квалификации педагогических кадров медицинского вуза. Методология (материалы и методы). Организация и проведение представленного исследования осуществлялась посредством теоретического анализа научной литературы, анкетирования и бесед с преподавателями медицинского университета - слушателями системы повышения квалификации педагогических кадров. Результаты исследования определяются теоретико-методологическим обоснованием роли система повышения квалификации в совершенствовании профессионализма личности и деятельности преподавателей высшей школы, а также анализом условий, реализация которых может обеспечить эффективность функционирования системы повышения квалификации и качество подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности. Установление обратной связи представителей системы повышения квалификации с потребителями образовательных услуг, рассматриваемой в качестве одного из условий, позволило выявить мнение обучаемых и заказчиков о качестве полученного результата, о факторах, способствующих и препятствующих образовательному процессу.

Сохранить в закладках
ИНТЕГРАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ СРЕДУ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (62) (14 ст.) (2025)
Авторы: Гаязов Альфис Суфиянович, Акчулпанов Юлай Киньябаевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Проблема исследования заключается в выявлении связи между развитием дополнительного профессионального образования и эффективностью инновационной деятельности в регионах. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения кадрового потенциала для успешной реализации инновационных проектов и устойчивого экономического роста регионов, учитывая постоянно обновляющийся характер профессиональных знаний и навыков. Цель исследования - определить взаимосвязь между развитием дополнительного профессионального образования и уровнем инновационной активности в регионах. Методология исследования представляет использование смешанного подхода, сочетающий количественные и качественные методы. Количественный анализ будет проведен на основе статистической обработки данных о количестве обучающихся в программах дополнительного профессионального образования, связанных с инновациями, и показателей экономического развития регионов. Качественные данные будут собраны посредством анализа документов, интервью с представителями образовательных организаций и предприятий-инноваторов. В результате исследования выявлена тесная корреляция между уровнем развития дополнительного профессионального образования в регионе и темпами внедрения инноваций. Полученные данные подтверждают гипотезу о значительном влиянии постоянного повышения квалификации кадров на экономический рост и конкурентоспособность региона. Анализ показал, что инвестиции в дополнительное профессиональное образование окупаются за счет увеличения производительности труда и ускорения инновационных процессов. Данная статья посвящена раскрытию важности создания благоприятной инновационной среды в регионах для современного общества, где основной базой определяется авторами дополнительное профессиональное образование в развитии этой среды. Обсуждаются и обосновываются воздействие уровня образования и квалификации специалистов на формирование кадрового потенциала, необходимого для инновационных процессов, повышение конкурентоспособности регионов и стимулирование создания новых инновационных проектов. Изучены методы и материалы, связанные с организацией дополнительного образования, его влиянием на развитие профессиональных навыков и активизацию инновационного мышления.

Сохранить в закладках
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВКИ ПЕДАГОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФОРМЫ ИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (62) (14 ст.) (2025)
Авторы: Барабас Андрей Александрович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Исследование проведено в аспекте повышения качества дополнительного профессионального образования специалистов образовательных организаций. Указываются национальные проекты, ориентирующие руководителей и педагогов школ на непрерывное развитие. Актуализируется значимость практических форм обучения, среди которых стажировка играет значительную роль. Обосновывается важность определения единых требований к разработке содержания программы стажировки. Ставится цель исследования, предполагающая теоретическое обоснование и характеристику принципов проектирования содержания программы стажировки педагогов и руководителей образовательных организаций как формы их дополнительного профессионального образования. Анализ научной литературы позволяет увидеть широкие возможности стажировки в освоении будущими и действующими педагогами и руководителями эффективных технологий обучения и воспитания, управления этими процессами. Констатируется, что стажировка рассматривается как профессиональный лифт, средство социальной адаптации, перспективная форма реализации дополнительного профессионального образования специалистов педагогической отрасли. Методологическим основанием исследования выступают положения деятельностного и андрагогического подходов, согласно