Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения возможностей профессионального развития педагогов и руководителей в условиях конкурсного движения. В статье рассматривается практика регионального конкурса «Флагманский детский сад» в Челябинской области, который стимулирует инновационную активность, обмен лучшими практиками в формате наставничества и формирование профессиональных сообществ. Исследование раскрывает потенциал конкурса как инструмента мотивации и методической поддержки, анализирует его влияние на качество дошкольного образования. Особое внимание уделено выявленным эффектам: росту педагогической инициативы, внедрению перспективных образовательных технологий и созданию сети наставничества. Результаты могут быть использованы для совершенствования системы непрерывного профессионального развития педагогов в других регионах РФ. Цель исследования. Целью исследования является оценка возможностей профессионального развития педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций в рамках регионального конкурса «Флагманский детский сад» в Челябинской области. Это включает в себя изучение влияния конкурса на повышение квалификации участников, обмен инновационными практиками и формирование профессиональных сообществ в формате наставничества, а также разработку рекомендаций по оптимизации конкурсной практики для повышения качества дошкольного образования в регионе. Методология (материалы и методы). В рамках исследования использован комплексный подход, включающий как качественные, так и количественные методы анализа. Изучение нормативных актов, регламентирующих проведение конкурса «Флагманский детский сад», а также материалов, связанных с его организацией и проведением. Это позволит выявить ключевые аспекты возможностей профессионального развития в формате конкурса. Обработка собранных количественных данных с использованием статистических методов для выявления закономерностей и тенденций в профессиональном развитии педагогов Челябинской области. Результаты. Проведенное исследование позволило выявить ключевые эффекты влияния конкурса «Флагманский детский сад» на профессиональное развитие педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций Челябинской области. Для участников были организованы обучающие семинары, консультации экспертов, сформирована система наставничества, что позволило создать устойчивую среду для профессионального роста и обмена лучшими практиками. Реализация конкурса подтвердила его эффективность как инструмента повышения качества дошкольного образования. Разработанные в ходе исследования методические рекомендации по сопровождению участников и постконкурсному внедрению лучших практик могут быть использованы для совершенствования системы дошкольного образования не только в Челябинской области, но и в других регионах РФ. Научная новизна заключается в том, что разработан алгоритм создания стажировочной площадки, необходимый для обеспечения профессионального развития педагогов в контексте деятельности стажировочной площадки «Флагманский детский сад», предложены критерии регионального конкурса «Флагманский детский сад», новизна которых заключается в детализации параметров оценки по каждой номинации конкурса. Теоретическая значимость заключается в развитии представлений о непрерывном профессиональном развитии педагогов и руководителей в условиях конкурсного движения с использованием ресурсов наставнической деятельности. Практическая значимость заключается в разработке и апробации двух алгоритмов, непосредственно применяемых при организации стажировочных площадок на базе дошкольных образовательных организаций: алгоритм создания стажировочной площадки в ДОО с уточнением перечня локальных нормативных документов и алгоритм создания стажировочной площадки на базе победителя конкурса «Флагманский детский сад»». Данные продукты могут использоваться региональными и муниципальными органами управления образованием, методическими службами и руководителями дошкольных образовательных организаций для стандартизации и повышения эффективности деятельности стажировочных площадок.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается вопрос о профессиональном становлении начинающего педагога и его закреплении в образовательных организациях. Отмечается проблема формирования педагогического коллектива и повышения профессионального уровня педагогов. Несмотря на рост требований к профессиональному мастерству педагогов, уровень их квалификации остается недостаточным. Педагогический корпус нуждается в обновлении с момента вхождения в профессию. Наблюдается низкая мотивация педагогических работников к совместной деятельности, направленной на их профессиональное развитие. Ставится цель представить результаты апробации технологии наставничества как одного из организационно-педагогических условий обеспечения качественного профессионального сопровождения молодых педагогов. Проводится обзор научных исследований, позволяющий установить значимость применения технологии наставничества в работе с педагогическим корпусом. Учитывается необходимость реализации в полном