Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Мультимодальное обучение в эпоху цифровизации, актуальных социальных запросов и вызовов приобретает новое значение. Обоснование его востребованности и результативности посредством данных нейронаук и специальных образовательных платформ, проявляет необходимость в повышении квалификации педагогов по этим вопросам. Актуальность темы работы определяется: стабильным вниманием педагогического сообщества к проблематике повышения результативности обучения; ориентацией образования на цифровизацию; ростом популярности дистанционного и смешанного обучения; углублением использования психологических знаний в педагогике. Цель исследования состоит поиске оптимальных конструктов дополнительного профессионального обучения учителей по организации в своей педагогической практике мультимодального образовательного процесса и проверки их эффективности. Методология (материалы и методы). Выбор методов исследования определялся характером решаемых задач: теоретические (изучение научной, психолого-педагогической, методической литературы по теме; анализ педагогической практики в общеобразовательных организациях и в институте развития образования); эмпирические: (наблюдение за процессом повышения квалификации учителей; беседы с педагогами разных категорий, входной и выходной контроль слушателей; онлайн-опрос, онлайн-анкетирование); статистические (анализ данных исследования, определение наличия достоверных различий результатов). Результаты. В статье ставится проблема, которая связывается с важными практическими задачами. На основании анализа последних исследований и публикаций, на которые опирается автор, выделяется не решенные ранее части общей проблемы. В контексте содержания и структуры разработанной и пилотно внедренной институтом развития образования дополнительной профессиональной программы повышения квалификации конкретизируется понятийный аппарат проблемы, выделяются продуктивные форматы мультимодального обучения при очном, смешанном и дистанционном обучении. Актуализируется психологическая платформа мультимодального подхода. Обосновывается целесообразность использования для усиления мультмодальности новейших информационных технологий. Аргументируются интерактивные инструменты и формы организации мультимодальной образовательной среды, ключевыми блоками которой являются мультимодальный контент, мультимодальные педагогические методы, мультимодальное взаимодействие учителя и учащихся, интегрированные форматы обучения. После экспертизы отобраны, разработанные совместно со слушателями, фрагменты чек-листов по теме. Анализируются результаты опроса и анкетирования педагогов. Теоретическая значимость исследования представлена расширением теоретических аспектов и представлений об особенностях структуры и содержания повышения квалификации учителей по вопросам организации мультимодального обучения. Научная новизна исследования представлена описанием базовых процессов дополнительного профессионального обучения по формированию готовности учителей к организации мультимодальности в своей педагогической практике. Практическая значимость заключается в возможности применения предложенных компонентов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в работе с педагогическими кадрами по обучению их организации современного мультимодального образовательного процесса. Заключение. В процессе исследования установлена перспективность организации мультимедийного обучения при освоении дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогов.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Недостаточная разработанность основных технологических этапов освоения алгоритма разработки дополнительных профессиональных программ определяет снижение качества дополнительного профессионального образования в целом. Качество дополнительного профессионального образования педагогов обеспечивается, в первую очередь, качеством программ повышения квалификации, которые должны соответствовать требованиям экспертизы. Однако экспертным советом по дополнительному профессиональному образованию в городе Москве ежегодно отклоняются до 25% программ за несоответствие требованиям, что требует продолжения работы в данном направлении. Цель исследования: проектирование основных технологических этапов освоения алгоритма разработки дополнительных профессиональных программ для повышения эффективности обучения разработчиков программ и региональных экспертов. Методология (материалы и методы). При проведении исследования основополагающими являлись следующие подходы: системно-деятельностный, компетентностный, квалификационный. Исследование было проведено на базе Корпоративного университета московского образования и включало сравнительный анализ дополнительных профессиональных программ и экспертных заключений, интервьюирование авторов программ, экспертов. Было проанализировано 68 программ повышения квалификации, 204 экспертных заключения на программы повышения квалификации, опрошено более 50 разработчиков программ и экспертов.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Подчеркивается возрастающая роль дополнительного профессионального образования в совершенствовании профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников, включенных в осуществление задач государственной политики в сфере общего образования. Будучи самостоятельными в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, учреждения соответствующего профиля не располагают научно обоснованными и унифицированными регламентами отбора и представления содержания дополнительного профессионального образования, что отражается на снижении качества разрабатываемых программ, их востребованности в формальном образовании взрослых. В соответствии с этим исследование нацелено на разработку системно обоснованного подхода к структурированию содержания дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Осуществляется анализ научной литературы, который указывает на усиливающийся интерес исследователей к вопросам образования взрослых, наличие предпосылок для теоретического обобщения сложившихся практик в области проектирования содержания дополнительного профессионального педагогического образования. Исследование выполнено в русле системной методологии и андрагогических теорий. Научная новизна исследования заключается в представлении авторского подхода к структурированию содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, основанного на учете объективных и субъективных факторов образования взрослых. Теоретическая значимость находит выражение в дальнейшем развитии представлений о признаках отбора содержания образования взрослых (информативности, полезности, многоаспектности) и их учете при проектировании дополнительных профессиональных программ. Практической значимостью обладает представленный в статье алгоритм структурирования содержания дополнительных профессиональных программ на основе уточнения предмета повышения квалификации на уровне учебных и учебно-тематических планов. Применение алгоритма продемонстрировано на примере проектирования дополнительной профессиональной программы «Содержание и методы педагогического содействия обучающихся психолого-педагогических классов в профессиональном самоопределении».