Архив статей

Зумеры и бумеры: межпоколенная солидарность в современном российском обществе (2024)
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Авторы: Парфенова Оксана Анатольевна, Ирина Сергеевна Петухова

В своем исследовании мы рассматриваем основания и особенности межпоколенной солидарности между современным молодым поколением России (зумерами) и их прародителями (бумерами), принимая во внимание, что зумеры являются первым полностью постсоветским поколением, а бумеры – советским, прошедшим период активной социализации в совершенно иной социально-экономической и политической формации. Поэтому, мы не просто изучаем пространство межпоколенного обмена, но и в некотором смысле преемственность между разными эпохами – безвозвратно ушедшим советским прошлым и текущим настоящим. Материалом для анализа служат 34 интервью с зумерами и 20 интервью с их бабушками/дедушками. Теоретическими основаниями исследования выступают теория поколений и модель межпоколенной солидарности В. Бенгтсона и его коллег. В поддержании солидарности ключевую роль играют нематериальные трансферты, которые заключаются в эмоциональном обмене и поддержке, а также специфической роли обеих сторон. Старшие выступают источником знаний не только о прошлом семьи, но и о прошлом ушедшей эпохи, а младшие служат для своих прародителей надежными проводниками в современный цифровой мир. Такая уникальная экспертность обеих сторон наряду с общей неконфликтностью зумеров позволяет снизить конфликтный потенциал отношений, в которых сталкиваются не просто два поколения, но две совершенно разные эпохи и системы ценностей. Свои отношения с внуками российские бумеры оценивают как более теплые и близкие в сравнении с теми, которые были у них с прародителями.

Сохранить в закладках
К вопросу влияния гаджетизации на семейные отношения (2024)
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Авторы: НОВОСЕЛОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Автор статьи размышляет о проблемах и перспективах широкого распространения гаджетов в современном цифровом мире. Развитие информационных технологий затрагивает все сферы жизни людей, в том числе вносит изменения в супружеские и детско-родительские отношения. В статье рассматривается современная литература и проводится вторичный анализ данных исследований Фонда общественное мнение (ФОМ), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др., касающихся позитивных и негативных аспектов влияния цифровых технологий на семейное взаимодействие. Уделяется внимание особенностям сетевого поведения, онлайн общения как родителей, так и детей, в частности таким проблемам как: гаджетозависимость (гаджет-аддикция), т. е. неконтролируемое пользование гаджетами; фаббинг – привычка погружаться в гаджет во время разговора с оффлайн собеседником и т. д. Гаджеты становятся членами семьи, одушевляются и вписываются в привычный домашний ландшафт. Родители, с одной стороны, пытаются контролировать взаимоотношения гаджет-ребенок, с другой – сами погружены в гаджеты, а также используют их как средство поощрения/наказания, тем самым только повышая ценность девайся в глазах ребенка.

Являясь одним из важнейших атрибутов жизни современного человека, гаджеты отличаются функциональностью, мобильностью и практически непрерывной возможностью выхода в Интернет. Они позволяют преодолеть ограничения реальных контактов, объединяя в себе людей проживающих далеко друг от друга, помогают поддерживать связь с близкими на расстоянии, совмещать трудовую деятельность и воспитание детей, получать новые знания, совершать покупки, не выходя из дома.

Было бы ошибочным оценивать влияние гаджетов на повседневные практики, в том числе семейные по шкале “положительное – отрицательное”. “Гаджетизация” – сложный процесс, требующий пристального изучения.

Сохранить в закладках
Роль блогосферы в конструировании здоровья: польза или вред (часть 2) (2024)
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Авторы: ЛЯДОВА АННА ВАСИЛЬЕВНА

Данная статья является логическим продолжением авторской публикации “Образ здоровья в блогосфере: социологический анализ” (Часть 1) и посвящена исследованию влияния блогосферы на конструирование социальных представлений о здоровье и практиках заботы о нем. Данная тема рассматривается как актуальная, но недостаточно разработанная в отечественном научном дискурсе, вследствие чего, а также с учетом значимости здоровья как важнейшей составляющей общественной и индивидуальной жизнедеятельности, возникает необходимость ее изучения. В работе предпринята попытка анализа особенностей репрезентации образа здоровья и практик здоровьесбережения в блогосфере, а также основных направлений научной дискуссии по данной теме посредством систематизации релевантных отечественных и зарубежных публикаций. По результатам проведенного исследования автором выявлены факторы, направления и способы воздействия блогинга на конструирование социальных представлений о здоровье и практиках заботы о нем.