объеме государственной политики в сфере образования и поиском эффективной модели управления со стороны организации. Анализируются публикации, посвященные вопросу организации формального и информального образования учителей. Методологической основой исследования выступают положения системного и компетентного подходов. В них рассматривается становление психолого-педагогической компетентности молодого педагога. Проведен анализ нормативных документов с целью определения показателей уровня профессионального мастерства педагога. Описание результатов связывается с описанием модели наставнической деятельности, которая представлена авторской Программой наставничества. Программа включает перечень мероприятий по подбору основного педагога-наставника для молодого учителя, по определению наставнических групп с целью определения профессиональной траектории развития начинающего специалиста с учетом его профессиональных возможностей. В статье описан опыт внедрения Программы наставничества. Практическая значимость представленных результатов заключается в возможности их применения при принятии управленческих решений с целью создания условий для профессионального развития педагогов-наставников и закрепления в профессии наставляемых. Обсуждается диагностический инструментарий с целью выявления профессиональных возможностей и дефицитов молодых педагогов.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Наставничество в России, как правило, относят к сфере методической поддержки молодых педагогов и их адаптации. Анализ международного и отечественного опыта развития наставничества в организациях показал, что условием их максимально инновационного развития выступает вовлечение как можно большего числа работников в наставническую деятельность. При этом один наставляемый может взаимодействовать сразу с несколькими наставниками: классическим наставником, тьютором, коучем, ментором, куратором. Один и тот же работник может для одного коллеги выступать в роли наставника, а по отношению к другому - в роли наставляемого. Такая разветвленная система наставничества приобретает характер многофункциональной, комплексной. В Самарской области разработана региональная программа многофункционального наставничества, в которой наставничество предлагается всем педагогам, ориентированным на преодоление своих профессиональных затруднений. При этом предусмотрена возможность иметь несколько наставников для решения разных задач (подготовки к конкурсам, сопровождения индивидуального образовательного маршрута и т. д.), но и у наставника может быть несколько наставляемых (двое, трое, подгруппа). Цель исследования: выявить особенности и обобщить региональные практики наставничества в образовательных организациях Самарской области. Методология (материалы и методы). Для достижения цели исследования применялся комплекс методов: контент-анализ, анкетирование и «изучение и обобщение передового педагогического опыта». Результаты. На основе теоретического анализа научной литературы, анализа документов по организации наставничества и анкетирования в автоматизированной информационной системе «Кадры в образовании. Самарская область» выявлены особенности региональных практик наставничества в системе образования Самарской области.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования связывается с поиском продуктивных подходов к обеспечению непрерывного профессионального развития учителя общеобразовательной организации. Отмечаются преимущества таких способов организации педагогической практики, которые основаны на совершенствовании индивидуального стиля педагогической деятельности. Подчеркивается, что в условиях многозадачности общеобразовательной практики важно обеспечить содействие учителю в становлении индивидуального стиля осуществления профессиональных функций. Перспективными для этого представляются решения, касающиеся определениях регламентов и исходных положений применения ресурсов формального и неформального повышения квалификации. Цель исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании системы педагогических принципов, обеспечивающих содействие учителю в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности. Методология (материалы и методы). Методологию исследования образуют положения деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева) о взаимосвязи сознания и деятельности, развитии личности в системе общественных отношений, единстве динамичности и аутентичности личности. Результаты исследования. Научно обоснованы педагогические принципы содействия учителю в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности: вовлеченности в инновационные образовательные проекты, обращения к цифровым ресурсам коммуникативной направленности, преодоления психологических барьеров активными методами обучения, организации реверсивного наставничества, привлечения к участию в конкурсах профессионального мастерства. Научная новизна заключается в разработке принципов педагогического содействия учителю в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности, которые соотносятся с образовательными инновациями и классическими научными исследованиями. Практическая значимость работы выражается в возможности применения авторского подхода для повышения эффективности формального и неформального повышения квалификации учителей общеобразовательных организаций.