Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматриваются особенности научно-методического обеспечения непрерывного профессионального развития учителей. Традиционно эту деятельность осуществляют методические службы регионального или муниципального уровней. При этом ярко выраженной результативности качества от приложенных усилий чаще всего не фиксируется. Исследователи предлагают рассматривать вопрос научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников одновременно с повышением квалификации. Учитывая краткосрочность и эпизодичность этого процесса, важно задействовать ресурсы формального, неформального и информального образования взрослых. Целью исследования является определение перспектив развития научно-методического обеспечения непрерывного профессионального развития учителей в контексте возможностей формального, неформального и информального образования взрослых. Задачи исследования включают анализ результатов многолетней реализации программы научно-методического сопровождения реализации ФГОС общего образования специалистами регионального института повышения квалификации, систематизацию затруднений этой деятельности, теоретическое обоснование модели дальнейшего развития значимого для региона процесса. Методология исследования опирается на андрагогический, личностно ориентированный и компетентностный подходы, учитывает идеи средового и системного подходов. Первый из подходов позволяет использовать принципы обучения взрослых, второй способствует акцентированию внимания на личном опыте педагога и вовлечении его в продуктивное взаимодействие с коллегами в комфортном формате, третий служит основой для разработки содержательно-процессуальных аспектов научно-методического обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов. Результаты. Вклад в теорию педагогики состоит в определении возможностей формального, неформального и информального образования взрослых в решении значительного числа задач профессионального развития учителя. Практическая значимость исследования заключается в подготовке обоснованных методических рекомендаций и дидактических материалов для обеспечения непрерывности профессионального развития учителей.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современная система образования, включая религиозное, сталкивается кризисом духовно-нравственных ориентиров, что особенно остро проявляется в деятельности воскресных школ. Несмотря на рост их количества, наблюдается дефицит педагогов, сочетающих профессиональные педагогические компетенции с глубокой духовной зрелостью, что снижает эффективность воспитательного процесса. Данная проблема требует разработки новых моделей повышения квалификации, интегрирующих методическую подготовку с духовным становлением педагога. Цель исследования. Разработка и апробация ценностно ориентированной модели повышения квалификации педагогов воскресных школ, направленной на формирование профессиональной идентичности, основанной на синтезе педагогического мастерства и духовно-нравственных ценностей. Методология (материалы и методы). Исследование проводилось на выборке из 35 педагогов воскресных школ Удмуртской Республики с использованием смешанного дизайна: количественные методы (опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн», шкала Меграбяна, тест «Рука») и качественные (интервью, наблюдение, анализ рефлексивных заметок). Программа «Слушание сердцем» (72 академических часа) включала модули по духовно-нравственному воспитанию и практической апробации авторских методик. Результаты. Участники продемонстрировали статистически значимый рост эмоционального интеллекта (ΔОЭИ = +13,8 балла, p<0,01), снижение уровня агрессии (-10%) и увеличение эмпатийности (+12,2 балла). Качественный анализ выявил трансформацию профессиональной идентичности: 82,8% педагогов использовали в рефлексиях категории «служение», «смирение», «любовь». Практическая апробация показала увеличение использования духовно-нравственных методов на 55% (с 18 до 73% учебного времени). Результаты подтверждают, что ценностно ориентированная модель эффективно формирует не только профессиональные навыки, но и духовно-нравственную зрелость педагога.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения возможностей профессионального развития педагогов и руководителей в условиях конкурсного движения. В статье рассматривается практика регионального конкурса «Флагманский детский сад» в Челябинской области, который стимулирует инновационную активность, обмен лучшими практиками в формате наставничества и формирование профессиональных сообществ. Исследование раскрывает потенциал конкурса как инструмента мотивации и методической поддержки, анализирует его влияние на качество дошкольного образования. Особое внимание уделено выявленным эффектам: росту педагогической инициативы, внедрению перспективных образовательных технологий и созданию сети наставничества. Результаты могут быть использованы для совершенствования системы непрерывного профессионального развития педагогов в других регионах РФ. Цель исследования. Целью исследования является оценка возможностей профессионального развития педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций в рамках