Архив статей журнала
Личность человека формируется и проявляется в деятельности, в том числе профессиональной. В статье рассмотрены особенности проявления лидерских качеств и стилей межличностных отношений у руководителей мужчин и женщин, осуществляющих профессиональную деятельность, содержание которой состоит в целенаправленном воздействии на объект управления в трудовом процессе производства материальных благ и духовных ценностей. Важную роль в осуществлении управленческой деятельности играют половые особенности проявлений эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности мужчин и женщин, их общения и др. В статье представлены результаты проведенного автором эмпирического исследования лидерских качеств и стилей межличностных отношений у 80 руководителей мужского и женского пола. Выявлено, что женщины более эмоциональны и импульсивны в отношениях, принимают решения в большинстве случаев интуитивно, стремятся к эмоциональному комфорту, поддержанию доброжелательных отношений в коллективе, экспрессивному лидерству, в то время как мужчины более собранны и аналитичны, в большей степени обладают лидерскими качествами и желанием управлять другими людьми, то есть осуществлять инструментальное лидерство, стремятся доминировать, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за принятие и исполнение решений. Представленные материалы могут быть положены в основу работы по коррекции руководителями собственного стиля управления с целью повышения его эффективности, а также по формированию коллектива организации в зависимости от пола руководителя.
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния рефлексии на самоактуализацию женщин зрелого возраста.
Рефлексия как основа саморазвития и самоактуализации индивида, носителя субъектности, способствует преодолению кризиса зрелости, в особенности у женщин, поскольку развитая рефлексивность обеспечивает возможность объективной оценки и переосмысления психологических и социальных результатов, которые были достигнуты, согласование этих результатов с происходящими изменениями, активное использование собственного потенциала для достижения личностной гармонии в новых реалиях, улучшения качества жизни, создания условий для самореализации и самоактуализации.
Представленные результаты эмпирического исследования показывают, что большинство женщин среднего возраста не обладает уровнем рефлексивности, который мог бы способствовать их самоактуализации, при том что эффективность самоактуализации напрямую зависит от выраженности рефлексивных умений.
Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть использованы при планировании и осуществлении психотерапевтической работы с женщинами зрелого возраста по преодолению кризисов, повышению активности, развитию самоактуализации.