которым стажировка должна максимально вовлекать слушателей в процесс освоения и трансляции, получение способов их применения на практике. Результат исследования выражается в разработке принципов проектирования содержания программы стажировки. Указываются принципы содержательного и организационного плана. Первая группа принципов предполагает актуализацию социального заказа, насыщенность ценными знаниями, микрообучение и менторство. Вторая группа принципов ориентирует на обучение слушателей в стиле сторителлинга, иммерсивности и супервизии. Констатируется, что согласно данным принципами процесс повышения квалификации будет осуществляться в соответствии с социальным заказом, насыщаться психолого-педагогическими знаниями, предполагать концентрированное и интерактивное обучение с привлечение эффективных практик педагогов-менторов. Научная новизна исследования состоит в описании перспективных для реализации современных программ стажировок принципов, которые раскрывают содержательные и организационный планы, отражают новые направления концентрированного обучения слушателей. Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении основных положений андрагогического подхода, концепций непрерывного образования педагогов, теорий непрерывного развития личности. Практическая значимость публикации состоит в том, что описанные принципы могут применяться для проектирования содержания программ стажировок, реализуемых в институтах развития образования, центрах непрерывного повышения профессионального мастерства. Предложенный подход может быть полезен при проектировании содержания внутриорганизационного обучения персонала образовательных организаций.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Жаркова Светлана Валерьевна, Николов Никита Олегович, Беспалова Светлана Григорьевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современная система дополнительного профессионального образования играет важную роль в развитии социума. В первую очередь речь идет об ее участии в реализации крупных федеральных проектов в области образования. В частности, в рамках системы дополнительного профессионального образования осуществляется научно-методическое сопровождения педагогических работников по вопросам решения ключевых задач государственной образовательной политики. Одной из приоритетных задач является повышение школьной успешности обучающихся. Анализ нормативных и научных источников показывает, что для ее решения следует больше внимания уделять применению активных методов обучения. В этой связи ставится цель исследования, связанная с изучением готовности педагогов использовать активные методы для формирования школьной успешности обучающихся. Методология (материалы и методы). Направление исследования определяется идеями А. Н. Леонтьева о ведущей роли деятельности в развитии личности. В частности, предполагается, что готовность к применению активных методов обучения необходимо развивать в рамках педагогической деятельности. Несмотря на очевидность данного предположения у современных педагогов может отсутствовать обсуждаемое внутренне состояние активности использовать анализируемые методы. Для установления причин, препятствующих уверенному применению активных методов обучения, был использован опросный метод (анкетирование), наблюдение, анализ литературы, метод математической обработки статистических данных и обобщение. Выборку исследования составили 40 педагогов образовательных организаций Челябинска и Челябинской области - педагогов начальных классов и педагогов-предметников. Результаты. По итогам научной работы были получены результаты, свидетельствующие о интересе педагогов к применению активных методов обучения для формирования школьной успешности. Вместе с тем были уточнены причины, препятствующие более интенсивному и инициативному применению изучаемой группы методов. Все указанные факты позволили сделать вывод о наличии готовности педагогов использовать активные методы для формирования школьной успешности обучающихся. Научная новизна научной работы определяется выявлением причин, снижающих готовность педагогов использовать активные методы обучения при формировании школьной успешности обучающихся. Также была разработана авторская «Анкета профессиональных затруднений в применении активных методов обучения (АМО)». Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений о критериях профессиональной готовности педагогов. Также научная работа обогащает теоретические позиции теорий о непрерывном профессиональном развитии личности. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная анкета может быть использована при организации входной и итоговой диагностик слушателей системы дополнительного профессионального образования. Перспектива дальнейших исследований связывается с разработкой методических рекомендаций, позволяющих педагогам самостоятельно совершенствовать свою готовность к использованию активных методов обучения.

Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ПЛАНОВОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (2025)
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Авторы: Вейдт Валерия Павловна, ЗОРЬКИНА Л.А.

