Архив статей

ВЛИЯНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГА НА КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (60) (2024)
Авторы: Красницкая Елена Сергеевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Рассмотрение влияния положительной я-концепции педагога на качество преподавания в системе дополнительного профессионального образования сейчас отвечает не только научным интересам, но и современным вызовам педагогического образования. В наше время, когда в образовании процветают стандарты, требования к социальным и личностным ожиданиям заинтересованных сторон, обращение к теме личности педагога, его я-концепции очень ценно. И проблема влияния положительной я-концепции на качество преподавания усложняется еще тем, что усложняются задачи образования. В силу чего спектр трудовых действий педагога и требований к их профессионально-личностным характеристикам также возрастает. На основании нормативно-правовых актов в статье рассматривается положительная я-концепция педагога, как фактор, влияющий на качества преподавания. Наряду с традиционными критериями качества преподавания определено, что позитивное отношение к себе и другим людям, ощущение собственной ценности влияет на качество профессиональной деятельности. Проанализирована психологическая научная литература, связанная с описанием того, что положительная я-концепция педагога имеет значение и влияние на уровень подготовки обучающихся, их мотивацию, эмоциональный фон. В данной статье предлагается диагностический инструментарий на измерение самооценки проведения своего учебного занятия и самооценки своего отношения к себе, жизненной позиции позитивизма. Проведен корреляционный анализ между двумя этими факторами: качество преподавания и положительная я-концепция. Предложено авторское видение положительной я-концепции преподавателя из системы дополнительного профессионального образования, и ее составляющих. Цель исследования. Исследовать влияния положительной я-концепции преподавателя на качество преподавания в системе дополнительного профессионального образования. Задачи состоят в изучении научной литературы; выявлении и обосновании компонентов положительной я-концепции педагога дополнительного профессионального образования и компонентов качества преподавания; определении возможной взаимосвязи качества преподавания и положительной я-концепции педагога дополнительного профессионального образования. Составляется предположение, что качество преподавания будет эффективнее при положительной я-концепции педагога. Методология (материалы и методы). В статье проведен анализ психолого-педагогической литературы, направленный на изучение и изложение понятий «качество преподавания» и «положительная я-концепция», обозначены особенности их содержания и применения в исследовании. Предложены авторские контрольно-измерительные материалы, направленные на изучение качества преподавания и положительной я-концепции. Проводится эмпирическое исследование: анкетирование преподавателей, интерпретация результатов, методы математической обработки с помощью критерия Колмогорова - Смирнова и критериев Спирмена и Стьюдента. Результаты. Исследовано современное состояние проблемы влияние положительной я-концепции педагога на качество преподавания в системе дополнительного профессионального образования; определены и охарактеризованы компоненты положительной я-концепции педагога и качества преподавания, их показатели и уровневые характеристики, что позволяет дополнить теорию дополнительного профессионального образования и составляет научную новизну. Составлен диагностический инструментарий изучения «положительной я-концепции педагога» и «качество преподавания»; представлены результаты взаимосвязи, проведен анализ влияния положительной я-концепции педагога на качество преподавания, что представляет практическую значимость исследования.

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (2024)
Выпуск: № 4 (61) (2024)
Авторы: Репета Л. М.

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается проблема организации дополнительного профессионального образования и методической работы как факторов развития профессиональных навыков педагогических кадров. На основе ряда источников рассмотрено понятие методическое сопровождение педагогов и применение его в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России». Цель исследования. Выявить воздействие управленческих решений, принятых по результатам самодиагностики в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», на развитие профессиональных навыков педагогов общеобразовательной организации. Методология (материалы и методы). Выявлены и описаны на основе самодиагностики дефициты, влияющие на качество профессиональных навыков педагогов. Разработаны, представлены и приняты управленческие решения, позволившие, устранить причины недостаточной работы по развитию профессиональных навыков педагогических работников общеобразовательной организации. Результаты. В данной статье рассматриваются этапы работы педагогического коллектива на основе результатов самодиагностики проекта «Школа Минпросвещения России» по устранению выявленных дефицитов в рамках ключевого условия «Учитель. Школьная команда». Представлена работа проектных групп от момента выявления дефицита до отражения работы в Программе развития и выхода на более высокий уровень по результатам последующих самодиагностик. Научная новизна исследования заключается в разработке универсальных мер, мероприятий и управленческих решений, направленных на устранение выявленных дефицитов и подтвержденных результатами последующей самодиагностики в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», что позволит широко применять их в практической деятельности всех общеобразовательных учреждений.

Сохранить в закладках