Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализируется проблема определения новых способов непрерывного профессионального развития учителей общеобразовательных организаций. Педагогическая поддержка современного учителя в развитии профессионального мастерства продолжает оставаться значимой задачей для дополнительного профессионального образования. В этой связи авторами статьи подчеркивается, что процесс поиска, осмысления и концептуализации оригинальных педагогических решений обеспечивает формирование уникального методического стиля учителя, совершенствование его педагогической техники и такта. Осуществление данного процесса рассматривается в качестве эффективного способа развития педагогического мастерства учителя. Цель проводимого исследования на этом основании определяется как изучение влияния деятельности по обобщению и распространению результативного опыта на активизацию протекания процесса развития педагогического мастерства учителя. В ходе анализа научной литературы выявлен устойчивый интерес исследователей к изучению феномена профессионального мастерства учителя. Установлено, что в системе дополнительного профессионального образования происходит поиск способов педагогической поддержки непрерывного профессионального роста учителя, результатом которого может стать становление педагога-мастера. Методология (материалы и методы). Методологическую основу исследования поддерживают концепции непрерывного образования педагогов, обобщения и распространения педагогического опыта. Основные результаты исследования связаны с рассмотрением ключевых компонентов педагогического мастерства учителя (педагогической техники, педагогического такта, индивидуального стиля деятельности) и определяет его теоретическую значимость. Научная новизна отражается в разработке критериально-уровневых характеристик развития педагогического мастерства учителя, определении эффективных способов его развития. На основе идеи о развитии способов неформального обмена знаниями предлагается нетрадиционный инструмент для совершенствования педагогического мастерства - обобщение и распространение учителем собственного результативного опыта. В рамках проводимого исследования разработан алгоритм обобщения и распространения педагогического опыта. Предложенный алгоритм может быть результативно применен в широкой практике дополнительного профессионального образования учителей, в том числе в условиях их внутриорганизационного обучения. Полученные результаты исследования имеют практическую значимость. Разработанные критериально-уровневые характеристики педагогического мастерства учителя могут быть использованы для совершенствования инструментария аттестации педагогических кадров, разработки оценочных материалов, применяемых в рамках профессиональных конкурсов. Описание этапов алгоритма обобщения и распространения результативного опыта учителя может служить основанием и источников для отбора содержания дополнительного профессионального образования, применяемого в работе с педагогами-новаторами и педагогами-исследователями. Дальнейшие перспективы исследования связываются с разработкой и реализацией дополнительных профессиональных программ, направленных на содействие учителям общеобразовательных организаций в развитии профессионального мастерства, в том числе с использованием способов их включения в процессы обобщения и распространения опыта.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье анализируется система повышения квалификации тренеров по баскетболу. Система повышения квалификации тренеров по баскетболу направлена на развитие профессиональных и личностных качеств и должна быть выстроена таким образом, чтобы развитие получали все стороны профессии тренера. Для решения поставленной задачи должны быть определены такие обучающие средства, которые бы наиболее оптимально помогли формированию педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации. Цель исследования. Авторами была выделена цель исследования - определить средства формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации. Методология (материалы и методы). В процессе определения средств формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации использован личностно ориентированный подход, так как формирование педагогического мастерства включает в себя развитие профессиональных и личностных качеств тренера по баскетболу. На основе выбранного подхода автором были определены педагогические средства формирования комплекса необходимых нравственных качеств и ценностей, определяющих педагогическое мастерство тренера по баскетболу. Результаты. На основе современных информационных и коммуникационных технологий были выделены две группы средств формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации: информационные и интерактивные. Первую группу составляют такие средства, как учебные пособия, видеоматериал, картинки, графики и др. Ко второй группе относятся: дискуссия, обсуждение, «мозговой штурм», метод case-study и др. Группу интерактивных средств можно отнести как к офлайн-, так и к онлайн-прохождению курса повышения квалификации, в который входит комплекс различных средств, способов и методов, основанных на использовании сети Интернет. Научная новизна. Конкретизировано научное представление о средствах формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации. К первой группе относятся такие средства, которые используются в качестве демонстративного материала и формируют знания в профессиональной сфере тренерской деятельности. Ко второй группе относятся методы и способы, подразумевающие активный социальный контакт и обмен информацией между обучающимися в педагогическом процессе, что заключается в формировании, помимо профессиональных знаний, еще и личностных качеств, среди которых первым выступает коммуникативный навык. Таким образом, информационные средства обеспечивают профессиональные качества тренера по баскетболу, а интерактивные - как профессиональные, так и личностные качества тренера по баскетболу. Теоретическая значимость. Результаты исследования содержат теоретические положения, обогащающие научное представление о средствах формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в условиях повышения требований к ним со стороны общества; обеспечивают понимание особенностей использования информационных технологий в системе повышения квалификации тренеров по баскетболу; составят основу для теоретических обобщений и поиска новых научных подходов к средствам формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу, необходимого для решения задач в условиях популяризации спорта и повышенного интереса к занятию баскетболом. Практическая значимость состоит в направленности его результатов на повышение профессионального уровня тренеров по баскетболу, в доказательстве необходимости определения средств формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу. Определенные в исследовании средства формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу могут быть использованы как при формальном образовании, так и неформальном образовании. На формальном уровне данные средства могут быть применены в профессиональной подготовке в вузе (возможно использование и на очном, и на заочном обучениях) и курсах повышения квалификации, например, в которые входит ежегодное обучение тренеров, проводимое Российской федерацией баскетбола («Академия РФБ») при аттестации тренеров (тренеров-преподавателей) по баскетболу детско-юношеских команд, принимающих участие в соревнованиях РФБ. На неформальном уровне данные средства могут быть внедрены в однодневные лекции и семинары, выступления ведущих тренеров и специалистов на мероприятиях всероссийского и регионального уровней, с целью повышения осведомленности тренеров-слушателей в области теории и практики баскетбола.