Архив статей журнала

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Исаев Евгений Анатольевич

В статье рассматриваются теоретические основы культурного самоопределения личности через анализ экзистенциальных вопросов бытия как поиск и реализацию смысла жизни, предназначение себя в культуре. Делается краткий обзор видов самоопределения, историко-методологический анализ становления и развития теории культурного самоопределения личности в контексте расширения предмета экзистенциальной педагогики. Экзистенциальная идея в теории культурного самоопределения личности, по мнению автора статьи, состоит в том, что сущность человека не задана изначально культурой, а обретается в процессе индивидуального поиска собственной культурной идентичности. Раскрывается сущность феномена «культурное самоопределение личности» как непрерывного процесса качественной целенаправленной выработки внутренней позиции к окружающей поликультурной среде, позволяющей наиболее эффективно осуществлять различные виды активности в условиях социокультурной неопределенности; предлагается в его компонентный состав включить такие таксоны, как кросс-культурную сферу, ценностно-смысловую картину мира, глобальное отношение личности к культуре и ее поликультурную самоорганизацию; в качестве механизма развития понимать логическую последовательность процедур, определяющую внутреннее устройство личностного явления (механизм имеет спиралевидный путь и вбирает в себя принцип цикличности и линейности, реализуя такие стадии, как поиск→оценку→выбор→проекцию). Также в статье развивается идея о том, что культурное самоопределение является системообразующей категорией образования, выступает как базовый образовательный процесс и достигаемый в его ходе результат. В заключение делается вывод о том, что повышение значимости культурного самоопределения личности в контексте антропологического признания свободы, связанного с экзистенциальным выбором бытия человека в условиях социокультурной неопределенности и плюрализма ведет к необходимости разработок педагогических концепций, методического корпуса, что служит целью дальнейшего научного поиска автора статьи.

Сохранить в закладках
ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Миронова Анна Николаевна

Во всех сферах жизнедеятельности общества происходит модернизация. Анализ подготовленности студентов и педагогов к профессиональной деятельности позволил выявить необходимость разработки комплексной и целенаправленной подготовки студентов к использованию субъектно-ориентированных технологий. Цель статьи - описание опыта изучения студентами магистратуры курса «Организация воспитательной работы в профессиональном образовании», в процессе прохождения которого студентами осваиваются субъектно-ориентированные технологии. Основные методы представленного исследования - анализ научно-методической литературы, изучение и анализ продуктов деятельности студентов (личное Портфолио студента, индивидуальный маршрутный лист и др.), а также диагностические методики, включающие педагогическое наблюдение, анкетирование, коллективное обсуждение. Основу исследования составила опытно-экспериментальная работа. В статье обоснована целесообразность подготовки магистрантов к использованию субъектно-ориентированных технологий в их профессиональной деятельности, описан опыт изучения курса «Организация воспитательной работы в профессиональном образовании», в рамках которого студенты магистратуры осваивают субъектно-ориентированные технологии. Эта работа проводилась в учебных группах магистратуры Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Представлена логика изучения дисциплины «Организация воспитательной работы в профессиональном образовании» в целом и отдельных занятий с использованием субъектно-ориентированных технологий. В результате проведенного исследования подтверждается динамика подготовленности студентов магистратуры к использованию субъектно-ориентированных технологий в профессиональной педагогической деятельности. Проведённое исследование затрагивает актуальные проблемы высшего и среднего профессионального образования, а также является практико-ориентированным.

Сохранить в закладках