регионального конкурса «Флагманский детский сад» в Челябинской области. Это включает в себя изучение влияния конкурса на повышение квалификации участников, обмен инновационными практиками и формирование профессиональных сообществ в формате наставничества, а также разработку рекомендаций по оптимизации конкурсной практики для повышения качества дошкольного образования в регионе. Методология (материалы и методы). В рамках исследования использован комплексный подход, включающий как качественные, так и количественные методы анализа. Изучение нормативных актов, регламентирующих проведение конкурса «Флагманский детский сад», а также материалов, связанных с его организацией и проведением. Это позволит выявить ключевые аспекты возможностей профессионального развития в формате конкурса. Обработка собранных количественных данных с использованием статистических методов для выявления закономерностей и тенденций в профессиональном развитии педагогов Челябинской области. Результаты. Проведенное исследование позволило выявить ключевые эффекты влияния конкурса «Флагманский детский сад» на профессиональное развитие педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций Челябинской области. Для участников были организованы обучающие семинары, консультации экспертов, сформирована система наставничества, что позволило создать устойчивую среду для профессионального роста и обмена лучшими практиками. Реализация конкурса подтвердила его эффективность как инструмента повышения качества дошкольного образования. Разработанные в ходе исследования методические рекомендации по сопровождению участников и постконкурсному внедрению лучших практик могут быть использованы для совершенствования системы дошкольного образования не только в Челябинской области, но и в других регионах РФ. Научная новизна заключается в том, что разработан алгоритм создания стажировочной площадки, необходимый для обеспечения профессионального развития педагогов в контексте деятельности стажировочной площадки «Флагманский детский сад», предложены критерии регионального конкурса «Флагманский детский сад», новизна которых заключается в детализации параметров оценки по каждой номинации конкурса. Теоретическая значимость заключается в развитии представлений о непрерывном профессиональном развитии педагогов и руководителей в условиях конкурсного движения с использованием ресурсов наставнической деятельности. Практическая значимость заключается в разработке и апробации двух алгоритмов, непосредственно применяемых при организации стажировочных площадок на базе дошкольных образовательных организаций: алгоритм создания стажировочной площадки в ДОО с уточнением перечня локальных нормативных документов и алгоритм создания стажировочной площадки на базе победителя конкурса «Флагманский детский сад»». Данные продукты могут использоваться региональными и муниципальными органами управления образованием, методическими службами и руководителями дошкольных образовательных организаций для стандартизации и повышения эффективности деятельности стажировочных площадок.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализируется проблема определения новых способов непрерывного профессионального развития учителей общеобразовательных организаций. Педагогическая поддержка современного учителя в развитии профессионального мастерства продолжает оставаться значимой задачей для дополнительного профессионального образования. В этой связи авторами статьи подчеркивается, что процесс поиска, осмысления и концептуализации оригинальных педагогических решений обеспечивает формирование уникального методического стиля учителя, совершенствование его педагогической техники и такта. Осуществление данного процесса рассматривается в качестве эффективного способа развития педагогического мастерства учителя. Цель проводимого исследования на этом основании определяется как изучение влияния деятельности по обобщению и распространению результативного опыта на активизацию протекания процесса развития педагогического мастерства учителя. В ходе анализа научной литературы выявлен устойчивый интерес исследователей к изучению феномена профессионального мастерства учителя. Установлено, что в системе дополнительного профессионального образования происходит поиск способов педагогической поддержки непрерывного профессионального роста учителя, результатом которого может стать становление педагога-мастера. Методология (материалы и методы). Методологическую основу исследования поддерживают концепции непрерывного образования педагогов, обобщения и распространения педагогического опыта. Основные результаты исследования связаны с рассмотрением ключевых компонентов педагогического мастерства учителя (педагогической техники, педагогического такта, индивидуального стиля деятельности) и определяет его теоретическую значимость. Научная новизна отражается в разработке критериально-уровневых характеристик развития педагогического мастерства учителя, определении эффективных способов его развития. На основе идеи о развитии способов неформального обмена знаниями предлагается нетрадиционный инструмент для совершенствования педагогического мастерства - обобщение и распространение учителем собственного