Архив статей

ТЕХНОЛОГИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ (2024)
Выпуск: № 1 (58) (2024)
Авторы: МУБАРАКШИНА ЛЮДМИЛА РАФАЭЛОВНА

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается вопрос о профессиональном становлении начинающего педагога и его закреплении в образовательных организациях. Отмечается проблема формирования педагогического коллектива и повышения профессионального уровня педагогов. Несмотря на рост требований к профессиональному мастерству педагогов, уровень их квалификации остается недостаточным. Педагогический корпус нуждается в обновлении с момента вхождения в профессию. Наблюдается низкая мотивация педагогических работников к совместной деятельности, направленной на их профессиональное развитие. Ставится цель представить результаты апробации технологии наставничества как одного из организационно-педагогических условий обеспечения качественного профессионального сопровождения молодых педагогов. Проводится обзор научных исследований, позволяющий установить значимость применения технологии наставничества в работе с педагогическим корпусом. Учитывается необходимость реализации в полном объеме государственной политики в сфере образования и поиском эффективной модели управления со стороны организации. Анализируются публикации, посвященные вопросу организации формального и информального образования учителей. Методологической основой исследования выступают положения системного и компетентного подходов. В них рассматривается становление психолого-педагогической компетентности молодого педагога. Проведен анализ нормативных документов с целью определения показателей уровня профессионального мастерства педагога. Описание результатов связывается с описанием модели наставнической деятельности, которая представлена авторской Программой наставничества. Программа включает перечень мероприятий по подбору основного педагога-наставника для молодого учителя, по определению наставнических групп с целью определения профессиональной траектории развития начинающего специалиста с учетом его профессиональных возможностей. В статье описан опыт внедрения Программы наставничества. Практическая значимость представленных результатов заключается в возможности их применения при принятии управленческих решений с целью создания условий для профессионального развития педагогов-наставников и закрепления в профессии наставляемых. Обсуждается диагностический инструментарий с целью выявления профессиональных возможностей и дефицитов молодых педагогов.

Сохранить в закладках
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (2024)
Выпуск: № 1 (58) (2024)
Авторы: КАРПОВА Ю.В.

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Наставничество в России, как правило, относят к сфере методической поддержки молодых педагогов и их адаптации. Анализ международного и отечественного опыта развития наставничества в организациях показал, что условием их максимально инновационного развития выступает вовлечение как можно большего числа работников в наставническую деятельность. При этом один наставляемый может взаимодействовать сразу с несколькими наставниками: классическим наставником, тьютором, коучем, ментором, куратором. Один и тот же работник может для одного коллеги выступать в роли наставника, а по отношению к другому - в роли наставляемого. Такая разветвленная система наставничества приобретает характер многофункциональной, комплексной. В Самарской области разработана региональная программа многофункционального наставничества, в которой наставничество предлагается всем педагогам, ориентированным на преодоление своих профессиональных затруднений. При этом предусмотрена возможность иметь несколько наставников для решения разных задач (подготовки к конкурсам, сопровождения индивидуального образовательного маршрута и т. д.), но и у наставника может быть несколько наставляемых (двое, трое, подгруппа). Цель исследования: выявить особенности и обобщить региональные практики наставничества в образовательных организациях Самарской области. Методология (материалы и методы). Для достижения цели исследования применялся комплекс методов: контент-анализ, анкетирование и «изучение и обобщение передового педагогического опыта». Результаты. На основе теоретического анализа научной литературы, анализа документов по организации наставничества и анкетирования в автоматизированной информационной системе «Кадры в образовании. Самарская область» выявлены особенности региональных практик наставничества в системе образования Самарской области.