Сохранить в закладках
Здоровьесбережение как фактор развития личности в контексте социализации (2024)
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Авторы: ОСИПОВА НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА, Семина Татьяна Васильевна

Настоящая статья поднимает проблему общественного здоровья, которое является одной из областей социальной реальности, а также важной сферой жизнедеятельности общества, которая подлежит социальному конструированию. Важной составляющей механизма подобного конструирования является укрепление индивидуального здоровья, конструирование траектории здоровой личности, которые осуществляются в процессе ее социализации. Авторами подчеркивается, что сегодня социализация, вхождение человека в социальную среду через овладение общепринятыми социальными ценностями и нормами, рассматривается как фактор, влияющий на показатели здоровьесберегающего поведения. Соответственно, ее основным структурообразующем элементом должна стать популяризация системы ценностей и установок, имеющих отношение к высшей ценности – здоровью, основанных на убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни. Врачебное сообщество едино во мнении, что активность населения в отношении здоровьесбережения является важнейшим фактором сохранения, восстановления и поддержания здоровья нации. В профессиональной медицинской среде под медицинской активностью принято понимать деятельность людей по отношению как к своему (личному, персональному), так и общественному здоровью. К показателям медицинской активности относят: санитарную грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за медицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическую активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью. Значительное внимание в данной статье уделяется деструктивным факторам, прямо или косвенно влияющим на здоровье современного человека. К ним, прежде всего, относятся переизбыток информации, которая буквально обрушивается из интернета и вызывает синдром информационной усталости и интернет-зависимость, которая плохо влияет на самочувствие человека, ухудшая сон, память, внимание, а отсутствие лечения может привести даже к психическим расстройствам. Одной из важнейших проблем XXI в. является гиподинамия – пониженная активность, которая запускает негативные изменения в работе внутренних органов и систем, ведет к активному росту заболеваний позвоночника, остеохондрозу, обострению хронических патологий и неизбежно приводит к ожирению. В последнее время во всем мире наблюдается рост частоты ожирения у детей и подростков: 25% подростков имеют избыточную массу тела, а 15% страдают ожирением. Избыточный вес в детстве – значимый фактор ожирения во взрослом возрасте: 50% детей, имевших избыточный вес в 6 лет, становятся тучными во взрослом возрасте, а в подростковом возрасте эта вероятность увеличивается до 80%. Очевидной социальной проблемой, с которой сталкиваются люди, страдающие ожирением, является стигматизация людей в зависимости от параметров тела, которую существенно облегчают цифровые информационные технологии. Наряду с ожирением серьезный вред здоровью человека наносят алкоголизм, наркомания и табакурение – факторы, которые становятся самой злободневной проблемой в нашем обществе. Авторы утверждают, что в основу формирования ценностных ориентиров в отношениях личности и общества, которых должен быть заложен системный подход, который осуществляется путем систематических реализации различных мероприятий и национальных проектов, направленных на повышение продолжительности жизни, укрепление общественного здоровья в период от младенчества до пожилого и старческого возраста.

Сохранить в закладках
Концептуализация понятия “прекариат” в рамках отечественной социологии (2024)
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Авторы: БАРАНОВ НИКОЛАЙ ВАДИМОВИЧ

Целью статьи является выявление специфики изучения представителей прекариата и его концептуализации в рамках отечественной социологии.

В рамках статьи анализируется «теоретический раскол», который существует в отечественной социологии относительно концептуализации понятия «прекариат». На основании анализа работ социологов, принадлежащим двух подходам были сформулированы черты, характеризующие прекариат как социально-экономическую группу и как полноценный социальный класс. Также автором обозначены черты прекариата, разделяемые представителями обеих подходов.