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В последнее десятилетие особое внимание уделяется качеству дополнительного профессионального образования. Реализуемый в 2019-2024 годах национальный проект «Образование» и утвержденные для достижения показателей проекта концептуальные документы стали фактором для разработки и реализации новых моделей повышения квалификации, направленных на обеспечение непрерывного профессионального развития работников системы образования. Национальный проект «Молодежь и дети» также задает высокую планку к уровню развития профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров. Представленная в статье модель повышения квалификации призвана ответить на актуальные вызовы в области подготовки слушателей для повышения качества общего образования. Цель исследования состоит в выявлении ключевых организационно-содержательных особенностей реализации новой модели планового повышения квалификации работников системы образования Калининградской области, соответствующей Ядру ДППО. Методология (материалы и методы). Основным методом исследования стало моделирование. В качестве методологической основы реализации модели планового повышения квалификации выступил компетентный подход и совокупность основополагающих принципов как базовых установок, в соответствии с которыми осуществляется процесс реализации модели на практике (принципы вариативности, андрагогичности, доказательного повышения квалификации, адресности, практической направленности учебных занятий). Результаты. Модель планового повышения квалификации реализуется в соответствии с тремя этапами: на первом - осуществляется диагностика профессиональных компетенций, выявляющая высокий, средний и минимальный уровни профессиональных дефицитов работников региональной системы образования; на втором - организуется проектирование образовательных маршрутов в соответствии с результатами диагностики; на третьем - происходит плановое повышение квалификации согласно разработанному образовательныму маршруту. Уделяется внимание тому, что для качественной реализации модели необходимо включение в деятельность подготовительного и аналитического этапов. В статье приводятся аргументы в пользу эффективности новой модели, а также указываются сложности и ограничения, с которыми можно столкнуться при реализации модели планового повышения квалификации, соответствующей Ядру ДППО.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТНИКОВ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ (2025)
Выпуск: № 3 (64) (13 ст.) (2025)
Авторы: Кисляков Алексей Вячеславович, Щербаков Андрей Викторович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В период глобальной трансформации ценностей, определяющих вектор развития государств и цивилизации, Российская Федерация определила в качестве основ своей государственности российские традиционные духовно-нравственные ценности. Активным субъектом системы воспитания в образовательных организациях является советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Появление новой должности в организациях общего и среднего профессионального образования актуализирует необходимость научного осмысления роли нового субъекта воспитания, его воспитательного потенциала, в условиях взаимодействия с другими субъектами воспитательной деятельности, оценки его профессиональной деятельности. Следовательно, актуальным является определение методологических и нормативных оснований критериев и показателей оценки эффективности деятельности нового субъекта воспитания и на их основе разработки диагностического инструментария. В соответствии с этим цель исследования - разработка диагностического инструментария и оценка эффективности деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, анализ полученных результатов. Методология (материалы и методы). Методологической основой проведенного эмпирического исследования являются идеи функционального и акмеологического подходов, послужившие основой для определения критериев и показателей оценки эффективности деятельности советника по воспитанию. Методами исследования выступили системный анализ научных источников, изучение педагогического опыта, опрос в форме анкетирования, метод относительных величин, первичная педагогическая интерпретация эмпирических данных. Результаты. В исследовании представлены результаты трех опросов, проведенных в период с 2023 по 2024 год. Дано описание критериальных оснований разработанного диагностического инструментария. Определены принципы формирования опросников трех групп респондентов: администрации, педагогического работника, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Представлены результаты опроса, количественный и качественный анализ по каждой группе опрашиваемых. Исследование показало, что высокая эффективность деятельности советника директора по воспитанию в выполнении большинства возложенных на них функций определяется их личной и профессиональной позицией. В заключение сформулированы предложения о дальнейших перспективах исследования. Научная новизна заключается в обосновании возможности использования функционального и акмеологического подходов к оценке эффективности деятельности советника директора по воспитанию. Практическая значимость заключается в апробации диагностического инструментария оценки деятельности советника директора по воспитанию и возможности его использования в системе общего и среднего профессионального образования.

