EISSN 1995-042X
Язык: ru

Архив статей журнала

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (2024)
Выпуск: Т. 18 № 2 (111) (2024)
Авторы: КАЛАБКИНА Ирина Михайловна, ЗАВЬЯЛОВА Дарья Дмитриевна

В статье рассматривается процесс внедрения бенчмаркинга в работу туристского предприятия. Даётся трактовка данной категории, её отличие от термина «бенчмаркетинг». Предлагается список зарубежных и российских авторов, занимающихся данной проблемой. Рассматриваются типы бенчмаркинга, которые могут применяться в туристской деятельности. В процессе внедрения бенчмаркинга предлагается учитывать определённые особенности, характерные для туристской отрасли: нельзя сравнивать предприятия из разных по турпотоку регионов, занимающихся различными видами туризма, имеющих разную целевую аудиторию. В методиках указывается различное количество этапов, с помощью которых можно провести бенчмаркинговый анализ туристского предприятия. В статье указаны четыре и семь этапов, которыми можно воспользоваться при внедрении бенчмаркинга в туристское предприятие. На примере конкретной туристской фирмы проведён бенчмаркинговый анализ, выявлена определённая проблема и фирма эталон на данном рынке. Предложены рекомендации по усовершенствованию работы турфирмы и приближение её параметров к фирме-эталону.

Сохранить в закладках
ИНДЕКС ТУРИСТСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ (2024)
Выпуск: Т. 18 № 2 (111) (2024)
Авторы: Овчаров Антон Олегович, КАБИРОВ Ильдар Сарварович

Цель исследования заключается в разработке индекса, позволяющего оценивать динамику и неравномерность развития регионального туризма. На туризм оказывают влияние различные факторы, учёт которых требует количественных оценок. В статье такие оценки получены благодаря построению и апробации авторского обобщающего показателя - индекса туристского развития российских регионов. Сделан краткий обзор современных исследований в области использования индексного метода при анализе конкурентоспособности туристской индустрии разных стран и влияния на нее климатических условий. Практическая часть работы основана на обширной эмпирической базе. За 2013-2022 гг. собрана статистическая информация, отражающая динамику регионального туризма в РФ. На этой основе сформированы группы статистических показателей, которые использовались для конструирования индекса. Методология его расчёта заключалась в нормировании исходных показателей, измеряющих различные аспекты развития туризма, и их последующем агрегировании в единый обобщающий показатель. Результаты расчётов авторского индекса в разрезе федеральных округов и субъектов РФ позволили сделать вывод о неравномерности распределения туристских ресурсов и инфраструктуры между российскими регионами. Различия в оценках индекса для регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров свидетельствуют о высокой концентрации туристской активности лишь в ограниченном кругу российских регионов. Кроме того, на базе расчётных значений авторского индекса осуществлено ранжирование российских регионов по уровню развития туризма. Сделан вывод, что полученный рейтинг схож с национальным туристическим рейтингом, но существенно отличается от рэнкинга устойчивости развития туризма и индустрии гостеприимства.

Сохранить в закладках