В конце статьи выдвигается формулировка прекариата как формирующегося класса и выделяются два аспекта, которые могут способствует интеграции его представителей в современное российское общество.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ МЕДИКАЛИЗАЦИИ ВОЗРАСТА НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЗДОРОВЬЕ И СТАРЕНИИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ (2024)
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Авторы: Галкин Константин Александрович

В статье рассматриваются особенности влияния медикализации на индивидуальные представления пожилых людей о своем собственном здоровье. Эмпирическую базу исследования составили 60 интервью с пожилыми жителями Санкт-Петербурга различных поколений 65+ и 75+ по 30 интервью с представителями каждого поколения. Основной метод анализа-тематический. В ходе исследования было определено, что в России пожилой возраст неразрывно связан с медикализацией этого состояния и пожилые люди образуют особую группу, которая постоянно подвержена проблеме медикализации возраста. В ходе исследования нами выяснено, что дискриминация пожилых людей исходя из плохого здоровья в пожилом возрасте присутствует, как в рамках приватного общения с родственниками и близкими так и распространенна в различных дискурсах в СМИ и активно поддерживается врачами и другими медицинскими работниками. Нарративы интервью обозначили важную проблему, а именно связь пожилого возраста и плохого самочувствия, что становится причиной определения своего пожилого возраста самим пожилыми людьми как времени проблем и сложностей со здоровьем. Сама проблема медикализации крайне значима и труднорешаема на данном этапе. Проблема медикализации пожилого возраста приводит к тому, что в обществе начинает развиваться барьеры для пожилых людей и пожилой возраст воспринимается с позиции минимизации возможных проблем, связанных со здоровьем. Значимым в данном случае выступает проведение дальнейших социологических исследований ориентированных на анализ особенностей медикализации и возможности минимизации данной проблемы в российском обществе и повсеместно в мире.

Сохранить в закладках
Особенности стремления к росту социального капитала личности в регионах России (2024)
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Авторы: БАРКОВА АННА СЕРГЕЕВНА

Среди наиболее сильно влияющих на социальный капитал личности факторов выделяют количество и качество социальных контактов, наличие образования и внутренние установки индивида. Человек с большим социальным капиталом более решителен и готов к изменениям, потому что уверен в собственных силах и умении адаптироваться к новым условиям жизни. В статье исследуется вопрос взаимосвязи величины социального капитала и местонахождения индивида. Регионы Российской Федерации различны по качеству жизни. Между ними также существует пространственное и цифровое неравенство, которое проявляется как в неравных доходах населения, так и в разных условиях жизни, климате, доступности современных технологий. Жители каждого региона имеют неравные возможности в удовлетворении своих бытовых потребностей. Стремление индивида изменить текущий порядок вещей с помощью переезда в другой регион можно представить как показатель величины социального капитала. Чем решительнее индивид настроен изменить свою реальность, тем более развит его социальный капитал. Оценка желаний и стремлений производилась через анализ поисковой активности пользователей Интернета в разных регионах России. Были отобраны 6 лидеров и 6 аутсайдеров рейтинга субъектов России по качеству жизни. Жители регионов с самым низким качеством жизни больше остальных заинтересованы в получении высшего образования. Для них оно является реальной возможностью совершить переезд в другой регион и изменить свою жизненную позицию. Таким образом, проявляется парадоксальная ситуация: чем в более худших условиях живёт индивид, тем лучше у него развит социальный капитал.

Сохранить в закладках
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ (2024)
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Авторы: Мещанинова Евгения Юрьевна

В статье анализируется гендерный аспект отношения к деньгам и выбору финансовых стратегий поведения. Множество проблем, имеющих отношение к финансам, связаны не с деньгами как таковыми, а с отношением к ним индивидов. Несмотря на наличие общих характеристик ценностно-смыслового отношения к феномену денег у мужчин и женщин, они по-разному воспринимают некоторые явления экономической реальности. По данной тематике имеются определенные наработки в психологии и социальных науках, однако гендерные особенности восприятия денег по-прежнему остаются слабо изученными. В статье дается краткое описание результатов зарубежных и отечественных исследований в данном направлении, а также приводятся данные опроса студентов МГУ имени М. В. Ломоносова, проведенного автором в мае-июне 2023 г. Анализ данных социологического опроса показал, что девушкам в большей степени свойственно тревожиться относительно денежных вопросов и они чаще недовольны своим материальным положением. Это обуславливает и разницу финансовых стратегий юношей и девушек. Студенческая молодежь выражает желание увеличить свои доходы, однако стремление сохранить имеющейся доход больше свойственно мужской части студенчества, а настрой на увеличение уже имеющихся накоплений – женской. Для юношей деньги важны как основное условие для успеха и самореализации. Для девушек деньги являются в большей степени средством для достижения чувства свободы и безопасности. Указанные особенности влияют и на финансовые практики респондентов. Так, например, практика ведения доходов-расходов более свойственна студентам мужского пола. Девушкам в меньшей степени присуща точка зрения, что зарабатывание денег требует значительной отдачи в плене усилий, поэтому для того, чтобы много зарабатывать нужно больше работать. У студенток на вопрос о выборе стратегии финансового поведения самым популярным ответом стало утверждение «лучше меньше работать и больше зарабатывать».