Сохранить в закладках
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВАМ ШКОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 4 (65) (14 ст.) (2025)
Авторы: Красницкая Елена Сергеевна, БЕГАШЕВА ИРИНА СТАНИСЛАВОВНА, Коликова Елена Георгиевна, Коптелов Алексей Викторович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Проблема исследования заключается в необходимости обновления содержания дополнительного профессионального образования для подготовки педагогических и руководящих работников школ к эффективной реализации профильного образования в соответствии с региональными стратегическими ориентирами (на примере стратегии «ТЕМП 74» в Челябинской области). Системе дополнительного профессионального образования педагогических работников необходимо реализовывать динамичные изменения в сфере общего образования. Выявлено противоречие между требованием к реализации эффективного профильного обучения в школах и недостаточным уровнем готовности педагогов к этой деятельности, что обусловлено не в полной мере отвечающим современным вызовам содержанием программ повышения квалификации. Необходимо формировать у педагогов практические компетенции для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий в условиях профилизации. Цель исследования состоит в разработке и представление дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, направленной на совершенствование профессиональных компетенций школьных команд в сфере организации профильного обучения, профориентации и профессионального обучения. Методологической основой работы стала разработка модульной программы повышения квалификации, сочетающей инвариантные (нормативно-правовые, психолого-педагогические, организационные основы) и вариативные модули (для руководителей и педагогов). Методы реализации включают лекции, практические занятия, стажировки, проектирование и использование активных методов обучения с опорой на региональный опыт. В основу исследования положен деятельностный, проектный и ресурсный подходы. Использован комплекс теоретических методов: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме профильного обучения и дополнительного профессионального образования, изучение педагогического опыта, моделирование. В результате создана комплексная программа, структура и содержание которой обеспечивают формирование у слушателей компетенций, необходимых для реализации профильного образования. Программа интегрирует региональный компонент («ТЕМП 74»), знакомит с современными инструментами (цифровые платформы, профориентационные онлайн-ресурсы) и носит практико-ориентированный характер. Заключение: разработанная программа повышения квалификации имеет свой значительный потенциал для подготовки педагогов в области профильного образования. Ключевой задачей на перспективу признано повышение мотивации и вовлеченности самих педагогических и руководящих работников к реализации данной образовательной стратегии. Содержание программы основано на принципах практико-ориентированности, индивидуализации и системности, что является ключевым условием эффективной подготовки педагогических коллективов к реализации профильного образования. Формирует у педагогов не только понимание сути профилизации, но и конкретные умения (технологии, методы, средства) для ее реализации, что в конечном итоге повышает качество образовательных результатов школьников.

Сохранить в закладках
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАСТИЯ В КОНКУРСНОМ ДВИЖЕНИИ (2025)
Выпуск: № 4 (65) (14 ст.) (2025)
Авторы: Серафимович Ирина Владимировна, ВТОРУШИНА АННА ВЛАДИМИРОВНА, ТАТТЫБАЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Статья затрагивает проблемы аксиологической интеграции конкурсов профессионального мастерства в структуру психологической системы профессиональной деятельности молодых педагогов. Обозначена проблема того, что в некоторых ситуациях конкурсы профессионального мастерства, являясь формой дополнительного непрерывного профессионального образования, создают внутреннюю конфликтность у педагогов, тем самым препятствуя профессиональному и личностному развитию. Конкурсы профессионального мастерства рассматриваются с позиции системогенеза деятельности, как способствующие повышению эффективности деятельности и социализации в профессии. Цель исследования. Установить взаимосвязь аксиологических составляющих профессионального мышления и результативности неформального непрерывного профессионального образования молодых педагогов. Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования являются системогенетический и ресурсный подходы. В качестве психологического диагностического инструментария использовался «Опросник терминальных ценностей» (И. Г. Сенин) и описание педагогической проблемной ситуации (М. М. Кашапов, И. В. Серафимович). Основным статистическим методом обработки полученных данных стал коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. Результаты. Установлено, что повышение у конкурсантов ценности креативных решений совместно с духовным удовлетворением, а также высокой значимостью профессиональной сферы сопряжены с увеличением результативности деятельности в конкурсе профессионального мастерства. На основании теоретического анализа и полученных эмпирических данных делается вывод о том, что принципы непрерывного неформального образования, реализующиеся в конкурсном движении, являются необходимыми, но не достаточными условиями для трансформации внешней мотивации молодого педагога во внутреннюю мотивационную детерминацию профессионального развития. Показано, что аксиологические составляющие профессионального мышления молодых педагогов могут рассматриваться как одно из условий преобразования внешней мотивации профессионального развития во внутреннюю, что способствует, в свою очередь преодолению внутренней конфликтности.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННЫХ СОБЫТИЙНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (2024)
Выпуск: № 1 (58) (2024)