Сохранить в закладках
ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КОРПОРАТИВНЫХ БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ (2024)
Выпуск: № 2 (59) (2024)
Авторы: Юстус Генрих Владимирович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Одной из ключевых проблем развития компетенций современного сотрудника является беспрерывное повышение качества работы современного корпоративного бизнес-тренера, которое вызвано постоянной эволюцией требований к современному сотруднику. Актуальность выбранной темы обусловлена динамичным развитием бизнес-среды, которое требует постоянного обновления и совершенствования профессиональных навыков сотрудников на разных уровнях (от рядовых специалистов до ТОП-руководителей). В связи с этим растет спрос на квалифицированных бизнес-тренеров, способных эффективно проводить разнообразные обучающие мероприятия и комплексно развивать персонал компаний. Однако на сегодняшний день отсутствует единое и централизованное представление о необходимых компетенциях для бизнес-тренера и методах их оценки, что затрудняет процесс подбора и оценки квалификации специалистов в этой тренинговой области. Целью статьи является рассмотрение компетенций, необходимых современному бизнес-тренеру, а также способов их диагностики и дальнейшего развития. Достижение этой цели позволит более четко определить требования к профессиональным навыкам специалистов и экспертов в области бизнес-тренинга и разработать эффективные методики оценки их компетенций. Методология (материалы и методы). Исследование опирается на отечественные научные разработки в области компетенций корпоративных бизнес-тренеров. В основе данного исследования находится комплексный анализ актуальных вакансий на одной из самых крупных платформ (по данным рейтинга Similarweb) по поиску работы и сотрудников - HeadHunter. Описание результатов представлено через перечисление причин разнородности требований к современным бизнес-тренерам, которые работают в корпоративном формате. В процессе исследования стал очевиден вывод, что внутрикорпоративное обучение должно опираться на андрагогический и деятельный подходы, и в основе своей должно использовать принципы гуманистической педагогики и психологии. Качественность обучения персонала невозможна без опоры на фундаментальные знания. Научная новизна заключается в структурировании ключевых компетенций, которые ожидаются у современных бизнес-тренеров. Практическая значимость выражена в возможности формирования унифицированных компетенций корпоративных бизнес-тренеров с последующими диагностирующими и развивающими мероприятиями для разных компаний. Ключевым итогом предстоящей научной работы должно стать повышение качества отбора и предъявляемых требований к корпоративным бизнес-тренерам. Результаты данного исследования обсуждаются в рамках учебного курса по основам тренинговой работы на кафедре гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин в МПГУ.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (60) (2024)
Авторы: Баринова Елена Борисовна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности[1]. Сегодня много говорится о том, что современный преподаватель должен уметь организовывать учебный процесс в цифровой образовательной среде. В статье дана апробированная автором в Институте этнологии и антропологии РАН оценка эффективности применения инструментов цифровой образовательной среды при планировании технических, информационных, кадровых, финансовых и временных ресурсов при организации ДПО, программы которого создаются под конкретные задачи и потребности заказчика. Цель исследования - оценить эффективность применения инструментов цифровой образовательной среды для создания авторских учебных материалов с использованием программно-методических систем освоения образовательной программы. Методология (материалы и методы). В исследовании представлены методические рекомендации по организации дополнительного профессионального обучения и инструменты для создания цифровой образовательной среды, чтобы эффективно обеспечить различные потребности преподавателя и слушателя в процессе организации дополнительного профессионального обучения. Проанализированы особенности специализированных систем для организации учебного процесса, а также дидактические возможности электронных образовательных ресурсов. Результаты. Организация дополнительного профессионального образования требует последовательного решения задач, которые могут быть структурированы в тематические блоки, касающиеся соблюдения нормативных требований, финансового регулирования, содержательного компонента, взаимодействия со слушателями, обеспечения IT-инфраструктуры, продвижения и брендирования. Использование наиболее эффективной системы дистанционного обучения и организации цифровой образовательной среды организации позволяет дать каждому слушателю возможность удобного повышения квалификации и профессиональной переподготовки, поддержания актуальных знаний и навыков в быстроразвивающемся мире. Применение виртуальной обучающей системы Moodle позволяет решить практически любые педагогические задачи. Использование созданного на его основе облачного сервиса Teachbase может стать хорошим решением при выборе системы дистанционного обучения для небольших организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Система iSpring может быть использована для работы с относительно небольшим количеством пользователей, а сервис GetCourse оптимально подходит для решения стандартных задач малобюджетных организаций. Применение цифровой образовательной среды в процессе профессионального обучения позволяет выстроить образовательный процесс под конкретные задачи заказчика и возможности слушателя.

Сохранить в закладках