Сохранить в закладках
Современная российская деловая культура: “особый” путь развития или заимствование “чужих” управленческих практик? (2024)
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Авторы: Гавриленко Ольга Владимировна

В последние годы активизировались научные дискуссии об “особом” пути развития России, о необходимости сохранения национальной идентичности и вреде бездумного копирования и заимствования “чужих” практик как в политической и экономической сферах, так и в сфере культуры, о необходимости возврату к традиционным духовно-нравственным ценностям. Российская деловая культура имеет интересную историю развития: дореволюционный период с особым кодексом ведения бизнеса и опорой на ценности православия; советский период с ценностями коллективизма, приоритета общего над частным, строгим иерархическим порядком; ранний постсоветский период с несистемными попытками вырастить “западные” компании из советских предприятий, “слепым” копированием западного опыта ведения бизнеса, приватизацией и разрушением “старого порядка” и патерналистской системы отношений с властью; наконец, современный период развития российской деловой культуры, когда в результате сначала бурной активизации международной деятельности и усиления контактов с зарубежными организациями, а затем вынужденного разрыва деловых связей с организациями “недружественных” стран, выстроилась достаточно самобытная деловая культура, имеющая ряд специфических черт и характерную “двойственность” (одновременно коллективизм и индивидуализм, маскулинность и феминность, ориентация на задачу и на человека, моноактивность и полиактивность, полихронно-синхронная организация рабочего времени, долгосрочность и краткосрочность ориентации, сочетание централизации и децентрализации, ориентация на индивидуальные достижения и на предписанный статус). Характерными чертами современной российской деловой культуры являются высокая дистанция власти и принятие индивидами сложившегося иерархического порядка, уважение к статусу, зависимость бизнеса от власти, негативное отношение со стороны персонала к риску и изменениям и спокойное восприятие неопределенности менеджерами, активное использование неформальных связей и опора на межличностные отношения в деловом взаимодействии, высококонтекстуальность, партикуляризм и т. п.

Сохранить в закладках
Вызовы общества второй половины хх века и классовый анализ: концепция Э. О. Райта (2024)
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Авторы: Батуренко Светлана Алексеевна

Данная статья посвящена творчеству американского ученого Эрика Олина Райта. Актуальность статьи обусловлена изменениями системы социальной стратификации, происходящими в современных обществах, а также многочисленными попытками ученых разработать релевантные подходы для изучения социальной структуры. Американский социолог исследовал проблемы трансформации классовой структуры, что отражено в большом количестве его научных публикаций. Его видение системы социальной стратификации современных обществ отличается оригинальностью и основано на большом фактическом материале. Для Райта интерес представляло не только американское общество, он участвовал в международных сравнительных исследованиях, а также посещал Россию и Украину с целью изучения социальной структуры. В статье рассматриваются основные положения классовой теории Э. О. Райта. Американский социолог последовательно продвигается в своем анализе от категорий «класс» и «эксплуатация» к исследованию новых средних классов и к созданию собственной целостной теории противоречивых классовых позиций. Автор статьи предприняла попытку проследить исследовательскую логику известного американского социолога, а также показать его успехи в осуществлении точного и подробного пересмотра различных классовых теорий, и с учетом собственных эмпирических исследований выстроить одну из самых популярных в современной науке классовых теорий.

Сохранить в закладках
Современная российская молодежь как целевая аудитория деструктивной пропаганды (2024)
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Авторы: Дорцева Елена Владимировна

Настоящая статья посвящена социологическому анализу широкого круга проблем, связанных с феноменом пропаганды, осуществляемой преимущественно в деструктивной форме с целью воздействия на современную российскую молодежь.