Авторы: Задорин Константин Сергеевич, Кисляков Алексей Вячеславович, Щербаков Андрей Викторович, Шушарина Галина Сергеевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Качество профессиональной деятельности педагогов, в том числе сферы дополнительного образования, во многом зависит от условий, которые создаются для развития их профессионализма внутри организации и за ее пределами. Одним из актуальных направлений современной теории и практики повышения квалификации педагогических работников является изучение роли профессиональных сообществ и общностей в развитии профессионализма педагогов. В исследовании авторы уделили внимание принципам и механизмам формирования временных событийных профессиональных общностей, условиям, способствующим развитию профессионализма педагогов дополнительного образования. Педагогическая деятельность педагога дополнительного образования, требует от него проявления знаний и умений как предметного и метапредметного характера, а творчество и индивидуальный стиль деятельности является атрибутом его профессионализма. Педагог сферы дополнительного образования четко понимает мотивационную основу выбора ребенком занятий в детском объединении, где его активность напрямую связана с созданием ситуации успеха в достижении результатов при освоении содержания дополнительной общеобразовательной программы. Именно поэтому исследование потенциала временных событийных профессиональных общностей в развитии профессионализма педагогов дополнительного образования имеет синергийный характер, учитывая специфику как педагогической деятельности педагога сферы дополнительного образования, так и характер формирования и развития данных общностей. Целью нашего исследования является выявление и обоснование условий развития профессионализма педагогов дополнительного образования, включенных в деятельность временных событийных профессиональных общностей. Методологическими основаниями проведенного исследования являются событийный и андрагогический подходы, теоретические основы формального и неформального образования. В исследовании были использованы следующие методы: анализ теоретических и эмпирических исследований, анализ и обобщение педагогического опыта, в том числе собственного опыта научно-методического сопровождения формального и неформального образования педагогов дополнительного образования. Результаты. В исследовании на основе теоретического анализа современных исследований и обобщения личного опыта повышения квалификации педагогических работников определены особенности развития профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, включенных в деятельность временных событийных профессиональных общностей: ценностно-смысловое содержание совместной деятельности, субъектность в самоопределении и самореализации, сотворчество в деятельности, коммуникативная кооперация, рефлексивность проживания, эмоциональная и интеллектуальная насыщенность. Дано описание особенностей реализации этих условий на четырех этапах обучения на курсах повышения квалификации: вовлечение, целеполагание, проектирование действий, анализ результатов. В завершение статьи авторы определяют личностно-профессиональные значимые результаты, достигаемые педагогами дополнительного образования в процессе участия во временных событийных общностях. К таким результатам авторы относят стремление к осознанному и целенаправленному созданию событий в своей профессиональной деятельности, приобретение опыта инициирования и поддержания процессов самости, умение выстраивать событийную общность, овладение умениями выстраивать позиционное взаимодействие для достижения общих коллективных целей, умение презентовать себя в профессиональном сообществе, овладение различными формами и способами организации рефлексии.

Сохранить в закладках
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2024)
Выпуск: № 2 (59) (2024)
Авторы: Буров Константин Сергеевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется проблема необходимости обновления содержания профессиональной ориентации в общеобразовательной организации. С позиции требований профессионального стандарта педагога, федеральных государственных образовательных стандартов содействие профессиональному самоопределению школьников рассматривается как важный вид педагогической деятельности. Ставится цель: выявление содержания деятельности педагогов общеобразовательных организаций, направленного на решение задач профессиональной ориентации обучающихся. Проводится анализ научной литературы, который демонстрирует необходимость изучения компетенций педагогов в части организации профориентационной деятельности. Выявлены методологические идеи, которые обусловливают практико-ориентированный и комплексный характер организации профориентационной деятельности в школе. Научной новизной обладает обоснование положения о том, что содействие профессиональному самоопределению является направлением деятельности всех педагогов, задействованных в обеспечении реализации федерльного государственного стандарта общего образования. Получены результаты в части рассмотрения содержания педагогической деятельности педагогов: выявлены нормативные и научно-педагогические основания совершенствования профориентационной деятельности учителя; рассмотрены применяемые формы и методы работы педагогов, реализуемые в рамках образовательной деятельности, в рамках которых могут решаться задачи содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Теоретической значимостью обладает развитие представлений о знаниях и умениях педагогов, которые обеспечивают результативность реализации задач профессиональной ориентации обучающихся: нормативные установки государственной политики в сфере образования; психолого-педагогические знания о профессиональном самоопределении; представления о формах и методах профориентационной деятельности; особенности работы в профильных классах; организация внеурочной профориентационной деятельности. Практическая значимость состоит в том, что представленные знания об организационных основах и способах осуществления профессиональной ориентации в деятельности учителя могут лечь в основу разработки и совершенствования содержания дополнительных профессиональных программ, направленных на совершенствование компетенций учителя в части осуществления профориентационной деятельности в школе.