результативного опыта. В рамках проводимого исследования разработан алгоритм обобщения и распространения педагогического опыта. Предложенный алгоритм может быть результативно применен в широкой практике дополнительного профессионального образования учителей, в том числе в условиях их внутриорганизационного обучения. Полученные результаты исследования имеют практическую значимость. Разработанные критериально-уровневые характеристики педагогического мастерства учителя могут быть использованы для совершенствования инструментария аттестации педагогических кадров, разработки оценочных материалов, применяемых в рамках профессиональных конкурсов. Описание этапов алгоритма обобщения и распространения результативного опыта учителя может служить основанием и источников для отбора содержания дополнительного профессионального образования, применяемого в работе с педагогами-новаторами и педагогами-исследователями. Дальнейшие перспективы исследования связываются с разработкой и реализацией дополнительных профессиональных программ, направленных на содействие учителям общеобразовательных организаций в развитии профессионального мастерства, в том числе с использованием способов их включения в процессы обобщения и распространения опыта.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Вхождение Российской Федерации в первую десятку ведущих стран мира по качеству образования, в том числе высшего, обеспечивается внедрением целенаправленной деятельности в условиях образовательных учреждений высшего образования по координированию процесса профессионального роста преподавателей высшей школы. Определено терминологическое содержание понятия «профессиональный рост преподавателей высшей школы», под которым понимается системный и комплексный процесс непрерывного профессионального и личностного самосовершенствования и самореализации преподавателя высшей школы. Цель исследования. Проектирование модели координации профессионального роста преподавателей высшей школы. Методология (материалы и методы). Методологической базой реализации данного исследования выступают ключевые положения аксиологического, системного и деятельностного подходов. В качестве ведущих методов исследования использованы анализ, синтез, обобщение и систематизация научных исследований, а также метод проектирования и моделирования для обоснования содержания модели координации профессионального роста преподавателей высшей школы. Результаты. В научной статье представлено обоснование актуальности проектирование модели координации процесса профессионального роста преподавателей высшей школы. Описано содержание основные структурных компонентов модели координации профессионального роста преподавателей высшей школы: цель, задачи, принципы, технологии координирования, методы и формы координации, а также условия реализации модели координации профессионального роста преподавателей высшей школы. Сделано заключение о том, что дальнейшая экспериментальная проверка обоснованной модели может лечь в основу создания научно-методических центров координации профессионального роста преподавателей высшей школы на базе образовательных учреждений высшего образования.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье раскрываются основные направления и результаты работы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в части подготовки, повышения квалификации специалистов социальной сферы к работе с разными категориями граждан, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении и поддержке. В стремительно меняющемся мире нужна новая стратегия поведения и навыки адаптации к новым социально-экономическим условиям для всех современных людей, но особенно, наиболее уязвимых: детей и стариков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и пожилых с инвалидностью. Цель статьи - показать возможности современной системы дополнительного профессионального образования по работе с социальными работниками и педагогами Республики Татарстан в области их профессионального становления, развития и совершенствования. Приведены примеры обучающих мероприятий: семинаров, эссе, игр и др. В качестве методологических оснований данного исследования выбраны компетентностный и персонализированный подходы и принципы непрерывности, вариативности, персонализации. Исследование позволило получить значимые научные и практические результаты. К научным результатам мы относим разработку и внедрение региональной модели подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социальной защиты населения, включающей в себя подготовку и непрерывное повышение квалификации кадров для сферы социального обслуживания семьи и детей. К практическим результатам мы относим непрерывную методическую поддержку и развитие профессионального уровня специалистов в части освоения и применения современных методов коррекционной и реабилитационной работы через организацию «поддерживающего» обучения на основе всех видов дополнительного профессионального образования и других обучающих мероприятий для специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов, заведующих отделениями социальной помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения и социальных приютов для детей и подростков.