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В научной статье обсуждается значимость внедрения инноваций в образовательный процесс. Отмечается, что в ряде школ снижается качество образования в результате неготовности коллективов осваивать новые технологии и методы педагогической работы. Утверждается, что вовлечение педагогов в процесс обмена знаниями позволит уменьшить данную проблему. Актуализируется невысокое стремление педагогов к профессиональному сотрудничеству, затрудняющему обмен знаниями и реализацию инноваций. Ставится цель исследования, предполагающая поиск оснований повышения результативности инновационной деятельности в общеобразовательной организации и обоснование роли обмена знаниями между педагогами для решения данной задачи. Анализ научной литературы способствует пониманию острой необходимости реализации инновационных процессов в современной общеобразовательной организации. Констатируется необходимость установления партнерских отношений в данном процессе. Выявляется роль обмена знаниями в повышении интеллектуального потенциала организации, указываются проблемы и способы их решения при интенсификации процесса обмена знаниями в школе. Методологическим основанием исследования выступают концептуальные положения синергического подхода, согласно которому командная работа дает значительно больший эффект нежели индивидуальные способы решения педагогических проблем. Результат исследования выражается в обосновании влияния обмена знаниями между педагогами на повышение результативности инновационной деятельности в общеобразовательной организации. Указываются элементы процесса обмена знаниями. Охарактеризованы наиболее перспективные для реализации педагогических инноваций формы, методы, средства и продукты процесса обмена знаниями. Представлены индивидуальные и командные способы реализации инновационной деятельности. Показаны применяемые для этого формы обмена знаниями между педагогами, используемые как внутри школьного коллектива, так и за его пределами, а также средства обмена знаниями и другие элементы этого процесса. Обозначены результаты инновационной деятельности, основанной на обмене знаниями между педагогами, среди которых научные публикации, новые проекты, методические разработки педагогов, их активность на цифровых платформах. Научная новизна исследования состоит в описании перспективных для реализации инноваций педагогических процессов. Обоснована роль обмена знаниями между педагогами в повышении результативности инновационной деятельности в общеобразовательной организации. Теоретическая значимость исследования выражена в возможности обогащения представленных в научной литературе форм, методов и средств, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие педагогов. Практическая значимость публикации состоит в том, что описанные элементы обмена знаниями могут внедряться в системы внутриорганизационного обучения школьных коллективов, учреждения дополнительного образования педагогов, центры непрерывного повышения профессионального мастерства учителей.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается проблема организации дополнительного профессионального образования и методической работы как факторов развития профессиональных навыков педагогических кадров. На основе ряда источников рассмотрено понятие методическое сопровождение педагогов и применение его в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России». Цель исследования. Выявить воздействие управленческих решений, принятых по результатам самодиагностики в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», на развитие профессиональных навыков педагогов общеобразовательной организации. Методология (материалы и методы). Выявлены и описаны на основе самодиагностики дефициты, влияющие на качество профессиональных навыков педагогов. Разработаны, представлены и приняты управленческие решения, позволившие, устранить причины недостаточной работы по развитию профессиональных навыков педагогических работников общеобразовательной организации. Результаты. В данной статье рассматриваются этапы работы педагогического коллектива на основе результатов самодиагностики проекта «Школа Минпросвещения России» по устранению выявленных дефицитов в рамках ключевого условия «Учитель. Школьная команда». Представлена работа проектных групп от момента выявления дефицита до отражения работы в Программе развития и выхода на более высокий уровень по результатам последующих самодиагностик. Научная новизна исследования заключается в разработке универсальных мер, мероприятий и управленческих решений, направленных на устранение выявленных дефицитов и подтвержденных результатами последующей самодиагностики в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», что позволит широко применять их в практической деятельности всех общеобразовательных учреждений.