Сохранить в закладках
СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (2024)
Выпуск: № 2 (59) (2024)
Авторы: Буров Константин Сергеевич, Барабас Андрей Александрович, Ильясов Динаф Фанильевич, Ильясова Ольга Анатольевна, Баранова Юлия Юрьевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Подчеркивается возрастающая роль дополнительного профессионального образования в совершенствовании профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников, включенных в осуществление задач государственной политики в сфере общего образования. Будучи самостоятельными в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, учреждения соответствующего профиля не располагают научно обоснованными и унифицированными регламентами отбора и представления содержания дополнительного профессионального образования, что отражается на снижении качества разрабатываемых программ, их востребованности в формальном образовании взрослых. В соответствии с этим исследование нацелено на разработку системно обоснованного подхода к структурированию содержания дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Осуществляется анализ научной литературы, который указывает на усиливающийся интерес исследователей к вопросам образования взрослых, наличие предпосылок для теоретического обобщения сложившихся практик в области проектирования содержания дополнительного профессионального педагогического образования. Исследование выполнено в русле системной методологии и андрагогических теорий. Научная новизна исследования заключается в представлении авторского подхода к структурированию содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, основанного на учете объективных и субъективных факторов образования взрослых. Теоретическая значимость находит выражение в дальнейшем развитии представлений о признаках отбора содержания образования взрослых (информативности, полезности, многоаспектности) и их учете при проектировании дополнительных профессиональных программ. Практической значимостью обладает представленный в статье алгоритм структурирования содержания дополнительных профессиональных программ на основе уточнения предмета повышения квалификации на уровне учебных и учебно-тематических планов. Применение алгоритма продемонстрировано на примере проектирования дополнительной профессиональной программы «Содержание и методы педагогического содействия обучающихся психолого-педагогических классов в профессиональном самоопределении».

Сохранить в закладках
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ФОРМАЛЬНЫМ СПОСОБАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (60) (2024)
Авторы: Севрюкова Алла Александровна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Познавательный интерес выступает движущей силой обучения личности. В статье констатируется, что сегодня он не всегда учитывается в процессе повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования. Исходя из этих оснований, актуальность исследования определяется необходимостью поиска действенных средств формирования интереса педагогов к обучению на курсах повышения квалификации. Соответственно, цель исследования состоит в проектировании факторов формирования интереса педагогов общеобразовательных организаций к формальным способам дополнительного профессионального образования. Проводится обзор литературы, посвященной феномену интереса в обучении и способам его формирования у педагогов. Делается вывод о целесообразности разработки специальных средств в рассматриваемом сегменте. В качестве методологических оснований выбраны и аргументированы идеи педагогической теории Джона Дьюи об исключительной важности формировании интереса в обучении, активности обучающегося и метод проектирования. Результатами исследования выступают спроектированные и описанные факторы формирования интереса педагогов к обучению в учреждении дополнительного профессионального образования: на предварительном этапе: осознанность в выборе программы обучения; на начальном этапе: осмысленность результатов исследования, любознательность в осуществлении проспективной рефлексии; на этапе активного обучения: эмоциональность и вовлеченность в занятие; на завершающем этапе: удовлетворенность обучением и желание применять освоенное на курсах в собственной практической деятельности. Научная новизна исследования заключается в выделении и обосновании действия факторов, их влияния на формирование внутреннего и внешней мотивации педагогов к обучению Теоретическая значимость обнаруживается в развитии представлений о совершенствовании дополнительного профессионального образования с использованием факторов формирования интереса педагогов. Практическая значимость связана с возможностью использования описания содержательной наполненности факторов формирования интереса педагогов к обучению в проектировании и проведении занятий со слушателями, осваивающими дополнительные профессиональные программы. Обсуждаются рекомендуемые преподавателям действия, которые поспособствуют успешной реализации спроектированных факторов. Формулируются выводы о проведенном исследовании, излагаются перспективы его развития.

Сохранить в закладках