Автор соглашается с классиками общественно-политической мысли в том, что «все стороны человеческой жизни пронизывает пропаганда — механизм широкомасштабного распространения идей», направленный на формирование или изменение представлений об окружающей действительности у широких социальных групп. При этом подчеркивает, что в основе пропаганды часто лежит идеология, но если идеология представляет собой связную систему идей и представлений, то пропаганда — это активное их распространение в различных, порой достаточно агрессивных формах, рассчитанных на конкретную аудиторию, которой наиболее часто служит молодежь.

В статье констатируется, что после распада СССР, в условиях идеологического вакуума, понятие пропаганды полностью исчезло из отечественного общественного дискурса, поэтому современная молодежь не имеет адекватных представлений о его содержательном наполнении. В подтверждение приводятся результаты социологического опроса, проведенного среди студентов социологического факультета МГУ, которые показали, что в студенческой среде превалируют неверные представления о сути данного феномена.

Автор проводит разграничение между конструктивной и деструктивной пропагандой, к характерным чертам которой относит навязывание определенных взглядов, которые в дальнейшей перспективе должны привести к целям, преследуемым субъектами пропаганды. В их числе — разжигание розни, эскалация социальных конфликтов, обострение социальных противоречий, формирование антигуманистических убеждений, погружение людей в трясину социального зла, конфронтацию друг с другом.

Преимущественным объектом деструктивной пропаганды является молодежная аудитория с несформированной или деконструированной системой ценностей, не обладающая критичным мышлением или специальными аналитическими навыками, но подверженная при этом эмоциональным, психическим и, особенно, информационным перегрузкам. Важнейшим субъектом деструктивной пропаганды на российскую молодежь традиционно являются идеологи спецслужб иностранных государств и международных организаций, использующие так называемых «агентов влияния» или «иностранных агентов» (в современной терминологии).

В статье детально рассматриваются механизмы, которые применяют субъекты деструктивной пропаганды для формирования желательных им взглядов, ценностей, убеждений у современной российской молодежи. Автор приходит к выводу, что способы и модели деструктивного пропагандистского воздействия претерпели значительные изменения в эпоху становления электронно-цифровой цивилизации. В основе «цифровой» пропаганды лежат характерные черты, отличающие этот специфический коммуникационный процесс, в который все активнее включаются «новые медиа», пользующиеся огромной популярностью у молодежной аудитории, особенно студенческой.

Сохранить в закладках
Образ московского университета в сознании студентов: опыт эмпирического исследования (2024)
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Авторы: ОСИПОВА НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА, ЕЛИШЕВ СЕРГЕЙ ОЛЕГОВИЧ, КАНЕВСКИЙ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ

Данная статья подготовлена коллективом авторов социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках подготовки к 270-летию Московского университета. В основу статьи легли обработанные и проанализированные данные социологического исследования “МГУ глазами студентов социологического факультета”, проведённого сотрудниками социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в декабре 2023 года. В рамках исследования опрошено в общей сложности 679 студентов. В дополнение к количественной составляющей, важной частью исследования стал анализ эссе студентов, в которых они описывали свои впечатления от поступления и обучения в МГУ. Цель исследования заключалась в том, чтобы на базе анализа мнений студентов о критериях выбора вуза для получения высшего образования, о различных аспектах собственно образовательного процесса и перспективах трудоустройства, создать целостное представление об отношении обучающихся к Московскому университету, о его миссии в развитии России и российской науки, а также об их собственных жизненных траекториях. В рамках исследования было изучено мнение студентов относительно определяющих факторов при выборе ими вуза для поступления, проанализированы причины, которые способствовали их выбору непосредственно Московского университета в качестве места для получения высшего образования. Была показана взаимосвязь между выбором студентами Московского университета и опытом обучения в МГУ их родственников или друзей, проранжирована значимость элементов университетской жизни, в том числе внеучебной деятельности, имеющих наибольшее значение для студентов. Отдельно в статье были рассмотрены вопросы, связанные с трудоустройством выпускников и ожиданиями от будущей профессии.

Сохранить в закладках
назад вперёд